предупреждение совершения преступлений несовершеннолетним; 73 УПК РФ и не являются особенностью предмета доказывания по делам в.

14.2. Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних

Правила производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления.

Учитывая это, УПК РФ не ограничивается формулой общего понятия предмета доказывания по уголовным делам, а определяет обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних (ст. 421 УПК) наряду с обстоятель-

\i ствами, указанными в ст. 73 УПК. Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия судопроизводства.

Установление точного возраста несовершеннолетнего (п. 1 ч. 1 ст. 421) —

| одна из важных задач следователя и суда. Соответствующие данные необходимы для:

а) установления личности обвиняемого и решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);

б) определения возможности совершения конкретного деяния с учетом физических способностей несовершеннолетнего (например, способности оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т. п.);

в) скорейшего практического осуществления особых правил судопроизводства по уголовному делу;

г) учета возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;

д) обеспечения применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, назначении принудительных мер воспитательного воздействия и др. (гл. 14 УК РФ).

Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК, лицо должно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток. Причем день достижения того или иного возраста определяется в зависимости от того, какая возрастная группа (14, 16 или 18 лет) имеет уголовно-правовое или процессуальное значение.

574

Раздел IV. Производство по отдельным категориям уголовных дел…

Источником сведений об этих данных является свидетельство о рождении либо общегражданский паспорт. Поэтому в тех случаях, когда лицо, задержанное на месте происшествия, имеет при себе иные документы, его возраст должен быть установлен на основании указанных документов.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным причинам получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно подлинности документа, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза (ст. 196 УПК). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены вопросы: каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого); достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего или 18-летнего возраста.

В случаях определения возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста лица.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК) требуется для всестороннего изучения физического и психического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитателей. Вот почему следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, имеет ли обвиняемый имущество, самостоятельный заработок и в каком размере, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытеснялся ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приватизации жилья и последующих сделках с ним, при получении наследства или дарении.

При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанавливают: в какой школе (обычной, вспомогательной) учится несовершеннолетний, в каком классе, каковы его успеваемость, поведение, принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, при-

Глава XXXII. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних 575

менялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил работу и учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы требуется проверить, насколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: уволился он по собственному желанию или его уволили за проступки, какие меры воспитательного характера принимала администрация до его увольнения, как реагировали родители на оставление работы; не вовлекался ли он в запрещенный законом бизнес (например, в выпуск порнографических изданий и т. п.). В случае, если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу-бизнесе в нарушение законов о труде, выяснять, кто, на каких условиях устраивал его на работу в казино, ночные дискотеки, бары, эротические салоны и т. п. заведения.

Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он добывал деньги, совершал ли в состоянии наркотического или алкогольного опьянения правонарушения. Требуется установить лиц, виновных в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий (в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством и т. п.), и решить вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.

Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранее преступления, когда и какие; за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т. д.; находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда, за что, сколько времени; состоит ли на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; привлекался ли к административной ответственности.

Данные о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК) составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. При этом следует учитывать, что уголовная ответственность взрослых наступает как при условии их осведомленности о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могли это предвидеть.

576

Раздел IV. Производство по отдельным категориям уголовных дел…

Названное обстоятельство выясняется также в отношении несовершеннолетних, но «старших по возрасту», поскольку и они могут вовлечь младших по возрасту лиц в совершение преступления.

Учитывая, что совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего относится к обстоятельствам, смягчающим наказание (ст. 61 У К РФ), при производстве по уголовному делу следует установить характер примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.

Выявление данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также установление, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и нарушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.

В случае необходимости исследования особенностей психики несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т. п.), по делу назначаются комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза.

Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в опредмечивании конкретных мотивов и т. п. Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1-2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действии (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответст-

Глава XXXII. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

577

венности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Статья 228 часть 1 УК РФ — Наркотики. Способы защиты в уголовном деле на примере

Итак, необходимо отметить, что предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних имеет свои особенности. Анализ.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Доказательства в уголовном процессе

