Кроме того, положения Дисциплинарного устава распространяются на Перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих изложен в.

О некоторых проблемах применения дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащих

(Шишканов В. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 4)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. А. ШИШКАНОВ

Шишканов В. А., кандидат юридических наук.

Анализируются правовые проблемы, возникающие при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: Дисциплинарный устав, дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Some problems in the application of disciplinary sanctions against the military V. A. Shishkanov

Analyze legal problems in attracting personnel to disciplinary action.

Key words: Disciplinary Regulations, disciplinary liability of military personnel.

Критика действующего Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Дисциплинарный устав), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, уже не раз звучала на страницах нашего журнала <1>. Соглашаясь с высказанными замечаниями, хотелось бы заострить внимание и на некоторых других правовых проблемах, возникающих при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности и свидетельствующих о необходимости продолжения работы над совершенствованием Дисциплинарного устава. ——————————— <1> Туганов Ю. Н. Пределы командирского усмотрения по применению к военнослужащим мер принуждения и поощрения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11. С. 24 — 26; Калашников В. В. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство // Там же. N 8. С. 19 — 21; Щербак С. И. Обеспечение принципов законности и справедливости при реализации прав военнослужащих на обжалование дисциплинарных взысканий // Там же. N 3. С. 25 — 26; Зайков Д. Е. О некоторых проблемах военного законодательства юридико-технического характера // Там же. N 4. С. 74 — 77; Щербак С. И. Размышления, возникшие при перечитывании Дисциплинарного устава // Там же. N 6. С. 27 — 30.

