Таким образом, для индивидуальных трудовых споров закон определяет В комиссии по трудовым спорам подлежат рассмотрению те разногласия.

КОМУ РЕШАТЬ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ?

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 2

Полномочия комиссии по трудовым спорам (ктс) организации

(В ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ)

Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС) представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора.

Основными задачами российского трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

Совершенствование трудовых отношений, определенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, соотносимо с тем, что успех экономического реформирования возможен только с учетом социально-трудовых аспектов и соблюдения принципа социальной справедливости. И в этом контексте на решение обозначенного принципа направлены усилия законодателя на совершенствование правовой базы (в том числе трудового законодательства) в вопросах регулирования социально-трудовых отношений, включая социальное партнерство.

16 июня 2006 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» <1> (далее Федеральный закон от 30 июня 2006 г., Федеральный закон N 90-ФЗ).

———————————

<1> Текст см.: «Российская газета». 2006. 7 июля; этот Федеральный закон одобрен Советом Федерации 23 июня 2006 г. и 30 июня того же года подписан Президентом РФ. Вступил в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Существенные изменения и дополнения внесены в законоположения Трудового кодекса Российской Федерации, касающиеся деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС) организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС) представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора.

Согласно ст. 384 ТК РФ, комиссия по трудовым спорам (КТС) образуется по инициативе работников (представительного органа) из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются в КТС общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем соответствующей организации (ч. 2 ст. 384 ТК РФ), работодателем — индивидуальным предпринимателем.

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации и действовать в пределах полномочий этих подразделений (ч. 3 ст. 384 ТК РФ). То есть комиссия по трудовым спорам структурного подразделения вправе разрешать индивидуальные трудовые споры по тем вопросам, которые могут быть разрешены руководителем этого подразделения и его подчиненными. КТС структурного подразделения не вправе выносить решения по вопросам, относящимся к компетенции руководителя организации, в том числе по вопросам материальной ответственности.

Заметим, что поправки, внесенные в ст. 384 ТК, РФ направлены на то, чтобы дать возможность на правовой основе представительному органу работников по своей инициативе формировать от имени работников комиссии по трудовым спорам. Кроме того, новая редакция этой статьи более детально регламентирует порядок образования комиссий по трудовым спорам (КТС) <2>. Несколько неопределенные ранее действовавшие правила ст. 384 ТК РФ, регулировавшие эти вопросы, приводили на практике к значительным трудностям при формировании комиссий по трудовым спорам. Прежде всего, исходя из действовавшей формулировки, правом выступать с инициативой образования КТС обладал трудовой коллектив работников в целом. Разумеется, такое решение могло быть принято лишь на общем собрании (конференции) работников, которое также должно было утвердить представителей работников в комиссию по трудовым спорам.

———————————

<2> Также см.: Гайдукова Л.Н., указ соч., с. 89.

Были и другие трудности, связанные с комментируемой статьей, состоящие в том, что она описывала порядок создания КТС в самых общих положениях без установления конкретных сроков и ответственности работодателя за уклонение от создания КТС. Новая редакция ст. 384 ТК РФ представляет возможность представительному органу работников инициировать процесс формирования КТС без созыва общего собрания (конференции) работников и устанавливает десятидневный срок для направления той или иной стороной своих представителей в комиссию по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Ее организационно-техническое обеспечение осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

К этому следует добавить, что КТС создается в любой организации независимо от численного состава работающих. Исключением являются органы государственной власти, т.к. для государственных служащих в целом и для отдельных категорий (например, прокуроров и судей) установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (ст. 383 ТК РФ).

КТС может быть образована по инициативе любой из сторон трудового правоотношения. Практика же свидетельствует о том, что обычно КТС создается по предложению выборного профсоюзного органа, действующего в организации.

В тех случаях, когда в организациях нет представительного органа работников, созвать общее собрание трудового коллектива (или конференцию) может инициативная группа.