Дополнительный предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

На правах рукописи ЦВЕТКОВА Елена Владимировна ДОКАЗЫВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИМИ Специальность: 12.00.09 – Уголовный процесс АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва — 2014 2 Работа выполнена во Владимирском государственном университете им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых на кафедре уголовно-правовых дисциплин Научный руководитель — Подшибякин Александр Сергеевич доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Дежнев Александр Сергеевич доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России Угольникова Наталья Викторовна кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России Ведущая организация — Пермский государственный национальный исследовательский университет Защита состоится 6 июня 2014 г. в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 521.023.02 при Московской академии экономики и права по адресу: 11710, Москва, Варшавское шоссе, д. 23. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии экономики и права. Автореферат разослан «____» апреля 2014 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор юридических наук, профессор Ю.С. Харитонова 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях обострившихся социальных проблем, связанных с падением жизненного уровня, углубляющимся расслоением общества, распадом системы трудоустройства, низким финансовым обеспечением образовательных и спортивно- оздоровительных учреждений, подростки все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. При этом самым тревожным является то, что наряду с увеличением традиционных видов преступлений (кражи, разбои, грабежи, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), возрастает число убийств и покушений на них, все чаще проявляются организованные формы преступности, т.е. те явления, которые считались не характерными для несовершеннолетнего возраста. В 2012 г. из каждых 10 тыс. молодых людей в возрасте 14-17 лет совершили преступления 241 человек против 170 человек в 2001 г. По сравнению с 2000 г. в 2012 г. число зарегистрированных преступлений, совершенных взрослыми или при их соучастии, возросло на 25,3%, а выявленных подростков, совершивших преступления, — на 26,3%. Темп прироста показателей преступности несовершеннолетних опередил прирост населения в возрасте 14—17 лет в 3,5 раза. По действующему уголовному законодательству несовершеннолетние несут ответственность за совершение более 130 видов преступлений. Реально ими совершается не более 25 видов. Четырнадцать из них составляют основной статистический массив, доля которого равна почти 95%, а доля трех видов преступлений — кража, грабеж и хулиганство — свыше 75% общей совокупности. Россия, вступив в Совет Европы, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации1 стала синхронизировать отечественную правовую основу с международно-правовыми норами, в том числе и в той части, 1 Далее – Конституция РФ. 4 которая посвящена основаниям и порядку наступления уголовной ответственности несовершеннолетних. Деятельность по доказыванию в сфере досудебного производства в отношении таких лиц призвана выполнять двуединую задачу. С одной стороны, лица, достигшие возраста уголовной ответственности, но не возраста совершеннолетия, должны подлежать эффективному вовлечению в социально-позитивные процессы, с другой, при этом должны быть в полной мере соблюдены права и законные интересы как данных лиц, так и тех людей, в отношении которых были совершены преступления. Поэтому необходимо выяснять условия жизни и воспитания подростка, другие обстоятельства, которые оказывают большое влияние на формирование его мировоззрения. Тщательному изучению его личности, установлению тех негативных процессов и явлений, которые сформировали преступное поведение несовершеннолетнего, призваны способствовать разработка и осуществление комплекса необходимых мер по оптимизации доказывания, а также повышение качества доказывания в ходе предварительного расследования. Положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1 в целом основаны на признанных мировым сообществом правилах формирования доказательственной основы по уголовным делам в отношении подростков. Но в то же время существует значительное количество проблемных сторон, которые вызывают необходимость нового комплексного исследования. Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с досудебным доказыванием по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, рассматривались в трудах исследователей — специалистов в области уголовного судопроизводства: Р.С. Белкина, В.П. Божьева, Н.Т. Ведерникова, В.Н. Григорьева, А.В. Гриненко, А.Я. Гришко, Н.И. Гуковской, А.П. Гуляева, А.П. Гуськовой, С.П. Ефимичева, О.А. Зайцева, В.В. Кальницкого, 1 Далее – УПК РФ. 5 В.С.Комисарова, Л.Л. Каневского, И.А. Коноваловой, A.П. Кругликова, А.С.Ландо, И.М. Мацкевича, B.В. Николюка, В.Т. Очередина, А.С. Подшибякина, А.И. Рощина, В.Я. Рыбальской, С.С. Степичева, М.С. Строговича, С.В. Тетюева, С.А. Шейфера, Н.А. Шулепова, С.П. Щербы, П.П. Цветкова и других авторов. Однако сложившаяся в последние годы в России криминогенная обстановка имеет качественно новую характеристику как по масштабам преступных проявлений, так и по степени их негативного влияния на основополагающие процессы жизнедеятельности граждан, общества и государства, что требует нового научного осмысления. Кроме того, проведенные ранее исследования не в полной мере учитывают последние изменения действующего законодательства и практики его применения. Объект исследования составляют общественные отношения, которые появляются и находят свою реализацию в ходе доказывания при досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Предмет исследования образуют правовые нормы и материалы практики об особенностях доказывания в ходе проверки первичных материалов, разрешения вопроса о возбуждении уголовных дел, производства процессуальных действий в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Целью настоящего исследования являются выработка авторской концепции доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, исследование ее основных элементов с учетом требований международных стандартов, выработка положений, требующих внесения изменений в действующий УПК РФ, и создание механизма их реализации на практике. Поставленная цель обусловила необходимость разрешения следующих задач: — исследование генезиса деятельности по доказыванию в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними; 6 — сравнительно-правовой анализ положений УПК РФ, регламентирующих особенности доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, на предмет их соответствия международно-правовым стандартам; — установление возможностей использования мер процессуального принуждения для совершенствования доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними; — исследование особенностей доказывания в процессе производства процессуальных действий в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых; — разработка механизма