1. Один из наиболее важных вопросов, который часто возникает на практике, — срок применения дисциплинарных взысканий в связи с совершением военнослужащими дисциплинарных проступков. Известно, что процессуальные действия (к числу которых относится и применение дисциплинарных взысканий) должны совершаться в строго установленные нормативными правовыми актами сроки, соблюдение которых влияет на законность этих действий. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы такие акты точно и однозначно определяли сроки их совершения. Дисциплинарный устав в этой части, формально закрепляя сроки применения дисциплинарных взысканий, не определяет их исчерпывающим образом, допускает их различное, подчас неверное толкование. Так, п. 83 Дисциплинарного устава определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Следует сказать, что ранее аналогичная норма в Дисциплинарном уставе 1993 г. и Дисциплинарных уставах Вооруженных Сил СССР 1960 и 1975 гг. была изложена в несколько ином виде. К примеру, п. 88 Дисциплинарного устава 1993 г. закреплял, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Как видно, ранее был установлен вполне определенный срок наложения дисциплинарного взыскания — до 10 суток, т. е. 10-е сутки с того момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, являлись крайним днем наложения дисциплинарного взыскания. Никаких исключений из этого правила предусмотрено не было. В действующей редакции рассматриваемой нормы (п. 83 Дисциплинарного устава) предусмотрены те же 10 суток на применение дисциплинарного взыскания, однако их соблюдение «размыто» дополнительными сроками: временем на проведение разбирательства, производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, временем болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также временем выполнения им боевой задачи. Такой подход законодателя, обусловливающий необходимость соблюдения дополнительных сроков и условий, большинство из которых самим Дисциплинарным уставом не регламентированы, и, как следствие, необходимость обращения к иным источникам права в целом не способствуют правильному пониманию и применению командирами (начальниками) положений п. 83 Дисциплинарного устава. Вследствие этого на практике в воинской среде укоренилось не совсем оправданное убеждение о том, что срок проведения разбирательства и срок применения дисциплинарного взыскания в совокупности не должны превышать 10 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке. Отчасти такая позиция вызвана и своего рода подстраховкой командиров (начальников), боязнью пропустить срок применения дисциплинарного взыскания и тем самым совершить дисциплинарный проступок. Вместе с тем буквальное толкование п. 83 Дисциплинарного устава позволяет прийти к выводу о том, что 10-дневный срок применения взыскания прерывается на время: а) проведения разбирательства; б) производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; в) болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; г) выполнения военнослужащим боевой задачи. Статьей 28.8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих) определено, что срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка (обратим внимание на то, что Законом о статусе военнослужащих не предусмотрена возможность прерывания срока проведения разбирательства). Таким образом, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. «б» — «г» предыдущего абзаца, максимальный срок применения взыскания составляет 20 суток с момента совершения дисциплинарного проступка. Важно в этом случае точно определять сроки начала и окончания проведения разбирательства. При этом если материалы разбирательства представлены в письменном виде, то отследить сроки проведения самого разбирательства не представляет большой сложности. Однако если разбирательство проводилось самим командиром (начальником) без составления материалов разбирательства в письменной форме, то срок окончания проведения разбирательства определить достаточно сложно. Видимо, это как раз тот случай, когда лучше подстраховаться. Вообще же, на наш взгляд, законодатель выстроил неудачную модель правовой нормы, касающейся применения дисциплинарных взысканий, как с юридической, так и с практической точки зрения. Так, непонятно, зачем норму о сроке проведения разбирательства возводить в ранг закона, а норме о сроке применения дисциплинарных взысканий придавать подзаконный характер? Логичнее был бы обратный порядок, ведь закон должен регулировать наиболее важные общественные отношения, а среди понятий «срок проведения разбирательства» и «срок применения дисциплинарного взыскания» безусловный приоритет следует отдать сроку применения взыскания. А еще лучше было бы эти вопросы урегулировать одним правовым актом. Еще один спорный момент — это указание в норме о сроке применения дисциплинарного взыскания на его прерывание временем на проведение разбирательства; производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; выполнения военнослужащим боевой задачи. По нашему мнению, эти обстоятельства должны прерывать не срок применения дисциплинарного взыскания, а срок проведения разбирательства. Именно на стадии проведения разбирательства важно обеспечить личное присутствие военнослужащего, поскольку закон предоставляет ему право давать объяснения и представлять иные доказательства своей невиновности. Отсутствие военнослужащего при проведении в отношении его разбирательства может существенно повлиять на объективность его результатов. В свою очередь, результаты производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении также существенно могут повлиять на выводы, которые могут быть сделаны по результатам разбирательства. В то же время если проведено разбирательство, вина военнослужащего установлена, при этом такой военнослужащий лично участвовал в разбирательстве, давал свои объяснения и был ознакомлен с его результатами, но до принятия командиром (начальником) решения о применении взыскания убыл, например, в отпуск или командировку, то для чего прерывать срок применения взыскания до момента его прибытия на службу? Какие объективно в таком случае могут быть препятствия для применения к нему дисциплинарного взыскания? В этой связи полагаем, что срок применения дисциплинарного взыскания должен прерываться только временем на проведение разбирательства. Поэтому из абз. 1 п. 83 Дисциплинарного устава следовало бы исключить положения, касающиеся прерывания срока применения дисциплинарного взыскания на время производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также выполнения им боевой задачи, вместе с тем указав их в качестве оснований для прерывания срока проведения разбирательства в ст. 28.8 Закона о статусе военнослужащих. 