Срок полномочий комиссий по трудовым спорам законодателем не определен. Она может создаваться на определенный срок и без указания срока по выбору общего собрания (конференции), принимающего решение об образовании КТС. Это обстоятельство предопределяет необходимость и в решении общего собрания (конференции), и в приказе (распоряжении) руководителя организации о создании КТС указывать срок полномочий членов комиссии по трудовым спорам. Отсутствие такого срока открывает возможность общему собранию (конференции) или руководителю организации в любое время изменить состав КТС без соблюдения каких-либо процедурных требований.

Такая смена (или замена) членов КТС, как нам представляется, может отрицательно сказаться на эффективности работы комиссии, уровне ее ответственности и работоспособности.

Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если при этом присутствует, по нашему мнению, более половины работающих в данной организации (структурном подразделении) работников. При этом избранными в состав КТС считаются новые работники, получившие большинство голосов, независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Правда, следует оговориться, что собрание работников (конференция) организации само может определить число голосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное), равно как определить и открытую или тайную процедуру голосования.

Конечно, целесообразно, чтобы избираемые работники или назначаемые работодателем его представители в КТС были компетентны в вопросах трудового законодательства и могли объективно подходить к его применению при разрешении индивидуальных коллективных споров.

Как уже отмечалось, организационно-техническое обеспечение КТС возлагается на работодателя. По сложившейся традиции работодатель предоставляет помещение для заседаний комиссии, выделяет оргтехнику и канцелярские принадлежности и осуществляет техническое обслуживание комиссии. С этой целью назначается работник (не член КТС), которому поручается ведение делопроизводства, хранение дел, подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний комиссии, копий решений и др.

Иными словами, работодатель обязан обеспечить деятельность КТС, а руководители структурных подразделений — деятельность КТС соответствующих подразделений.

При невыполнении представителями работодателя указанных обязательств представители работников имеют право требовать такого исполнения путем обращения в государственную инспекцию труда и (или) в суд.

Эти органы вправе вынести решение, обязывающее представителей работодателя обеспечить деятельность КТС. В случае отказа от исполнения предписания государственного инспектора труда или решения суда — это является нарушением законодательства, виновные лица могут быть привлечены к установленным федеральными законами тем или иным видам ответственности.

Статья 385 Кодекса устанавливает компетенцию комиссии по трудовым спорам. Она гласит: «Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем».

Трудовой кодекс РФ не называет комиссию по трудовым спорам первичным органом по рассмотрению трудовых споров. К тому же предварительное рассмотрение спора в КТС не является тем обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Однако, если стороны обращаются к этому арбитру (КТС), то они должны соблюдать определенный порядок спора, подчиняться тому решению, которое будет принято.

Вновь обращаем внимание на то, что комиссия по трудовым спорам призвана рассматривать и разрешать все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иной формы рассмотрения.

Вынесение решения комиссией по трудовым спорам, которые законодателем отнесены к компетенции иных правоприменительных органов (суда, например, или государственной инспекции труда), позволяет считать это решение КТС изначально ничтожным, недействительным, т.е. не вызывающими правовых последствий. В то же время аккумулированные КТС материалы по существу индивидуального трудового спора могут быть использованы в другом органе в качестве доказательства при рассмотрении этого спора.

КТС рассматривает трудовые споры работников, выполняющих свои функции в организации или у индивидуального предпринимателя по трудовому договору с работодателем (в т.ч. совместителей), как членов профсоюзов, так и не являющихся таковыми. В КТС вправе обратиться работник, уволившийся из данной организации и поступивший на работу в другую организацию или работодателю физическому лицу, если индивидуальный трудовой спор касается его прошлой трудовой деятельности, например, если ему неправильно начислили заработную плату или окончательный расчет по оплате труда при расторжении трудового договора.

КТС не вправе отказать работнику в приеме письменного заявления, скажем, в связи с отсутствием доказательств к представителям работодателя для урегулирования возникших разногласий. В то же время после приема такого заявления член КТС должен принять меры для урегулирования разногласий с работодателем, например посредством приглашения работника и представителя работодателя для выяснения имеющихся разногласий и урегулирования возникшего спора. По результатам такой инициативы КТС может быть (в случае неурегулирования спора) составлен протокол разногласий, которые затем будут рассматриваться на заседании КТС. При положительном для работника результате вынесения разногласий с работодателем работник вправе отказаться от дальнейшего рассмотрения его письменного заявления членами КТС. Отказ от рассмотрения заявления в КТС должен быть сделан заинтересованным работником в письменном виде.