изучения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в ходе предварительного расследования с целью совершенствованию качества доказывания; — выработка предложений по улучшению структуры и содержания УПК РФ в части, закрепляющей процедуру доказывания в процессе расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; — совершенствование действующего уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок доказывания в процессе расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Методологическую основу работы составляют: диалектический метод научного познания, общенаучные (наблюдение, сравнение, измерение, описание, эксперимент) и специальные методы исследования: формально- логические (анализ, синтез, дедукция, индукция), сравнительно-правовые и некоторые другие. Теоретической основой работы являются труды российских ученыхправоведов о деятельности по доказыванию при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенными несовершеннолетними. Кроме того, использовались труды исследователей в различных областях общественных, в том числе правовых, наук применительно к выделенной в работе проблематике. 7 Нормативную основу исследования составляют положения Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, УПК РФ, УК РФ, иных федеральных законов в части, касающийся объекта и предмета работы. Также широко использовались подзаконные нормативные правовые акты. Эмпирическую базу исследования составили: статистические данные и эмпирические материалы изучения 263 уголовных дел, расследованных следователями органов внутренних дел Владимирской, Тверской, Московской, Брянской, Воронежской, Липецкой областей за 2007-2012 гг. В процессе написания работы были опрошены 105 следователей МВД РФ и СК РФ, 35 дознавателей, 26 судей. Использован личный 20-летний опыт следственной работы. Научная новизна исследования заключается в создании авторской концепции доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, с учетом особенностей их личности. Уточнены особенности способов доказывания по данным уголовным делам, сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства. Положения, выносимые на защиту: 1. Авторская концепция доказывания при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними. Сущность концепции заключается в обосновании недопустимости любых упрощений в ходе расследования преступлений несовершеннолетних, а также во введении дополнительных гарантий соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и недопустимости незаконных методов воздействия на указанных лиц. 2. Содержание концепции включает в себя следующие положения: 1) недопустимость упрошенного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; 2) особая регламентация рассмотрения первичных материалов о возбуждении уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; 3) наличие особенностей доказывания, заключаю- 8 щихся в повышенных требованиях к соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних, что обусловливает особый порядок производства многих процессуальных действий, в частности допросов; 4) объективное наличие особенностей изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, обусловленные необходимостью повышения качества доказывания. 3. Вывод о недопустимости применения в ходе расследования уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних упрощенного уголовно-процессуального производства. Необходимо ввести по признакам всех без исключениям составов преступлений обязательное предварительное расследование в форме предварительного следствия, так как расследование данных дел предполагает установление целого ряда обстоятельств, способствовавших совершению преступления, имеются особенности проведения процессуальных действий, требуется глубокое изучение личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. 4. Важным требованием к доказыванию в процессе расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, является соблюдение международно-правовых стандартов, к которым относятся: обеспечение повышенной правовой защитой в ходе уголовного судопроизводства; создание системы гарантий безопасности несовершеннолетних, вовлеченных в процесс расследования преступлений; приоритет обеспечения тайны, касающейся данных лиц. 5. Наиболее актуальными в процессе доказывания являются вопросы использования мер процессуального принуждения в процессе доказывания, в частности, мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Обосновано предложение в случаях использования в отношении несовершеннолетних меры пресечения в виде заключения под стражу помещать лиц, которые не достигли возраста 16 лет, не в следственные изоляторы, а в центры временного содержания несовершеннолетних. 9 6. Особое значение приобретает соблюдение международно-правовых стандартов при производстве допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425, 426 УПК РФ). Автор полагает, что необходимо совершенствовать правовое регулирование порядка допроса как основного способа собирания и проверки доказательств. В частности, следователь должен сам принимать решения о том, в какой именно момент приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого его педагога и законного представителя в зависимости от следственной ситуации, учитывая личностные особенности подростка, его психическое состояние, характер преступления. Участие педагогов или психологов в допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых не должно быть обязательным, потому что приходит свободный от занятий педагог (психолог), который может и не знать подростка. Это предложение касается производства и ряда иных процессуальных действий. 7. Обоснование вывода о том, что следователю большое внимание необходимо уделять изучению личности несовершеннолетнего обвиняемого, а также факторам, влияющих на личность несовершеннолетнего, с целью использования полученных данных в процессе доказывания. 8. Обоснование предложений по совершенствованию УПК РФ: В пункте 12 ст. 5 указать, что законные представители могут быть не только у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, но и у несовершеннолетнего свидетеля. Часть 3 ст. 27 УПК РФ изложить в новой редакции, имея в виду, что она должна содержать самостоятельное (без ссылки на п. 2 ч. 1 ст. 24) основание для прекращения уголовного преследования в отношении лица, не достигшего возраста наступления уголовной ответственности на момент совершения им деяния, а также лица, которое такого возраста достигло, но имеет отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством. 10 В статье 48 УПК РФ установить, что законные представители по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних должны участвовать по усмотрению следователя, основанному на обстоятельствах конкретного уголовного дела. Пункт 1 ч. 1 ст. 140 изложить в редакции: «заявление о преступлении, в том числе поданное несовершеннолетним». Целесообразно сконцентрировать статьи, касающиеся работы с несовершеннолетними на предварительном следствии, в отдельную главу, включив в нее также особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (ст. 45, 191 УПК РФ). Дополнить статью 421 УПК РФ частью 2.1: «2.1. