НК РФ к внереализационным относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных.

Управление

Учет процентов по кредитам, займам и прочим долговым обязательствам вызывает много споров с налоговыми органами. В статье рассмотрены и разъяснены сложные ситуации, связанные с учетом внереализационных расходов, к которым относятся указанные затраты.

Перечень внереализационных расходов приводится в п. 1 ст. 265 НК РФ. Такие затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

Проценты по долговым обязательствам

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. 269 и 291 НК РФ), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

На основании п. 1 ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце – для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

Исходя из письма Минфина России от 10.02.2012 № 03-03-06/2/18 на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.

Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 16.01.2012 № 03-03-06/1/16, от 27.10.2011 № 03-03-06/4/124, от 19.10.2011 № 03-03-06/1/676, УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/[email protected]

Обратите внимание, что на правомерность отнесения процентов по долговым обязательствам к внереализационным расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, может влиять наличие экономических результатов сделок (экономическая оправданность расходов). В любом случае этот вопрос должен быть исследован судом.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Обеспеченные долговые обязательства (видео 8) — Финансовый кризис 2008 года — Экономика и финансы

Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Закон на страже долговых обязательств

Бюджетный кодекс РФ/Глава 14

Цели управления

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. [1]

Структура управления

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.[2]

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):[3]

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования

Правительство Российской Федерации устанавливает предельныедоли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные

финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации[4]

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации[5]

Нормативные доли, утвержденные Минфином России[6]

долговые обязательства иностранных государств

50-100 %

100 %

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0-30 %

0 %

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0-15 %

0 %

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

0-30 %

0 %

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:[7]

1. средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран[8]:

  • Австрия;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Дания;
  • Канада;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • США;
  • Финляндия;
  • Франция;
  • Швеция.

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

— эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

— сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

— нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

— ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

— номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

— объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро — для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов — для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

— выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:

— Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

— Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

— Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

— Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

— Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

— Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

— Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

— Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);

— Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

К долговым обязательствам МВФ относятся денежные средства в специальных правах заимствования (СДР), учитываемые им в связи с формированием и корректировкой резервной позиции Российской федерации. Совокупная сумма денежных средств, перечисленных в рамках указанных операций, не должна быть меньше суммы, предусмотренной МВФ в качестве минимальной для начисления процентов за пользование этими средствами. Требования, указанные в п. 2, на долговые обязательства МВФ не распространяются.[9]

Законодательством Российской Федерации и соглашением между Минфином России и Банком России предусмотрено, что функции Минфина России по формированию резервной позиции Российской Федерации в МВФ переданы Банку России.[10]

4. при размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

— иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

— нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

— суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

5. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

1. нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе[11]

доллар США — 45 %;

евро — 45 %;

фунт стерлингов — 10 %.

2. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда:[12]

— для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро:

минимальный срок до погашения — 3 месяца

максимальный срок до погашения — 3 года

— для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:

минимальный срок до погашения — 3 месяца

максимальный срок до погашения — 5 лет.

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

3. перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации):[13]

— Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

— Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

— Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

— Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

— Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

— Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

— Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

— Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

— Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

— Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

— Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

— Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

— Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

— Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

— Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);

4. максимальный номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска:[14]

для долговых обязательств иностранных государств — 25 % номинального объема выпуска;

для долговых обязательств иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций — 10 % номинального объема выпуска.

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.

[3] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п.1.

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 3.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п. 2.

[6] Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 3 (в редакции приказа Минфина России от 1 июня 2011 г. № 204).

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда».

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда, приказ Минфина России от 26 октября 2010 г. № 507.

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. № 805.

[10] Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[11] Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 4.

[12] Приказ Минфина России от 17 января 2008 г. № 12.

[13] Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 5.

[14] Приказ Минфина России от 17 апреля 2013 г. № 111.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 2. Анализ финансовой отчетности компании на бирже Виды отчетов Основы фундаментального анализа

В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам уточняется, что сумма процентов, признаваемая в качестве расходов.