Впрочем, работник вправе на любой стадии рассмотрения спора с работодателем отозвать свое заявление из КТС, что обязывает последнюю прекратить разбирательство на основе письменного заявления работника.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) рассматривает следующие споры:

— о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора;

— об оплате труда;

— о рабочем времени и времени отдыха;

— о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора;

— о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширения зоны обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время и в других случаях, предусмотренных Кодексом;

— выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет при наличии к тому оснований;

— о законности применения дисциплинарных взысканий;

— о праве на основной и дополнительный отпуск и их оплате;

— об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

— о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановлением выплаты заработка;

— о предоставлении работнику гарантированных законом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ и др.

В то же время КТС неподведомственны споры по вопросам:

— установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, изменения штатов;

— исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или иным нормативно-правовым актом о труде установлен другой порядок их рассмотрения;

— установления или изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов).

Необходимо отметить, что комиссии по трудовым спорам неподведомственны и некоторые другие индивидуальные трудовые споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции иных органов, например суда.

Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам зафиксированы в ст. 386 Кодекса. Он предписывает следующее: «Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу».

Таким образом, в КТС работник обращается в срок, определенный указанной статьей, с письменным заявлением, в котором должны быть четко изложены предмет спора и доказательства, подтверждающие нарушение работодателем его субъективного трудового права.

При этом законодатель не установил перечня уважительных причин, эта оценочная категория применяется КТС самостоятельно.

Статья 387 ТК РФ определяет порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым операциям. Эта статья предписывает, чтобы заявления работников, поступившие в КТС, были зарегистрированы.

Как правило, для этих целей ведется специальный журнал, в котором один из членов комиссии или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС. В журнале отмечается срок поступления заявления по трудовому спору, указывается предмет спора и срок принятия решения по данному спору.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть этот спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником письменного заявления. Закон подробно не регламентирует порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС и, естественно, комиссия может применить различные варианты.

Видимо, в начале заседания КТС следует выяснить у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из членов комиссии. И если таковой поступит, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или его уполномоченного представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается, а при повторной неявке работника или его представителя без удовлетворительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Однако это не лишает работника права подать повторное заявление по спору, если не пропущен трехмесячный срок.

Закон не указывает на необходимость присутствия представителя работодателя при рассмотрении в КТС заявления работника, но по требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок предоставить ей необходимые документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих стороны трудового договора.

В пределах указанного десятидневного процессуального срока рассмотрения индивидуального трудового спора КТС может заседать по данному вопросу многократно, прерываясь для выяснения необходимых вопросов, уточнения доказательств и т.д.

Заседания на практике, как правило, проводятся в нерабочее время, удобное для заинтересованного работника. Он и представители работодателя ставятся в известность о времени рассмотрения спора.

Разумеется, комиссия по трудовым спорам не должна копировать судебную процедуру по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров. К примеру, свидетели со стороны работника или работодателя не удаляются, их явка добровольная, а комиссия совещается и принимает решения тут же в зале в присутствии работника, если решение не заочное, и других лиц.

На заседании комиссии ведется протокол, который ведет ее секретарь, а подписывает и заверяет печатью председатель КТС или его заместитель. Опять-таки подчеркнем, что КТС не связан при рассмотрении индивидуального трудового спора процедурами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание.

Прежде всего необходимо отметить, что решение КТС принимает тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении КТС указывается:

— наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, то указывается наименование этого структурного подразделения;

— дата обращения в КТС и рассмотрения спора, существо спора;

— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения и его обоснование (со ссылкой на трудовое законодательство, иной нормативно-правовой акт);

— результаты голосования.