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, связанным с психическим расстройством, если несовершеннолетний признан вменяемым, устанавливается также, соответствует ли он по своему развитию возрасту привлечения к уголовной ответственности». Дополнить статью 426 УПК РФ новой частью 5, предусмотрев возможность следователя в случае, если законный представитель не явился для участия в следственных действиях с представляемым им лицом, проводить следственное действие без участия законного представителя. Необходимо исключить из текста статей УПК РФ обязательность участия педагога или психолога и позволить следователю самому, в зависимости от следственной ситуации, решать, когда необходимо приглашать педагога или психолога для проведения допросов несовершеннолетних. Наряду с этим в ст. 5 УПК РФ требуется закрепить понятие педагога и психолога. Дополнить ч. 2 ст. 131 УПК РФ, предусмотрев процессуальные издержки педагогу и психологу за их участие в следственных действиях. Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе в результате обобщения и анализа имеющегося научного материала обоснованы теоретические положения, раскрывающие особенности доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. 11 Настоящая работа может составить основу для дальнейшей разработки теоретической модели эффективного судопроизводства, а также обеспечения прав несовершеннолетних, вовлеченных в уголовно-процессуальные отношения. Практическое значение исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации выводы могут быть использованы в правоприменительной деятельности по доказыванию в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также в процессе обеспечения прав и законных интересов указанных лиц. Результаты исследования также могут использоваться в учебном процессе. Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения по диссертационному исследованию обсуждались на заседании кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и А.Н. Столетовых. Результаты внедрены в учебный процесс юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и А.Н. Столетовых, Московского государственного областного университета и использованы в преподавании курса уголовного процесса. На основе исследования выработаны теоретические положения, выводы и рекомендации по изучаемому вопросу, которые обсуждались на семинарах среди сотрудников Следственного управления г. Владимира и Владимирской области, а также на совместных коррекционных совещаниях с прокуратурой г. Владимира и Ленинским районным судом г. Владимира. Результаты, полученные в процессе исследования, использованы в публикациях автора, обсуждались на научно-практических конференциях в г. Владимир и г.Москва. Основные выводы использовались в проведении занятий с практическими работниками органов внутренних дел. Основное содержание работы отражено в тринадцати научных публикациях, из них четыре — в журналах, рекомендованных ВАК России. 12 Структура и объем работы определяется ее целями, задачами и содержанием. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложений, а также библиографии. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснован выбор темы исследования, показана ее актуальность и научная новизна, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрыта методологическая база работы, содержится перечень основных положений, выносимых на защиту, обоснован вывод о теоретической и практической значимости работы, а также приведены сведения об апробации полученных результатов. Первая глава – «Теоретические основы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» – состоит из двух параграфов. В первом параграфе – «Международно-правовые стандарты и их роль в совершенствовании доказывания при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних» – в результате изучения научной литературы, нормативных правовых актов различного уровня установлено, что Конвенция о правах ребенка 1989 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. (Эр-Риядские руководящие принципы), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила) и другие акты фактически сформировали политику обращения с несовершеннолетними в процессе доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Наряду с этим порядок доказывания при предварительном расследовании в отношении несовершеннолетних нуждается в совершенствовании. Система доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должна быть направлена в первую очередь на обеспечение их бла- 13 гополучия, защиты их прав, интересов и безопасности, а также хорошего физического и умственного состояния, а также на то, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. Обращение с несовершеннолетним должно способствовать развитию у него чувства достоинства и значимости, укреплять в нем уважение к правам человека и основным свободам других, учитывать возраст ребенка и возможность выполнения им полезной роли в обществе. Следовательно, судопроизводство по делам несовершеннолетних должно быть направлено на разрешение двух основных задач: а) охрана прав и интересов несовершеннолетних; б) удовлетворение потребностей общества и интересов государства. В результате в работе сформулированы общие требования международно-правовых стандартов, которые должны быть в полной мере внедрены в процедуру доказывания при производстве предварительного расследования в отношении несовершеннолетних для достижения назначения уголовного судопроизводства. К ним относятся следующие требования: обеспечение повышенной правовой защиты в ходе уголовного судопроизводства; создание системы гарантий безопасности несовершеннолетних, вовлеченных в процесс расследования преступлений; приоритет обеспечения тайны, касающейся данных лиц. Исходя из необходимости наиболее полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего, в работе обосновано предложение законодательно закрепить обязательность производства предварительного расследования в отношении несовершеннолетнего только в форме предварительного следствия, как это имело место в ранее действовавшем УПК РСФСР. Во втором параграфе – Использование мер процессуального принуждения для совершенствования процесса доказывания в ходе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних» – исследованы правовые 14 основания и порядок применения различных мер процессуального принуждения, а также их влияние на совершенствование процесса доказывания в отношении несовершеннолетних. Поскольку заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения, ее избрание в отношении несовершеннолетних с целью совершенствования процесса доказывания имеет особую актуальность. Хотя в соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК РФ предусмотрена возможность избрания в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести, меры пресечения в виде заключения под стражу только в исключительных случаях, сам по себе перечень таких случаев, а также их критерии в законе не установлены. Предложено в качестве основного критерия использовать невозможность обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего лица и его участие в доказывании на стадии предварительного расследования. С другой стороны, в отношении такого несовершеннолетнего должны быть в полной мере обеспечены конституционные права личности, прежде всего презумпция невиновности, а также право не свидетельствовать против себя. Делая вывод об избрании той либо иной меры пресечения из имеющегося арсенала, следователь должен использовать конкретные сведения, имеющие значение доказательств по уголовному делу. Чтобы получить по вышеуказанным обстоятельствам полную информацию, необходимо провести ряд следственных действий, направленных как на выяснение конкретных обстоятельств совершенного преступления с учетом его тяжести, выполнения неотложных следственных действий, направленных на собирание и проверку доказательств, так и на установление данных о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, условий его жизни и воспитания, отношений в семье, по месту учебы и т.