Классификация, состав и структура государственного (муниципального) долга

Об утверждении Положения об управлении государственным долгом Томской области

________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Томской области от 01 апреля 2016 года № 28
___________________________________________________________

В целях повышения эффективности управления государственным долгом Томской области и реализации Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.10.2005 № 627-р (в редакции распоряжения от 10.11.2006 № 591-р),

постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об управлении государственным долгом Томской области.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Томской области Точилина С. Б.

Губернатор
Томской области
В.М. Кресс

Положение об управлении государственным долгом Томской области

Утверждено
постановлением Губернатора Томской области
от 30.06.2007 № 79

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об управлении государственным долгом Томской области (далее — Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области в целях обеспечения поддержания объема государственного долга на экономически безопасном уровне, минимизации расходов по его обслуживанию, снижению рисков и равномерного распределения во времени связанных с государственным долгом платежей.

1.2. Основными задачами управления государственным долгом Томской области являются:

сохранение долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учётом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств;

определение возникающих рисков;

определение способов управления государственным долгом;

минимизация стоимости долговых обязательств;

повышение прозрачности управления государственным долгом.

2. Управление долгом. Операции с долговыми обязательствами

2.1. Долговые обязательства Томской области классифицируются на прямые и условные.

2.1.1. Прямые обязательства — обязательства, которые требуют выплат процентов и/или суммы основного долга в объёмах, сроках и на условиях, предусмотренных обязательствами.

К прямым обязательствам относятся:

обязательства по государственным ценным бумагам Томской области;

обязательства по кредитам, полученным Томской областью от кредитных организаций и международных финансовых организаций;

обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1.2. Условные обязательства — обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных обстоятельств.

К условным обязательствам относятся государственные гарантии Томской области.

2.2. Понятие управления государственным долгом включает следующие взаимосвязанные направления деятельности:

планирование объёма и структуры государственного долга;

осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание.

2.3. При исполнении областного бюджета используются следующие долговые инструменты:

1) государственные гарантии;

2) бюджетные кредиты;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций и международных финансовых организаций;

4) государственные ценные бумаги.

2.3.1. Государственные гарантии — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно субъект Российской Федерации (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

2.3.2. Бюджетные кредиты относятся к нерыночным долговым обязательствам и представляют собой денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах, и носят целевой характер.

2.3.3. Кредиты, полученные от кредитных организаций и международных финансовых организаций относятся к рыночным долговым обязательствам и предоставляются в размере и на условиях, предусмотренных договором (соглашением), а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

2.3.4. Государственные ценные бумаги относятся к рыночным долговым обязательствам, что позволяет существенно расширить круг кредиторов, сформировать публичную кредитную историю, тем самым положительно воздействуя на инвестиционную привлекательность и дальнейшее экономическое развитие Томской области. Данная форма заимствований способствует снижению расходов на обслуживание государственного долга Томской области. Государственные ценные бумаги делятся на:

облигации биржевых внутренних займов. Размещение и обращение данных облигаций осуществляется на фондовых биржах среди профессиональных участников фондового рынка;

облигации областных внутренних займов. Выпускаются с целью обеспечения гарантии сохранности сбережений населения, создания благоприятных условий по активному привлечению средств граждан и временно свободных денежных средств юридических лиц для решения экономических проблем, стоящих перед Томской областью.

2.4. В рамках исполнения областного бюджета и управления государственным долгом Томской области осуществляются следующие основные операции с долговыми обязательствами:

планирование и привлечение долговых обязательств;

обслуживание долговых обязательств;

погашение долговых обязательств, в том числе досрочное погашение;

использование производных финансовых инструментов с долговыми обязательствами.

Кроме того для управления государственным долгом Томской области используется комплекс мероприятий, направленных на формирование желаемого профиля:

рисков;

стоимости;

графика обслуживания и погашения уже существующих обязательств.

Данные мероприятия относятся к оперативному планированию и осуществляются по мере изменения экономических условий и условий на рынке заимствований и представляют собой активное управление долговыми обязательствами.