Решение КТС должно быть мотивированным и обоснованным. Его резолютивная часть должна быть указана (записана) в обязывающей форме: обязать работодателя оплатить работнику такую-то сумму, восстановить ему прежние нормы выработки, возместить причиненный материальный ущерб работнику в какой-то сумме и т.д.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения. Только получив копию решения КТС, любая из сторон трудового спора в случае несогласия с решением может его обжаловать в суд (ст. 390 ТК РФ).

Определенные изменения и дополнения Федеральный закон N 90-ФЗ внес в ст. 389 ТК («Исполнение решения комиссии по трудовым спорам»).

Законодатель установил, что решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения КТС в установленный срок комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссии по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд (ст. 390 ТК РФ). Доказательством несвоевременного рассмотрения спора КТС может являться выписка из журнала заявлений в КТС, которую работник, обслуживающий КТС, или председатель, его заместитель обязан выдать работнику.

Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, суд может восстановить этот срок и рассмотреть, и разрешить индивидуальный трудовой спор по существу. То есть суд самостоятельно решает этот спор, и если его решение будет иным, то должно исполняться решение суда, и решение комиссии по трудовым спорам теряет силу. При этом заметим, хотя законодатель указал в ст. 390 ТК РФ на право обжалования решения КТС в суд, суд не является надзорной над КТС инстанцией и, следовательно, он не может отменить решение КТС, а принимает, как мы уже указали выше, самостоятельное независимое и обоснованное решение.

А.Анисимов

К. ю. н.,

доцент,

прокурор

отдела Управления Генеральной

прокуратуры Российской Федерации,

старший советник юстиции,

доцент Московского института

международных экономических отношений

Подписано в печать

25.01.2007

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Комиссия по Трудовым Спорам! Новоузенская РБ. Часть 3

Комиссия по трудовым спорам — действенный инструмент в решении индивидуальных трудовых споров. Её решения имеют резолютивный характер и.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Комиссия по трудовым спорам УГТУ. Заседание #0

ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по трудовым спорам

Выпуск №10-160/2013, Колонка юриста

Согласно действующему законодательству Российской Федерации комиссия по трудовым спорам является общественным органом, обладающим полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 Трудового кодекса РФ).

В Трудовом кодексе РФ отсутствует какая-либо информация о сроке, на который должна создаваться комиссия. В связи с этим комиссия по трудовым спорам в организациях может формироваться как для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора, так и для постоянного рассмотрения споров. Нормативной основой разрешения споров Комиссии по трудовым спорам является Положение.

Инициатива создания КТС может исходить как от работодателя, так и работников или и от работодателя и от работников одновременно, на основании Письменного обращения.

Письменная форма для обращения к другой стороне о создании комиссии по трудовым спорам установлена ст. 384 ТК РФ. Отказ работников от предложения работодателя создать комиссию по трудовым спорам не влечет ответственности по действующему законодательству РФ. Но за уклонение работодателя от создания комиссии по трудовым спорам предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27 Кодекса об административных нарушениях РФ).

Согласно ст. 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в нее своих представителей. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением).

Представители со стороны работников в соответствии со ст. 384 ТК РФ могут избираться общим собранием работников или делегироваться представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников.

Трудовой кодекс РФ не содержит требований к количеству членов комиссии по трудовым спорам. Данные вопросы решаются по согласованию сторон, но от работодателя и работников должно быть выдвинуто равное число представителей (ст. 384 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч. 4 ст. 384 ТК РФ организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам (выделение помещения, пригодного для проведения заседаний, оборудованного мебелью, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями) осуществляется работодателем.

В силу упомянутой статьи комиссия по трудовым спорам должна также иметь печать для заверения решений, удостоверений и других документов. Поскольку вся организационная и техническая часть деятельности комиссии возложена полностью на работодателя, им же и решается вопрос по изготовлению печати.

Изготовление штампов для комиссии по трудовым спорам (в частности, штампа с отметкой о регистрации заявления комиссии по трудовым спорам, штампа с Ф.И.О. председателя комиссии и т.п.) законодателем не предусмотрено, но и не запрещено.