д. Вместе с тем не все доказательства, свидетельствующие о необходимости избрания меры пресечения, могут «автоматически» устанавливать и все обстоятельства, перечисленные в ст. 73 и 421 УПК РФ. Ведь несовершенно- 15 летний может пытаться скрыться, препятствовать производству по уголовному делу, однако это само по себе не подтверждает, что преступление совершил именно он. Одновременно предложено решить вопрос о возможности использования центра временного содержания несовершеннолетних от 14 до 16 лет при применении в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу. Что касается иных мер процессуального принуждения, то следователь должен применять их в отношении несовершеннолетнего избирательно, с учетом особенностей его социального и психологического статуса. Вторая глава – «Особенности доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних при производстве отдельных процессуальных действий» – включает в себя два параграфа. В первом параграфе – «Особенности доказывания при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых» – исследованы правовые положения, которые регламентируют порядок использования допроса как основного способа собирания и проверки доказательств применительно к досудебному производству в отношении несовершеннолетних. По действующему законодательству на предварительном следствии при допросе несовершеннолетнего в качестве подозреваемого, обвиняемого участие законного представителя обязательно (ст. 426 УПК РФ), а ч. 3 ст. 428 УПК РФ предусматривает возможность рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего по усмотрению суда без законного представителя в случае его неявки. Исходя из этого, обоснована целесообразность введения процедуры приглашения законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и свидетеля по усмотрению следователя, которое должно быть основано на реальной ситуации по уголовному делу. Видится нецелесообразным требование ст. 424 УПК РФ о возможности вызова на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не 16 находящегося под стражей, только через родителей или других законных представителей, поскольку это лишает следователя права выбора. В результате обобщения позиций ученых-юристов (О.В. Боровик, А.Н.Бычкова, В.Я. Рыбальской, И.А. Макаренко, С.В. Тетюева) и изучения правоприменительной практики сделан вывод, что в тех случаях, когда привлечение к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагога, который с ним знаком, нецелесообразно (например, при совершении преступления с особым цинизмом и дерзостью, когда несовершеннолетнему будет стыдно встречаться со знакомым педагогом или психологом), следователь может пригласить стороннего специалиста в области подростковой и юношеской психологии. Такой специалист должен обладать знаниями не только педагогики, но и психологии. Он должен оказать помощь следователю в проведении допроса с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего, его психического развития, условий жизни и воспитания. Результатом допроса могут быть только показания допрашиваемого несовершеннолетнего, закрепленные в протоколе. Никакие иные доказательства, в частности, выявляющие нравственно-психологические свойства подростка с участием педагога (психолога), получить в ходе допроса невозможно. А если педагог и диагностировал какие-то характерные черты личности, наблюдая за допрашиваемым, то сообщить о них следователю (дознавателю) он может по окончании допроса — в непроцессуальной (в неофициальной беседе) либо процессуальной формах (в рамках допроса педагога как сведущего лица). Поскольку педагог и психолог далеко не во всех случаях способствуют установлению надлежащей психологической атмосферы, предложено исключить из текста статей УПК РФ обязательность участия педагога или психолога и позволить следователю самому, в зависимости от следственной ситуации, решать, когда необходимо приглашать педагога или психолога для проведения допросов несовершеннолетних. Наряду с этим в ст. 5 УПК РФ требуется закрепить развернутое определение не только педагога, но и психоло- 17 га. Одновременно предложено дополнить ч. 2 ст. 131 УПК РФ, предусмотрев процессуальные издержки педагогу и психологу за их участие в следственных действиях. Во втором параграфе – «Особенности доказывания при производстве иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых» – обоснована необходимость использования всего спектра действий из числа предусмотренных законом на стадии возбуждения уголовного дела в отношении конкретного несовершеннолетнего, поскольку в этом случае лицо признается подозреваемым и в отношении него осуществляется уголовное преследование. Наряду с этим больше прав следует предоставить и несовершеннолетним, в отношении которых совершено преступление, в частности право обращаться с заявлением о преступлении. Это право предложено распространить и на случаи, когда несовершеннолетний был вовлечен в совершение преступлений старшим по возрасту соучастником. С целью более полного и последовательного обеспечения прав несовершеннолетних предложено расширить перечень лиц, которые могут участвовать в следственных действиях в качестве их законных представителей путем включения в него дедушки, бабушки, совершеннолетних братьев и сестер, а также закрепления права пользоваться помощью законного представителя несовершеннолетним свидетелем. Что касается процессуальных действий, осуществляемых на стадии предварительного расследования, то на практике возникают случаи, когда местом происшествия является такое пространство, которое является обычной «средой обитания» для несовершеннолетнего, в связи с чем возникает целесообразность его участия в данном следственном действии. В этом случает в начале осмотра несовершеннолетнему должно быть разъяснена цель данного следственного действия в плане установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также детально раскрыты процессуальные права, которые он может реализовывать как лично, так и через своего защитника и за- 18 конного представителя. Также следует иметь в виду, что именно с целью установления условий жизни и воспитания несовершеннолетних производится такой специфический вид осмотра, как осмотр жилища. На