2. Пункт 83 Дисциплинарного устава содержит общее правило о сроках применения дисциплинарных взысканий. В то же время в отношении грубых дисциплинарных проступков действуют специальные сроки. Так, в соответствии с п. 81 того же Устава командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного Дисциплинарным уставом. С учетом требований п. 3 ст. 28.8 Закона о статусе военнослужащих в этом случае срок применения дисциплинарного взыскания не должен превышать 12 суток с момента, когда командиру воинской части стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (10 суток на проведение разбирательства и двое суток на применение взыскания). Вообще в случае с грубыми дисциплинарными проступками не совсем понятна логика законодателя по поводу сроков применения взыскания. В отношении ареста все понятно — это та мера дисциплинарного воздействия, которая должна применяться в кратчайшие сроки. Но непонятно, почему и другие взыскания должны применяться в тот же срок (двое суток)? Чем обоснована необходимость такого поспешного принятия командиром воинской части решения о применении взыскания, например, в случае объявления военнослужащему выговора или строгого выговора? На наш взгляд, в отношении «иных дисциплинарных взысканий», применяемых к военнослужащему за совершение грубого дисциплинарного проступка, следовало бы распространить общий срок применения дисциплинарных взысканий, установленный п. 83 Дисциплинарного устава. Следует отметить и то, что анализ содержания п. 81 Дисциплинарного устава как специальной нормы по отношению к п. 83 того же Устава показывает, что срок применения дисциплинарного взыскания при совершении грубого дисциплинарного проступка не прерывается на время производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; выполнения военнослужащим боевой задачи. Значит ли это то, что разбирательство и применение дисциплинарного взыскания могут быть совершены в отношении военнослужащего при наступлении указанных выше обстоятельств? Пункт 81 Дисциплинарного устава определяет, что протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения. Следовательно, представление командиру воинской части для рассмотрения материалов разбирательства, с которыми военнослужащий не ознакомлен, является неправомерным и может в последующем служить основанием к отмене примененного дисциплинарного взыскания. Но как быть, если о грубом дисциплинарном проступке командиру (начальнику) стало известно в период нахождения военнослужащего, его совершившего, в отпуске, в командировке, на лечении или во время выполнения им боевой задачи, срок которых превышает срок применения дисциплинарного взыскания? Тем более что срок проведения разбирательства составляет 10 суток и, как указывалось выше, ни одним из изложенных обстоятельств не прерывается. Получается парадоксальная ситуация: если соблюсти срок проведения разбирательства, но при этом провести его в отсутствие военнослужащего, то примененное взыскание будет неправомерным; если нарушить срок проведения разбирательства (дожидаясь выхода военнослужащего из отпуска, возвращения из командировки или после выполнения боевой задачи), но при этом провести его в присутствии военнослужащего, то примененное взыскание также будет неправомерным! На наш взгляд, указанное свидетельствует о необходимости опять же распространения действия п. 83 Дисциплинарного устава при применении «иных дисциплинарных взысканий» за совершение грубых дисциплинарных проступков (путем внесения соответствующих изменений в Дисциплинарный устав). 3. При продолжении анализирования п. 83 Дисциплинарного устава возникает следующий вопрос: какому из прямых командиров (начальников) должно стать известно о совершенном дисциплинарном проступке, чтобы начал течь срок применения дисциплинарного взыскания? Проблема при применении указанной нормы возникает в том случае, когда о совершенном дисциплинарном проступке становится известно одному из прямых (вышестоящих) начальников (командиров), а взыскание по итогам проведенного разбирательства предлагается применить непосредственному (нижестоящему) командиру (начальнику). Такой механизм привлечения к дисциплинарной ответственности не нов и на практике встречается довольно часто. Дисциплинарным уставом он также напрямую не запрещен. Но когда в таком случае начинает течь 10-дневный срок применения взыскания? Можно ли считать, что с момента получения непосредственным (нижестоящим) командиром (начальником) материалов разбирательства 10-дневный срок на применение взыскания начинает течь заново? Прямого ответа на этот вопрос Дисциплинарный устав не дает. Следуя логике п. 10 Дисциплинарного устава, согласно которому дисциплинарная власть, предоставленная нижестоящим командирам (начальникам), всегда принадлежит и вышестоящим командирам (начальникам), и учитывая положения п. 83 Дисциплинарного устава, можно прийти к выводу о том, что такой срок заново течь не начинает и взыскание должно быть применено в течение 10 дней со дня, когда один из командиров (начальников) первым узнал о его совершении. Вместе с тем при назначении дисциплинарного взыскания должны учитываться не только обстоятельства, которые были установлены проведенным разбирательством, но также характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность (п. 82 Дисциплинарного устава). Поэтому предоставление решением вышестоящего начальника (командира) права применения взыскания нижестоящему (непосредственному) командиру (начальнику) является вполне оправданным и логичным. Однако, в связи с тем что Дисциплинарный устав этот вопрос никак не регулирует, полагаем, что п. 83 в этой части следовало бы дополнить следующим абзацем: «Вышестоящие (прямые) командиры (начальники) вправе своими правами применять дисциплинарные взыскания либо в срок до 10 суток направлять материалы разбирательства нижестоящим (непосредственным) командирам (начальникам) для применения дисциплинарного взыскания в отношении виновных военнослужащих. Нижестоящий (непосредственный) командир (начальник) производит применение дисциплинарного взыскания в срок до 10 суток со дня получения материалов разбирательства». 4. В отношении сроков применения дисциплинарного взыскания видится и еще один пробел в Дисциплинарном уставе. Выше уже рассмотрен случай, когда о совершенном дисциплинарном проступке становится известно вышестоящему командиру (начальнику), а взыскание предлагается применить нижестоящему (непосредственному) командиру (начальнику). Однако названный Устав, в отличие от предыдущего случая, предусматривает обратный порядок применения дисциплинарного взыскания. Так, согласно п. 87 Дисциплинарного устава если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника). Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке. Вроде бы все ясно: хочешь применить к военнослужащему более строгое взыскание, обращайся к вышестоящему командиру, наделенному дисциплинарной властью в необходимом объеме. В то же время Дисциплинарный устав не определяет срока, в течение которого вышестоящий командир (начальник) должен применить дисциплинарное взыскание. Можно, конечно, попробовать уложиться в 10 суток с момента выявления дисциплинарного проступка, но такая возможность есть не всегда. Выходом из данной ситуации, на наш взгляд, может служить применение по аналогии п. 83 Дисциплинарного устава, т. е. возобновление общего срока применения дисциплинарного взыскания с момента представления вышестоящему командиру (начальнику) ходатайства о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника). В то же время полагаем, что целесообразно было бы внести в п. 87 Дисциплинарного устава изменения, предусмотрев в нем либо возможность возобновления общего срока применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного п. 83 Дисциплинарного устава, либо иной специальный срок применения дисциплинарного взыскания вышестоящим командиром (начальником).