В соответствии с ч. 5 ст. 384 ТК РФ члены комиссии по трудовым спорам избирают из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии. Процедура избрания данных лиц, их функции Трудовым кодексом РФ не регламентированы. Данные вопросы предстоит решить комиссии по трудовым спорам и изложить в Положении о комиссии по трудовым спорам.

Жуков Николай

Фотогалерея

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как работает комиссия по трудовым спорам

разрешение конфликтных ситуаций по индивидуальным трудовым спорам. 4​. Функции комиссии. Комиссия выполняет следующие функции.

Создание комиссии по трудовым спорам

Комментарии заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Новосибирской области (по правовым вопросам) Людмилы Викторовны Поспеловой о возможностях разрешения индивидуального трудового спора

Индивидуальные трудовые споры возникают по разным причинам. Бывает,  что даже при правомерных действиях одной стороны,  другая может посчитать их неправомерными. Иногда стороны пытаются самостоятельно погасить конфликт путем переговоров, в случаях, когда это не удается,  возникает трудовой спор, который приводит работника и работодателя  в суд. Однако, избежать судебной тяжбы можно. Трудовым кодексом Российской Федерации  предусмотрена возможность разрешения индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам (КТС).  В создании такой комиссии  должны быть заинтересованы как работники,  так и работодатель, ведь  в этом случае  быстро,  с незначительными расходами разрешаются все возникшие   разногласия.
Согласно части 1 ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации  КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.  Руководитель организации обязан приступить к созданию КТС в случае, когда работники (представительный орган работников) обратились к работодателю  с письменным предложением о создании комиссии по трудовым спорам. Установлен 10-дневный срок, в течение которого работодатель, получивший предложение, обязан направить в КТС своих представителей. Пассивное поведение работодателя  — невыделение своих представителей свидетельствует о нарушении работодателем трудового законодательства. В соответствии с требованием законодательства КТС образуется из равного числа представителей, значит, ее состав после создания будет состоять из четного количества человек. Порядок определения общей численности КТС законом не определен.
В соответствии со  ст. 384 Трудового кодекса  РФ представители работников в КТС избираются общем собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
На основании ч. 2 ст. 384 Трудового кодекса  РФ представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
Хотя Трудовой кодекс об этом не говорит, но следует признать, что назначению представителей работодателя в КТС должно предшествовать получение от них согласия на участие в работе комиссии. Это объясняется тем, что выполнение данных функций не входит в круг служебных обязанностей работника, определенных при заключении трудового договора. Деятельность в качестве члена КТС основана на его добровольном волеизъявлении. С актом, определяющим назначение его в состав КТС, работник должен быть ознакомлен.
Критерии отбора кандидатур в КТС  не определены. Компетенция председателя, заместителя председателя и секретаря КТС также определяется самостоятельно комиссией.
В обязанности председателя КТС могут входить: организация деятельности КТС, в том числе подготовка материалов к заседанию комиссии, ведение самих заседаний при разрешении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых комиссией решений. Заместитель председателя может выполнять обязанности председателя во время его отсутствия.
Как правило, в обязанности секретаря комиссии входит техническая работа: ведение делопроизводства, в т.ч. регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверений, хранение дел и другая организационно-техническая работа.
Общее собрание работников организации может принять решение об образовании КТС в ее структурных подразделениях. Комиссия по трудовым спорам структурных подразделений организации рассматривает споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений. Они действуют на тех же основаниях, что и КТС организации.
К ним можно отнести споры, например, об оплате сверхурочных работ, предоставлении дополнительного отпуска, об оплате времени простоя и другие. Не могут быть предметом рассмотрения споры, например, о перемещении работника из одного структурного подразделения в другое и другие. Эти споры должна рассматривать КТС организации.
КТС является общественным образованием. В силу этого на работодателя возлагается обязанность обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии — предоставить помещение и создать условия для работы. Она должна иметь свою печать, средства на изготовление которой выдаются работодателем.