Для осуществления активного управления долговыми обязательствами используются следующие процедуры и инструменты:

досрочный выкуп и досрочное погашение обязательств;

операции добровольного рефинансирования прямых обязательств;

использование производных финансовых инструментов.

2.5. В целях решения технологических задач в рамках управления государственным долгом Томской области областное государственное специализированное учреждение «Томская Расчетная Палата» обеспечивает связь Департамента финансов Томской области с инфраструктурой финансового рынка.

3. Планирование и погашение долговых обязательств Томской области

Планирование долговых обязательств осуществляется исходя из расчета долговой нагрузки на областной бюджет.

3.1. Расчет долговой нагрузки на областной бюджет с учётом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств.

3.1.1. Расчет долговой нагрузки на областной бюджет (далее — долговая нагрузка) проводится при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Также расчет долговой нагрузки может проводиться при возникновении необходимости привлечения заимствований, предоставлении государственных гарантий в течение года или проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.

Временной интервал, по которому оценивается долговая нагрузка, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом расчета может быть месяц, квартал или год.

3.1.2. Для расчета долговой нагрузки используются данные об объёме и условиях привлечения прямых обязательств и объёмов резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам. Долговая нагрузка для каждого i-го периода, связанная с обслуживанием и погашением прямых обязательств и объёмов резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам, определяется по следующей формуле:

, где: (1)

ДН(i) — долговая нагрузка в i-м периоде;

ПГ(i,j)
— расходы на погашение j-го прямого обязательства в i-м периоде, за исключением расходов на погашение прямых обязательств, привлеченных для финансирования кассовых разрывов;

ОБ(i,j)
— расходы на обслуживание j-го прямого обязательства в i-м периоде;

ОР(i,k) — объёмы резервирования средств под возможный платеж по k-му условному обязательству в i-м периоде;

M — число прямых обязательств;

L — число условных обязательств.

Сумма ДН(i) для всех периодов представляет собой совокупную долговую нагрузку на выбранном временном интервале:

, где: (2)


N
— число периодов расчета во временном интервале.

3.1.3. В целях определения возможности исполнения прямых обязательств и платежей по условным обязательствам проводится оценка их исполнения за счет поступления доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета. Результатом является долговая ёмкость областного бюджета (далее — долговая ёмкость).

Долговая ёмкость рассчитывается по следующей формуле:

, где: (3)


ДЕ(i)
— долговая ёмкость;

Д(i) — доходы областного бюджета в i-м периоде;

ОС(i)
— изменение остатков средств областного бюджета в i-м периоде;

ПП(i)
— поступления от продажи акций и иных форм участия в уставном капитале организаций, находящихся в собственности Томской области в i-м периоде;

Р(i) — расходы областного бюджета в i-м периоде без учёта бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, расходов на обслуживание существующих прямых обязательств и резервирование средств под возможную ответственность по условным обязательствам в i-м периоде.

Сумма ДЕ(i) всех периодов представляет собой расчетную долговую ёмкость на выбранном временном интервале:

, где: (4)


N
— число периодов расчета во временном интервале.

3.1.4. Для оценки возможности привлечения новых заимствований проводится расчет доступной долговой ёмкости областного бюджета.

Доступная долговая ёмкость областного бюджета (далее — доступная долговая ёмкость) определяется как разница между долговой ёмкостью и долговой нагрузкой в каждом периоде выбранного временного интервала:

, где: (5)

ДДЕ(i) — доступная долговая ёмкость в i-м периоде;

ДЕ(i)
— долговая ёмкость в i-м периоде;

ДН(i)
— долговая нагрузка в i-м периоде.

Сумма ДДЕi всех периодов представляет собой доступную долговую ёмкость на выбранном интервале планирования:

, где: (6)

N — число периодов расчета во временном интервале.

Значения доступной долговой ёмкости являются ограничениями по объёму при планировании новых прямых и условных обязательств.