производство освидетельствования в отношении несовершеннолетнего распространяется закрепленное в законе правило, согласно которому постановление следователя о производстве данного следственного действия является обязательным для освидетельствуемого лица (ч. 2 ст. 179 УПК РФ). При неподчинении лица следователь вправе применить принуждение, которое является необходимым и достаточным для преодоления сопротивления. Вместе с тем по отношению к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому должно применению принуждения должно предшествовать подробное и тщательное разъяснение лицу порядка производства данного следственного действия, а также предупреждение о тех последствиях, которые могут наступить в случае неисполнения требований следователя. При проведении с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого следственного эксперимента (ст. 181 УПК РФ) и проверки показаний на месте (ст. 194 Кодекса) следователь должен иметь в виду, что доказательственное значение указанных следственных действий состоит в том, что собираются ранее не известные сведения, а также проверяются доказательства, которые ранее были собраны и подлежат последующей оценке. Специфика данных следственных действий заключаются в том, что они происходят строго добровольно и только в случаях, когда лицо ранее дало исходные показания. Поэтому следователь должен предупреждать несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого об этом, а также создавать надлежащую психологическую атмосферу. С другой стороны, если несовершеннолетний, отрицая свою причастность к совершению преступления, сообщил в свое оправдание определенные сведения, следователь должен также провести данные следственные действия с тем, чтобы проверить эти показания и предоставить несовершеннолетнему возможность подтвердить свою невиновность. 19 Третья глава – «Изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с целью повышения качества доказывания» – включает в себя два параграфа. Первый параграф – «Особенности процессуальной регламентации деятельности следователя по изучению личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого» – посвящен исследованию положений УПК РФ, регламентирующих деятельность следователя по собиранию и проверке сведений, характеризующих личностные качества несовершеннолетнего, а также установлению места и роли указанных сведений в общей системе обстоятельств, подлежащих доказыванию. Законодатель закрепил в УПК РФ особенности процессуального статуса несовершеннолетнего именно для того, чтобы обеспечить данное лицо дополнительными процессуальными гарантиями. Одновременно на органы предварительного расследования возложена обязанность тщательно изучать и оценивать свойства личности совершившего преступление, что отражено во многих нормах уголовного и уголовно-процессуального права. Особый порядок производства данной категории уголовных дел способствует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств произошедшего преступления, выявлению обстоятельств его совершения, а также обеспечению того, чтобы меры воздействия на несовершеннолетнего были всегда соизмеримы с его личностью и обстоятельствами совершения деяния. При этом личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должна исследоваться в качестве системы информации о различных чертах его характера, а также о проявлениях внутренних качеств несовершеннолетнего во взаимоотношениях с другими лицами и в конкретных социально значимых актах поведения (как в позитивном, так и в негативном планах). Общепризнанным в юридической науке является мнение о том, что установление возраста несовершеннолетнего необходимо для того, чтобы определить, является ли он субъектом преступления (нижняя граница), а также распространяются ли на него особенности, предусмотренные гл. 50 20 УПК РФ. Предложено расширить значение данных сведений и использовать их для разрешения вопроса об избрании меры пресечения, о выработке конкретных направлений профилактической деятельности, а также для предоставления суду возможности вынесения действительно справедливого и соразмерного приговора. В настоящее время в уголовно-процессуальном законодательстве попрежнему существуют нерешенные проблемы, связанные с производством по уголовным делам в отношении подозреваемых, обвиняемых, имеющих психические расстройства. В частности, не определено понятие психического недостатка, не разработаны основания обязательного участия законного представителя, а также защитника подозреваемого, обвиняемого с психическими расстройствами и ряд других. Обосновано мнение, что в отношении несовершеннолетнего изначально необходимо назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Это является вполне оправданным, поскольку именно она компетентна решить вопрос о возрастной невменяемости несовершеннолетнего лица. Психологи и психиатры не имеют возможности разграничить причины отставания подростков в психическом развитии (психическое расстройство или социальная и педагогическая запущенность). С другой стороны, на практике эксперты, давая заключение, указывают, что подросток отстает в психическом развитии и это связано с психическим расстройством, чем «подводят» подростка под уголовную ответственность. Однако в случаях, когда подросток фактически не соответствует возрасту уголовной ответственности, неважно, по какой причине это произошло (связанной или не связанной с психическим расстройством), главное, что он не должен признаваться субъектом преступления. Это позволяет сделать вывод, что в ст. 421 УПК РФ следует предусмотреть необходимость установления того, соответствует ли несовершеннолетний, страдающий психическим расстройством, но признанный вменяе- 21 мым, по своему развитию возрасту привлечения к уголовной ответственности. Что касается ч. 3 ст. 27 УПК РФ, то она должна быть самостоятельной, без ссылки на п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, предусматривающей прекращение уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления. Эту норму предложено изложить в следующей редакции: «Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению. Также подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом». В числе обстоятельств, подлежащих установлению, законодатель также упоминает влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п.3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Данная группа обстоятельств сформулирована в несколько измененном виде по отношению к обстоятельствам, которые упоминались в п. 4 ч. 1 ст. 392 ранее действовавшего УПК РСФСР (наличие взрослых соучастников и иных подстрекателей). Представляется, что это – не случайная трактовка данных обстоятельств законодателем, и в ныне действующем УПК РФ они изложены более полно. Если ранее такие обстоятельства касались лишь явно криминальных случаев воздействия на несовершеннолетних, то сейчас под ними понимается самый широкий круг обстоятельств, как непосредственно повлекших вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, так и прямое или косвенное создание условий и ситуаций, при которых подросток совершил преступление. 