В Трудовом кодексе Российской Федерации  урегулированы основные положения, связанные с созданием и деятельностью КТС. Многие вопросы, возникающие на практике, как правило, определены  локальным нормативным актом. Поэтому при принятии решения  о создании  КТС необходимо сразу разработать  и принять Положение  о КТС.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора  в комиссии по трудовым спорам определен Трудовым кодексом Российской Федерации. Комиссия по трудовым спорам  в пределах своей компетенции, как и суд, вправе рассматривать индивидуальный трудовой спор по существу и выносить обязательное для сторон решение, исключением являются те споры, которые подлежат рассмотрению  непосредственно в судах ( ч.2 и ч. 3 ст. 391 Трудового кодекса РФ). Например, в комиссии по трудовым спорам не может быть рассмотрено заявление работника о восстановлении на работе, об изменении даты  и формулировки причины увольнения.
Согласно ст. 387 Трудового кодекса РФ заявление работника  поступившее  в КТС, подлежит обязательной регистрации. Работник вправе ознакомиться  с записью, свидетельствующей о регистрации его заявления.
Согласно ч. 2 ст.387 ТК РФ комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Точную дату рассмотрения спора устанавливает комиссия, о чем сообщает работнику. Освобождение работника от выполнения трудовой функции в период проведения заседания КТС в связи с рассмотрением его трудового спора законодательство не предусматривает, поэтому заседание комиссии должно производиться во внерабочее время для работника.
Спор рассматривается в присутствии работника или уполномоченного им представителя. Если от работника поступило письменное заявление о рассмотрении спора в его отсутствие, то на заседании КТС спор рассматривается по существу. В случае, когда такого заявления нет, или работник не явился на заседание КТС, то оно переносится на другой день в течение установленного срока. О переносе заседания комиссии по трудовым спорам работника обязательно информируют.
Если работник второй раз не явился на заседание КТС, дальнейшее рассмотрение его заявления зависит от причины неявки. Уважительная причина определяет перенесение рассмотрения трудового спора на другое время, если нет,- комиссия вправе вынести решение о снятии спора с рассмотрения. В этом случае работник может вновь обратиться с заявлением в комиссию о разрешении спора в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Осуществляя подготовку материалов к заседанию, комиссия наделена правом приглашать специалистов, вызывать свидетелей на заседании комиссии.
Также комиссия по трудовым спорам вправе запросить у руководителя организации все необходимые материалы, например, приказ о перемещении работника, ведомости на выдачу заработной платы график сменности, объяснительную записку работника по факту допущенного нарушения трудовой дисциплины. Работодатель обязан представить требуемые материалы в установленный комиссией срок.
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работодателя и не менее половины членов, представляющих работников.
При проведении заседания комиссии ведется протокол. Очень важно, чтобы вся процедура рассмотрения спора  была отражена  в протоколе заседания, в том числе для того, чтобы  в последствии, при обжаловании одной из сторон спора  решения КТС  в суд, у последнего была возможность  в максимальной степени использовать все те данные, на основании которых  КТС вынесла свое решение. Протокол заседания  КТС подписывается председателем, заверяется печатью.
Порядок принятия решений комиссией по трудовым спорам  и его содержание определены  в статье 388 Трудового кодекса Российской Федерации. Комиссия по трудовым спорам  принимает решение  тайным голосованием  простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии по трудовым спорам указываются: наименование  организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда  индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией  по трудовым спорам  структурного подразделения организации, — наименование  структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося  в комиссию работника; даты обращения  в комиссию  и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества  членов комиссии  и других лиц, присутствующих на заседании; существо решения  и его обоснование  (со ссылкой  на закон, иной нормативный  правовой акт); результаты голосования.  Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии  или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям  в течение трех дней  со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам  подлежит исполнению  в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных  на обжалование (ст. 389 Трудового кодекса РФ). В случае  неисполнения решения комиссии работнику выдается удостоверение, которое является исполнительным документом.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Семинар: «Трудовые споры. Судебная практика»

по трудовым спорам. Обращение работника в комиссию по трудовым спорам. выполняет иные функции предусмотренные законом. Заместитель.