Если доступная долговая ёмкость положительна на всём интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.

Если доступная долговая ёмкость отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два варианта.

1) если доступная долговая ёмкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой ёмкости. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;

2) если доступная долговая ёмкость в целом положительна для каждого планируемого года, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение обязательств в этом году, допускается.

Доступная долговая емкость является свободными средствами бюджета, которые могут быть направлены на:

финансирование инвестиционных проектов (программ);

досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджет.

3.2. Планирование новых долговых обязательств с учётом их влияния на долговую нагрузку областного бюджета.

3.2.1. Планирование прямых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая ёмкость для новых заимствований делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):

, где: (7)

ДДЕО — часть доступной долговой ёмкости, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;

ДДЕУ — часть доступной долговой ёмкости, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам;

ДДЕР — неиспользуемая (страховочная) часть доступной долговой ёмкости, компенсирующая риск ликвидности, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.

Отношение ДДЕО, ДДЕУ и ДДЕР к доступной долговой ёмкости устанавливается Департаментом финансов Томской области.

3.2.2. Прямые обязательства по целям заимствования подразделяются на три вида:

заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств;

заимствования на покрытие временных кассовых разрывов, погашаемые в пределах финансового года, в котором они привлекаются;

инвестиционные заимствования, в том числе на реализацию ведомственных целевых программ, погашаемые вне пределов финансового года, в котором они привлечены.

Планирование вновь привлекаемых долговых обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.

3.2.3. При планировании вновь привлекаемых прямых и условных обязательств Томской области учитываются следующие ограничения, определяемые:

Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Томской области по предельному объёму государственного долга и предельному объёму расходов на обслуживание и погашение государственного долга;

доступной долговой ёмкостью, отводимой на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;

доступной долговой ёмкостью, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам;

условиями привлечения долговых обязательств в соответствии с разделом 3.6 настоящего Положения.

3.2.4. При планировании каждого нового долгового обязательства оценивается:

долговая нагрузка на областной бюджет с учётом действующих долговых обязательств и планируемого к принятию обязательства;

долговая ёмкость;

доступная долговая ёмкость.

3.3. Планирование заимствований на рефинансирование и погашение долговых обязательств.

3.3.1. Потребность в заимствованиях на рефинансирование удовлетворяется в первоочередном порядке.

Планирование операций рефинансирования и досрочного погашения прямых обязательств выполняется после расчета доступной долговой ёмкости.

3.3.2. Рефинансирование может быть вынужденным в случае, если объёмы обслуживания и погашения обязательств превышают возможности областного бюджета в выбранном временном интервале, либо добровольным в случае, если рефинансирование осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств.

3.3.2.1. Вынужденное рефинансирование.

С целью проверки риска ликвидности и заблаговременного выявления возможного недостатка средств областного бюджета на своевременное погашение и обслуживание существующих обязательств Департаментом финансов Томской области осуществляется систематический контроль выполнения ограничений, накладываемых долговой нагрузкой на долговую ёмкость. Ограничения проверяются по периодам расчета (месяц, квартал, год).

При отрицательном значении ДДЕО для какого-либо i-го периода необходимо рефинансирование либо частичное досрочное погашение имеющихся обязательств для приведения их в пределы доступной долговой ёмкости областного бюджета.

В результате операции по рефинансированию вычисляется новая доступная долговая ёмкость областного бюджета ДДЕО. Вычисление осуществляется следующим образом:

1) из объёма существующей долговой нагрузки вычитаются объёмы обслуживания и погашения обязательств, которые будут рефинансированы. Соответственно пересчитывается доступная долговая ёмкость в период проведения операции рефинансирования. Результатом является увеличение доступной долговой ёмкости в i-м периоде;

2) к объёму существующей долговой нагрузки прибавляются объёмы обслуживания и погашения обязательств, которые будут привлечены в результате операции рефинансирования. Соответственно пересчитывается доступная долговая ёмкость по периодам, в течение которых будет осуществляться обслуживание и погашение привлеченного обязательства. Результатом является уменьшение доступной долговой ёмкости в будущих периодах.