22 Второй параграф – «Практические аспекты изучения следователем личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого» – содержит исследование практических действий следователя, направленных на изучение личности несовершеннолетнего лица, в отношении которого осуществляется доказывание. Практическая деятельность следователя по изучению личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого направлена на: предупреждение преступлений, которые находятся в стадии подготовки; пресечение преступлений, совершаемых в настоящий момент; полное выявление в ходе досудебного производства обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и реализацию мер по их ликвидации; осуществление иных действий, которые обеспечивают правопослушное поведение несовершеннолетнего и оказывают воспитательное воздействие на его личность. В процессе доказывания необходимо использовать возможности оперативно-розыскной службы. Следователь органа внутренних дел располагает большими возможностями в установлении не только взрослых вовлекателей, но и в выявлении и устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних и самими несовершеннолетними, своевременное разоблачение и прекращение преступной деятельности взрослых. Изучение следователем личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого заключается в выявлении вышеуказанных обстоятельств, прямо или косвенно способствовавших совершению уголовно наказуемого деяния. Оно начинается с момента получения заявления о совершенном преступлении и продолжается вплоть до окончания предварительного расследования. Своевременно возбужденное уголовное дело и производство неотложных следственных действий способствуют пресечению совершения подростком новых преступлений. Тщательное выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, позволяет правильно организовать работу по их устранению, активно и эффективно повлиять на устранение возможности повторного совершения аналогичного дея- 23 ния. Безнаказанность же совершения первого преступления позволяет укрепиться у подростка антиобщественной установке, что впоследствии создаст предпосылки к возникновению устойчивого криминогенного поведения. Поэтому при обнаружении указанных обстоятельств следователь обязан принимать соответствующие меры реагирования, направленные не только на выведение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого из этой среды, но и на разобщение всей антисоциальной группы, оказание воздействия на всех ее участников, и прежде всего организаторов. Представления следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предложено считать разновидностью процессуальных документов властно-распорядительного характера. Из этого следует, что его вынесение имеет процессуальные последствия не только для лиц, которым оно адресовано, но и всех тех, которых касается его содержание. В заключении содержатся основные выводы и положения, сформулированные автором, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. В приложениях даны образцы вопросов для анкетирования несовершеннолетних, а также должностных лиц уголовного судопроизводства (дознавателей, следователей, судей) и таблицы данных, полученных в результате анкетирования указанных лиц. 24 По теме диссертации опубликованы следующие работы: Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ 1. Цветкова Е.В. Особенности и порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых // Российский следователь. 2012. № 15. С. 13-15. – 0,25п.л. 2. Цветкова Е.В. Уголовная ответственность несовершеннолетних за заведомо ложный донос и лжесвидетельство (сравнительно-правовые аспекты) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. №4. С. 12-16. – 0,3 п.л. 3. Цветкова Е.В. Некоторые особенности преступности несовершеннолетних и факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего преступника // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 4(25). С. 137-141. – 0,35 п.л. 4. Цветкова Е.В. Некоторые особенности, возникающие при возбуждении уголовных дел с участием несовершеннолетних // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 2(27). С. 144-147. – 0,3 п.л. Научные работы, опубликованные в иных изданиях 5. Цветкова Е.В. Об участии педагога (психолога) при проведении следственных действий // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. № 1(10). С. 20-23. – 0,3 п.л. 6. Цветкова Е.В. Проблемы избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, сравне- 25 ние с некоторыми странами Европы // Юридический вестник Кубанского юридического университета. 2012. № 4(13). С. 13-16. – 0,3 п.л. 7. Цветкова Е.В. Нужен ли при проведении следственных действий педагог или психолог? // Ученые записки. Выпуск 28. Актуальные проблемы права в современном российском обществе. Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация экономики и общества в России в XXI веке». М.: НОУ ВПО «СФГА», 2012. С. 163-171. – 0,35 п.л. 8. Цветкова Е.В. Взаимосвязь личности несовершеннолетнего преступника с правовым образованием и воспитанием школьника // Актуальные проблемы правового образования и воспитания школьников. Материалы Международной научно-практической конференции (25 сентября 2012 г., Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). М.: Юрист, 2012. С. 26-31. – 0,3 п.л. 9. Цветкова Е.В. Теоретические и практические аспекты участия законного представителя при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. Материалы VIII международной научно- практической конференции, г. Москва, 29 июня 2013 г. М.: Спецкнига, 2013. С. 189-193. – 0,3 п.л. 10. Цветкова Е.В. О некоторых вопросах участия законного представителя на предварительном следствии в отношении несовершеннолетних // Теория и практика современной науки. Материалы Х международной научно-практической конференции, г. Москва, 27- 28 июня 2013 г. М.: Спецкнига, 2013. С. 301-306. – 0,3 п.л. 11. Цветкова Е.В. Привлечение несовершеннолетнего, отстающего в психическом развитии, связанном с психическим расстройством, к уголовной ответственности // Тенденции и перспективы развития современного научного знания. Материалы VII международной научно-практической конференции, г. Москва, 29 июня 2013 г. М.: Спецкнига, 2013. С. 115-121. – 0,35 п.л. 26 12. Цветкова Е.В. Особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершенным несовершеннолетними (FEATURES OF INITATION OF A CRIMINAL CASE CONCERNING JUVENILE CRIVES ) // European Science and Technology. Materials of the V international research and practice conference/ vol. П, Munich. October 3-4, 2013 Vela Verlag Waldkraiburg- Munich- Germany, 2013 С. 462-466. – 0,3 п.л. 13. Цветкова Е.В. Особенности личности несовершеннолетнего преступника // Преступность несовершеннолетних: особенности криминологической характеристики и профилактики // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013 – 69 с. – 0,4 п.л. 27 Цветкова Елена Владимировна ДОКАЗЫВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Подписано в печать 24.02.2014 г. Печать трафаретная Заказ № Тираж 100 экз. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. При производстве предварительного расследования и судебного.