——————————————————————

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дисбат это вам не армия

тизации грубых дисциплинарных проступков. Обоснована целесообразность определения установленных в ст. 65 Дисциплинарного устава проступков.

Дело № не определено

Порядок применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста за совершение грубого дисциплинарного проступка регламентируется федеральными законами от 1 декабря 2006 года № 199-ФЗ«О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (УказПрезидента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495).
Законодательством Российской Федерации предусмотрен исключительно судебный порядок применения к военнослужащим данного вида дисциплинарного взыскания. Возбуждению перед судом соответствующего ходатайства должно предшествовать разбирательство по факту грубого дисциплинарного проступка, которое проводится по решению командира части(начальника органа военной полиции), назначающего ответственного за его проведение. Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, в целях установления виновных, выявления причин и условий, способствовавших его совершению. По результатам составляется протокол установленной формы. Военнослужащий, в отношении которого составлен протокол, должен быть ознакомлен с ним и вправе представить замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим, в отношении которого он составлен, после чего вместе с материалами разбирательства и предложением о сроке дисциплинарного ареста (ином виде взыскания) представляется командиру воинской части(начальнику органа военной полиции). Копия протокола под расписку вручается военнослужащему, в отношении которого он составлен.

В ходе разбирательства должны быть установлены: событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий;

обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого военнослужащего при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Строгость взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

Право ходатайствовать о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста предоставлено командирам (начальникам)
от командира отделения и выше или лицу, проводившему разбирательство.

Полномочия направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке
в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении
дисциплинарного ареста принадлежит командиру воинской части и начальнику органа военной полиции.

В качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером адвокатского образования.

Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда единолично в течение трех суток со дня их поступления в гарнизонный военный суд. В случае, если военнослужащий,
в отношении которого были направлены документы, находится под арестом или задержан, они рассматриваются непосредственно в день поступления.

По результатам судебного рассмотрения судья гарнизонного военного суда может принять одно из следующих решений:

1) о назначении дисциплинарного ареста;

2) об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении материалов командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему их в гарнизонный военный суд, для применения иной меры дисциплинарного воздействия в случаях, еслик военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест;

может быть применена иная мера дисциплинарного воздействия, исходя из обстоятельств дисциплинарного проступка, его последствий, формы вины и личности военнослужащего;

3) о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке в случаях: если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего; передачи материалов руководителю военного следственного органа, если в действии (бездействии) военнослужащего содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и решение об освобождении военнослужащего от уголовной ответственности в установленном законодательством порядке не принято.

Постановление судьи о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста объявляется сразу повынесении решения и для немедленной реализации в этот же день направляется должностному лицу, уполномоченному его исполнить.

Старший военный прокурор
1 отдела организационного управления
Главной военной прокуратуры
полковник юстиции О.В.Колбасенков

Фото: Министерство обороны России

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дисциплинарный батальон в Мулино

Дисциплинарный арест за совершение военнослужащим грубых дисциплинарных проступков, указанных в приложении № 7, назначается по решению.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих

4 Сентябрь 2018

О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии со ст. 26 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УВС ВС РФ) военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, т.е. за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности (ст. 27 УВС ВС РФ).