3.3.2.2. Добровольное рефинансирование.

С целью улучшения условий для имеющихся прямых обязательств Департаментом финансов Томской области осуществляется мониторинг финансовых условий на рынке заимствований.

Если в результате мониторинга выявляются новые возможности по привлечению заимствований, связанные с меньшими рисками или имеющие меньшую стоимость при сохранении величины рисков на приемлемом уровне, то для действующих прямых обязательств, предусматривающих возможность досрочного погашения, может быть осуществлена операция добровольного рефинансирования с последующим возникновением новых обязательств на более выгодных условиях.

Результат операции добровольного рефинансирования рассчитывается аналогично операции вынужденного рефинансирования.

3.4. Планирование заимствований для финансирования временных кассовых разрывов областного бюджета.

3.4.1. Для финансирования временных кассовых разрывов применяются краткосрочные заимствования.

Привлеченные средства (Пс) определяются следующими составляющими в зависимости от способов заимствования:

1) бюджетные кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Кбс);

2) краткосрочные кредиты, привлекаемые у кредитных организаций (Кко);

3) средства от размещения государственных ценных бумаг, в том числе краткосрочных (Сцб).

Объём привлеченных средств определяется по формуле:

(8)

Все заимствования, производимые для финансирования временных кассовых разрывов, являются краткосрочными и погашаются до завершения текущего финансового года.

3.5. Планирование инвестиционных заимствований.

3.5.1. Планирование инвестиционных заимствований для реализации областных целевых программ, ведомственных целевых программ осуществляется Департаментом финансов Томской области.

При планировании инвестиционных заимствований Департамент финансов Томской области рассматривает объёмы и сроки финансирования инвестиционных проектов (программ), предусмотренных областными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, и возможность их финансирования за счет средств областного бюджета.

Распределение средств областного бюджета на финансирование инвестиционных проектов производится до тех пор, пока доступная долговая ёмкость в целом остается положительной.

Распределение средств областного бюджета на финансирование инвестиционных проектов осуществляется до отрицательного значения доступной долговой ёмкости.

После завершения процедуры распределения средств областного бюджета на финансирование инвестиционных проектов значение доступной долговой ёмкости на очередной финансовый год и плановый период является положительной, однако для периодов внутри года величина может быть как положительной, так и отрицательной.

Если значения доступной долговой ёмкости отрицательны для какого-либо периода внутри какого-то года, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.

После этого процедура переходит к следующему этапу — планированию финансирования инвестиционных проектов за счет привлеченных средств. В случае если потребности в финансировании инвестиционных проектов могут быть удовлетворены за счет доступной долговой ёмкости, то инвестиционные заимствования не планируются.

3.5.2. Процедура планирования заимствований производится по отдельности по каждому инвестиционному проекту.

Потребности в финансировании инвестиционного проекта определяют объём привлекаемого заимствования. Срок реализации проекта и доступные финансовые инструменты на рынке определяют долговую нагрузку предполагаемого заимствования:

, где: (9)

ДНЗ(i) — долговая нагрузка предполагаемого заимствования в i-м периоде;

ПГ(i)
— расходы на погашение предполагаемого заимствования в i-м периоде;

ОБ(i)
— расходы на обслуживание предполагаемого заимствования в i-м периоде;

H — число периодов обслуживания и погашения предполагаемого заимствования.

3.5.3. В каждом i-м периоде из части доступной долговой ёмкости ДДЕО(i) вычитается долговая нагрузка предполагаемого заимствования ДНЗ(i) в соответствующем периоде. При этом образуется новое значение ДДЕО(i) для каждого периода расчета:

(10)

3.5.4. Проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале, если выполненный для него расчет показывает положительное значение ДДЕО(i) на всем интервале планирования.