‘ § 2. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Справедливое разрешение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, установление восстановительного, а не карательного воздействия уголовного судопроизводства на несовершеннолетнего правонарушителя обеспечивается определением в ст.

421 УПК РФ специфичных для данной категории уголовных дел обстоятельств, которые образуют СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ и образующих ОБЩИЙ ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ,устанавливаются следующие обстоятельства.

1. Возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения. Сведения об этом устанавливаются свидетельством о рождении, паспортом. Копии этих документов приобщаются к делу.

2. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. Эти обстоятельства выясняются путем собирания информации о его родителях или лицах, их заменяющих, роде их занятий и образе жизни, об учебе (работе) несовершеннолетнего, его поведении дома и в быту, о связях, жизненных установках, времяпрепровождении, круге интересов.

Если несовершеннолетний не учится и не работает, то выясняются побудившие его к этому причины, отношение к данному факту ответственных за его воспитание лиц и соответствующих государственных органов.

Подлежит исследованию прошлое подростка: имел ли приводы в милицию; привлекался ли к уголовной ответственности; если привлекался, то за какое преступление, каким судом, к какому виду и сроку наказания; имеет ли судимость; употребляет ли алкоголь, наркотики и т. п.

При проверке версии о несоответствии интеллектуального развития подростка его возрасту назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего умственной отсталости. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указывается на обязательное выяснение следующих вопросов: имеются ли у несовершеннолетнего не связанные с психическим заболеванием отклонения от нормального для данного возраста уровня развития; если имеются, то в чем они выражаются; мог ли несовершеннолетний с учетом особенностей его психического развития в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?

При наличии данных, могущих свидетельствовать об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, следует назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.

Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Сведения об условиях жизни и воспитания, уровне психического развития и иных особенностях личности несовершеннолетнего имеют важное значение для доказывания мотива преступления, виновности, индивидуализации ответственности и наказания, а также для осуществления профилактики правонарушений.

В случае совершения подростком преступления с применением огнестрельного или холодного оружия, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, устанавливаются источники изготовления или приобретения оружия, приобретения спиртных напитков, наркотиков.

3. Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц . При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних подлежит проверке версия о наличии факта влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту. Роль взрослого в вовлечении подростка в совершение преступления может быть разной – в виде подстрекательства, пособничества, соисполнительства, заранее обещанного приобретения имущества, добытого подростком преступным путем, и т. п.

К уголовной ответственности за вовлечение подростка в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста, совершившие преступление умышленно и осознававшие, что своими действиями вовлекают несовершеннолетнего в преступление. При совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости, лицо, вовлекшее подростка в совершение данного преступления, несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.

При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо установить характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку сведения об этом имеют важное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. При этом следует иметь в виду, что преступление может быть совершено подростком в результате физического или психического принуждения со стороны взрослого либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего. В связи с этим следует выяснить характер примененного в отношении подростка физического или психического принуждения.

Согласно и. «е» ч. 1 ст. 61 УК РФ совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, является обстоятельством, смягчающим наказание. Физическое или психическое принуждение подростка, в результате которого им совершено преступление, может исключить уголовную ответственность несовершеннолетнего лишь тогда, когда он действовал под влиянием взрослого в состоянии крайней необходимости, т. е. фактически не мог руководить своими действиями.

Меры уголовного наказания не должны применяться и тогда, когда подростком совершено малозначительное деяние, внешне схожее с преступлением.

В случае преступного причинения несовершеннолетним вреда он обязан в силу положений ст. 21 и 27 ГК РФ и ст. 13 СК РФ самостоятельно возместить его, и лишь когда у него нет доходов или иного имущества, достаточных для его возмещения, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими.

По каждому уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего требуется выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению подростком преступления, и проводить профилактическую работу: не оставлять без реагирования установленные недостатки в работе комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних, учебного заведения, общественной организации.

В судебной практике по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних условиям жизни и воспитания как элементу предмета доказывания по.