В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ) воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).
К нарушениям воинской дисциплины можно отнести и нарушение Общих принципов служебного поведения государственных служащих, и ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением военной службы (требований к служебному поведению), установленных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 17, 18, 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. ст. 8, 9, 11, 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".

В соответствии со ст. 81 ДУ ВС РФ принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок (ст. 81 ДУ ВС РФ).
Как показывает практика, разбирательство лучше проводить с оформлением письменных материалов, так как это облегчает доказывание события дисциплинарного проступка в случае обращения военнослужащего с жалобой в военную прокуратуру или с заявлением в военный суд. Материалы о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.
Разбирательство может назначаться в отношении конкретного военнослужащего (военнослужащих) либо по факту совершения дисциплинарного проступка.

В соответствии с п. 3 ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих" срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка.
Разбирательство можно считать оконченным с даты утверждения командиром (начальником) заключения по итогам разбирательства либо с даты принятия им решения на основе собранных в процессе такого разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что к установленным Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ срокам следует относиться очень скрупулезно, так как их нарушение приводит к юридической ничтожности всех полученных в дальнейшем результатов разбирательств.

По нашему мнению, поводами для проведения разбирательства могут являться:
— непосредственное обнаружение командиром (начальником) признаков дисциплинарного проступка;
— поступившие сведения о совершении дисциплинарных проступков подчиненными военнослужащими (рапорты военнослужащих, письма, жалобы и заявления граждан, сообщения органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, сообщения средств массовой информации).
В ходе разбирательства устанавливаются (ст. 81 ДУ ВС РФ):
— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
— лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
— вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины (умысел или неосторожность) и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
— данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
— характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
— причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
— другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

По нашему мнению, грубейшим нарушением, которое допускается в ходе проведения разбирательства, является то, что лицом, проводящим разбирательство, не устанавливается, какие именно положения нормативных правовых актов не соблюдены военнослужащим. При тщательном исследовании с первого взгляда очевидного дисциплинарного проступка может выясниться, что конкретно ничего не нарушено.
В нарушение названных выше положений ДУ ВС РФ не исследуются причины и условия, способствовавшие совершению проступка. Это создает предпосылки для совершения аналогичных нарушений воинской дисциплины в дальнейшем, не позволяет командирам (начальникам) принять действенные меры к их профилактике.

Вопреки требованиям ДУ ВС РФ от военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки, не берутся объяснения. Тем самым должным образом не документируется содеянное и не исследуются мотивы противоправного поведения военнослужащего.
Объяснение у лица, совершившего проступок, должно истребоваться во всех случаях разбирательства. Как показывает опыт, желательно, чтобы это объяснение давалось в письменной форме. Если лицо, совершившее проступок, отказывается дать такое объяснение, то по данному факту может составляться акт, подписываемый 2 — 3 очевидцами такого отказа.
Отказ дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Аналогичное правило, например, применяется и в отношении работников (ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Объяснения следует брать как можно более полные, с указанием времени, места совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них, обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей отношение к разбирательству.

Объяснения оформляются на имя лица, назначенного для проведения разбирательства, или лица, назначившего проведение разбирательства.
При оформлении разбирательства в письменном виде по результатам разбирательства составляется и представляется на утверждение командиру (начальнику) письменное заключение, а командиру воинской части — протокол о грубом дисциплинарном проступке в случае совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение N 8 к ст. 81 ДУ ВС РФ).
Заключение по результатам разбирательства должно иметь вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.
Лицам, проводящим разбирательства, важно представлять суть разбирательства, чтобы не смешивать разбирательства по поводу дисциплинарных проступков с производством по административным делам, административными расследованиями, связанными с привлечением военнослужащих к материальной ответственности, установлением обстоятельств получения травм военнослужащими и т.п.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с ДУ ВС РФ, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.
В процессе разбирательства обязательно следует изучить служебную характеристику лица, в отношении которого проводится разбирательство, и его служебную карточку для определения степени тяжести применяемого дисциплинарного взыскания с учетом прежнего поведения виновного.