Отбор инвестиционных проектов из областных и ведомственных целевых программ повторяется до тех пор, пока не нарушается одно из следующих условий:

1) для очередного инвестиционного проекта не будут нарушены ограничения на объёмы долга и его обслуживание, а также предельный размер дефицита областного бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Томской области;

2) ДДЕО(i) не окажется отрицательной хотя бы в одном из периодов на всем интервале планирования.

В результате выполнения вышеприведенной последовательности действий Департаментом финансов Томской области формируется список инвестиционных проектов (программ), которые могут быть профинансированы, а также потребности в инвестиционных заимствованиях (объёмы и сроки привлечения).

3.6. Порядок учёта прогнозируемых объёмов условных обязательств.

3.6.1. Планирование условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к предоставлению государственных гарантий в объёмах, допускаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Томской области и ограничениями по части доступной долговой ёмкости, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым условным обязательствам (ДДЕУ).

3.6.2. Для планируемой к предоставлению гарантии определяется объём резерва (ОР) по ожидаемой ответственности и период возможной ответственности (i). Объём резерва вычисляется как произведение ожидаемой выплаты на вероятность исполнения государственной гарантии Томской области:

, где: (11)

ОР — объём резерва по ожидаемой ответственности в i-м периоде;

ПЛТ(i)
— ожидаемая выплата по условному обязательству в i-м периоде;

В(j)
— вероятность исполнения j-го условного обязательства.

Вероятность исполнения условного обязательства определяется Департаментом финансов Томской области исходя из фактического исполнения условных обязательств за три предыдущих финансовых года.

3.6.3. Рассчитанный объём резерва по ожидаемой ответственности вычитается из ДДЕУ(i) в i-м периоде, образуя новое значение ДДЕУ(i) — части доступной долговой ёмкости, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым условным обязательствам в i-м периоде:

(12)

3.6.4. Гарантия считается отобранной для предоставления в планируемом интервале, если выполненный для неё расчет по пунктам 2, 3 показывает положительное значение ДДЕУ(i) на всем интервале планирования.

Отбор гарантий повторяется до тех пор, пока для какой-либо очередной планируемой к предоставлению гарантии значение ДДЕУ(i) не окажется отрицательным хотя бы в одном из периодов на всем интервале планирования.

В результате выполнения вышеприведенной последовательности действий Департаментом финансов Томской области формируется список предоставляемых государственных гарантий, а также требуемый объём резерва по ожидаемой ответственности.

4. Привлечение долговых обязательств

4.1. Томской областью используются следующие формы привлечения заимствований:

1) без проведения конкурса — привлечение бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетом бюджету Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) на конкурсной основе — размещение государственных ценных бумаг и привлечение кредитов коммерческих банков.

4.2. При привлечении заимствований используются следующие конкурсные процедуры:

1) аукционы по размещению облигаций биржевых внутренних займов:

закрытые аукционы;

открытые биржевые аукционы;

2) конкурс по условиям привлечения кредитов коммерческих банков.

Открытые аукционы проводятся на фондовых биржах. В таких аукционах может принять участие любой участник биржевых торгов.

При проведении аукционов предпочтение отдается открытым (биржевым) аукционам, поскольку:

открытые аукционы позволяют снизить расходы на размещение облигаций и сократить премию к рыночной цене при первичном размещении, которая необходима для обеспечения участия инвесторов в аукционах;

проведение открытых аукционов позволяет улучшить кредитную репутацию Томской области и тем самым существенно ослабить ограничения, накладываемые рынком заимствований, что отражается на стоимости не только размещенных облигаций, но и заимствований, привлекаемых позднее.

Кроме открытых аукционов при размещении облигаций биржевых внутренних займов может осуществляться прямое биржевое размещение облигаций. Прямое биржевое размещение осуществляется через уполномоченных агентов или андеррайтеров в соответствии с правилами фондовой биржи.

Привлекаемые кредиты коммерческих банков могут носить кратко- и среднесрочный характер.