При формулировке грубых дисциплинарных проступков следует руководствоваться перечнем, указанным в приложении N 7 к ДУ ВС РФ.
Лица, в отношении которых проводилось разбирательство, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с его результатами (с подтверждением факта ознакомления подписью с указанием даты ознакомления). Отказ от ознакомления с результатами разбирательства также может оформляться актом. При этом отказавшемуся от подписи лицу должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в акт.
Статья 83 ДУ ВС РФ определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, установленного ст. 49 ДУ ВС РФ (один год со дня совершения дисциплинарного проступка).

Началом течения срока применения дисциплинарного взыскания является дата утверждения командиром (начальником) заключения по результатам разбирательства или дата принятия им решения на основе собранных в процессе разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге. По нашему мнению, привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности является крайней мерой укрепления воинской дисциплины и должно применяться только в том случае, если другие меры дисциплинарного воздействия (указание, напоминание, замечание, порицание, критика поведения) не приносят требуемого результата.
В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

Как показывает опыт, наиболее характерными недостатками при проведении разбирательств в соответствии с ДУ ВС РФ являются:
— применение нескольких дисциплинарных взысканий за один и тот же дисциплинарный проступок;
— внесение предложений об одновременном привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и лишении военнослужащего дополнительных выплат в составе денежного довольствия. Внесение предложений о лишении военнослужащего дополнительных выплат не входит в компетенцию лиц, назначенных для проведения разбирательств. Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к военнослужащим, содержится в гл. 4 ДУ ВС РФ. Другие виды взысканий по итогам разбирательства недопустимы;
— применение дисциплинарных взысканий производится без проведения разбирательства либо до вынесения вышестоящим командиром (начальником) окончательного решения по итогам разбирательства;
— с нарушителей воинской дисциплины и очевидцев дисциплинарных проступков не всегда берутся объяснения, а используются при проведении разбирательств только рапорты должностных лиц;
— при проведении разбирательства не проводится медицинское освидетельствование, что в случае последующего отрицания военнослужащим факта нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не даст возможности подтвердить данное обстоятельство;
— разбирательства проводятся лицами, заинтересованными в их результатах;
— заключения по результатам разбирательств представляются на согласование различным должностным лицам, хотя заключение разбирательства должно подписываться только лицом, назначенным для проведения разбирательства, а утверждаться лицом, назначившим разбирательство;
— при наличии нескольких дисциплинарных проступков проводится только одно разбирательство и применяется только одно дисциплинарное взыскание, хотя, по нашему мнению, необходимо рассматривать каждый из дисциплинарных проступков в отдельности;
— при описании совершенного дисциплинарного проступка не указываются положения конкретных нормативных правовых актов, которые были нарушены;
— лица, в отношении которых проводятся разбирательства, не знакомятся под роспись с их результатами. Это очень важно при определении пропуска военнослужащим срока на обращение в суд в случае оспаривания привлечения к дисциплинарной ответственности;
— в заключениях разбирательств не указывается дата утверждения разбирательства командиром (начальником). Это также важно при исчислении срока применения дисциплинарного взыскания;
— проступки, не являющиеся таковыми, признаются грубыми, формулировки грубых дисциплинарных проступков не соответствуют установленному перечню, а протоколы о грубых дисциплинарных проступках не составляются;
— не устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению проступков (что создает возможность их повторения), а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— в резолютивной части заключений по результатам разбирательств встречаются некорректные формулировки, содержащие признаки уголовно наказуемых деяний, хотя на самом деле проступок военнослужащего не содержит таких признаков.
В заключение необходимо отметить, что огромное значение имеет контроль за исполнением дисциплинарного взыскания и принятых организационных решений по результатам разбирательства. В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность.

Бордин С.Н., кандидат юридических наук

Другие новости и статьи

« Европейская социальная модель и попытки строительства социального государства на Украине

Медицинское обеспечение в годы Великой Отечественной войны »

Запись создана: Вторник, 4 Сентябрь 2018 в 4:00 и находится в рубриках Новости.

метки: дисциплина, устав

Темы Обозника:

В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевузвыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеофицерохранапатриотпатриотизмпенсиипенсияподготовкаправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбасталинстроительствоуправлениеучебафинансыфлотэкономика

-лс, за совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в 1 Дисциплинарного устава ВС РФ, воинская дисциплина есть строгое и.