Привлечение кредитных ресурсов проводится путем проведения конкурса среди кредитных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области. Перед проведением конкурса Департамент финансов Томской области формулирует основные требования к финансовым инструментам:

необходимые требования к риску и условиям обязательства. Инструментами, имеющими наименьший риск, являются инструменты с фиксированной ставкой. Условия обязательства могут включать возможность досрочного погашения по инициативе заемщика;

необходимые и желаемые требования к срокам погашения (срочности). Срочность определяется исходя из программы заимствований.

По результатам конкурса выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость при соблюдении сформированных требований с учётом финансового эффекта от возможных предложенных дополнительных условий.

4.3. При выборе инструментов анализируются следующие параметры возможных обязательств:

величина рисков;

срочность и график погашения;

стоимость.

При планировании новых и возможных операциях рефинансирования действующих долговых обязательств рассматриваются обязательства, ведущие к улучшению структуры заимствований при снижении или сохранении риска портфеля на текущем уровне и разумном росте стоимости.

Улучшением структуры заимствований может считаться:

увеличение срока обязательств;

сглаживание пиков платежей по погашению и обслуживанию обязательств.

4.4. Оценка заимствований происходит на основании следующих критериев, приведенных в порядке снижения их приоритетности:

4.4.1. Величина риска.

Данный показатель представляет собой возможность финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.

Риски подразделяются на две категории:

риски, связанные с внешними условиями;

внутренние риски, источники возникновения которых непосредственно подконтрольны Департаменту финансов Томской области.

К рискам первой категории относятся:

риск рефинансирования;

риск процентной ставки;

валютный риск;

риск пролонгации;

риск цены выкупа;

риск со-инвестора;

риск платежа (внутренний риск).

Основным механизмом указанных рисков минимизации для уже существующих обязательств является досрочное погашение данных обязательств либо их рефинансирование, т.е. привлечение новых заимствований, которым присущи меньшие риски, для погашения обязательств с большими рисками.

К рискам второй группы относятся:

риск ликвидности;

кредитный риск;

юридические риски;

риск платежа (внешний риск);

риск краж, махинаций, разглашения информации и других противозаконных действий.

Наиболее существенные риски в сфере управления долговыми обязательствами:

риск ликвидности — вероятность отсутствия в областном бюджете средств для полного и своевременного исполнения долговых обязательств Томской области;

кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) — риск неплатежа по обязательствам, обеспеченным государственной гарантией Томской области;

риск платежа (внутренний риск) — вероятность, что операция по погашению и обслуживанию долговых обязательств может быть проведена агентом (банком), уполномоченным на осуществление соответствующих платежей, с задержкой, вследствие которой могут возникнуть дополнительные финансовые обязательства Томской области;

риск процентной ставки — вероятность неблагоприятного для Томской области изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объёма потребности в заемных ресурсах;

риск платежа (внешний риск) — вероятность непоступления денежных средств от уполномоченной кредитной организации (банка) в связи с ее финансовым состоянием на момент привлечения заимствований;

риск рефинансирования — вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;

риск пролонгации — вероятность, что условия пролонгации обязательства окажутся невыгодными для Томской области;

риск цены выкупа — риск потерь в результате того, что цена, по которой Департамент финансов Томской области сможет выкупить свои обязательства на рынке, окажется существенно выше запланированной.

Основной целью управления рисками является их минимизация, которую рекомендуется осуществлять на стадии планирования и привлечения новых заимствований путём выбора таких инструментов, для которых данные риски отсутствуют либо минимальны.

4.4.2. Возможность поэтапного погашения долговых обязательств.

Главное требование к этапу погашения — сроки обслуживания и погашения обязательств должны приходиться на периоды с наибольшим положительным значением доступной долговой ёмкости (ДДЕ).

4.4.3. Стоимость заимствований.

При выборе между заимствованиями с приемлемым уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведенной стоимости принимаемого обязательства.

Под приведенной стоимостью обязательства (ПСО) понимается сумма всех будущих дисконтированных платежей по обслуживанию и погашению обязательства. Для упрощения расчетов используются одинаковые периоды дисконтирования, равные году на всем интервале дисконтирования. Расчет осуществляется по формуле:

, где: (13)


ПЛТ(i)
— сводный объём платежей по обязательству в i-м году;

СД(j)
— годовая ставка дисконтирования в j-м году (в процентах);

K
— количество периодов осуществления платежей по исполнению обязательства во временном интервале.

В качестве ставки дисконтирования для будущих периодов берется прогнозируемое значение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Прогноз строится на основе реальной ставки рефинансирования (РСР), которая рассчитывается от текущей ставки рефинансирования, скорректированной на текущий уровень инфляции. Расчет значения РСР осуществляется по формуле:

, где: (14)


ТСР
— текущая ставка рефинансирования (в процентах годовых);

ИНФ
— прогноз инфляции на текущий год (в процентах).

Прогноз ставки рефинансирования (СР) основывается на неизменности реальной ставки рефинансирования на всем интервале дисконтирования. Расчет значения ставки рефинансирования для j-го года (СР(j)) осуществляется по формуле:

, где: (15)


ИНФ(j)
— прогноз инфляции в j -м году (в процентах).

5. Показатели, характеризующие эффективность управления государственным долгом Томской области

5.1. Эффективность управления государственным долгом Томской области оценивается Департаментом финансов Томской области по следующим показателям:

доля суммарного объёма всех прямых и условных обязательств к объёму доходов областного бюджета, без учёта объёма безвозмездных поступлений, по состоянию на отчетную дату;

отношение объёма платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств к объёму доходов областного бюджета, без учёта объёма безвозмездных поступлений, за отчетный период;

доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах областного бюджета за отчетный период;

доля рыночных обязательств в общем объёме прямых обязательств по состоянию на отчетную дату;

полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;

минимизация стоимости долговых обязательств.

Перечисленные показатели рассчитываются Департаментом финансов Томской области на основе данных бюджетной статистики.

6. Организация учёта долговых обязательств и операций с долгом

6.1. Учёт государственного долга Томской области, а также операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств Томской области осуществляется Департаментом финансов Томской области в соответствии с действующими нормативными актами и правилами ведения бюджетного учёта.

6.2. Учёт государственного долга Томской области ведется в следующих формах:

бюджетный учёт государственного долга Томской области, целью которого является своевременное и полное отражение операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств;

оперативный учёт, целью которого является формирование и предоставление заинтересованным лицам оперативной информации о состоянии долга Томской области и расходов областного бюджета на его обслуживание.

6.3. Система учёта государственного долга:

представляет собой комплекс процедур по формированию и хранению информации, относящейся к долговым обязательствам, с применением программного продукта и средств автоматизации;

обеспечивает сбор, хранение, систематизацию и внесение изменений в данные, относящиеся ко всем типам прямых и условных обязательств.

6.4. Частью системы учёта прямых и условных обязательств является Долговая книга Томской области.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в долговую книгу вносятся основные сведения о долге, а также другая информация. Структура и порядок ведения долговой книги определяются отдельным нормативным правовым актом.

7. Раскрытие публичной информации

7.1. Раскрытие информации представляет собой комплекс процедур по обеспечению доступа к информации и производится на основании данных, зарегистрированных в системе учёта прямых и условных обязательств.

7.2. Состав и сроки раскрываемой информации определяются Департаментом финансов Томской области.

Департамент финансов Томской области является ответственным за раскрытие информации о государственном долге Томской области.

Вся информация, подлежащая раскрытию (публичная информация), раскрывается на систематической основе.

7.3. Раскрытие публичной информации может осуществляться через:
средства массовой информации;
информационную глобальную сеть Интернет;
печатную продукцию.

7.4. Главной задачей раскрытия информации является повышение открытости процесса управления государственным долгом Томской области.

При предоставлении государственных гарантий формой долгового не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение​.