Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем.

Обжалование постановления об административном правонарушении

Согласно КоАП РФ у организаций и граждан есть право на обжалование постановления об административном правонарушении. Как отменить постановление административного органа? Что учесть, на что обратить внимание суда?

Необходимость в обжаловании постановления об административном правонарушении – ситуация, с которой сталкиваются многие юристы. Так происходит, поскольку КоАП содержит санкции за различные деяния.

Прежде чем вступать в спор с административный органом, нужно подготовиться. Как правило, юристу на стол поступает уже изданное постановление о привлечении компании или должностного лица к административной ответственности. В такой ситуации остается мало времени, в течение которого он должен собрать доказательства и успеть подать жалобу. Рассмотрим, какие приемы и аргументы можно использовать, чтобы выиграть дело.

Какие нормы КоАП РФ регулируют обжалование постановления об административном правонарушении

Для обжалования постановления об административном правонарушении нужно:

  • в законные сроки подготовить жалобу;
  • направить ее (в том числе, оппоненту) не позднее последнего дня срока, который для этого отвели;
  • явиться на заседание, изложить аргументы, представить доказательства, обосновать позицию.

Если обжаловать не получится, можно обратиться в вышестоящую инстанцию.

Часто споры об обжаловании постановления об административном правонарушении заканчиваются в первой инстанции. Например, постановления ОАТИ строительные компании получают регулярно. Инспекторы выносят их за одни и те же нарушения, которые выявляют при проверках.

Допустим, компания не провела послестроительную уборку, не закопала колодцы, нашлись иные нарушения. ОАТИ зафиксировала отступления от СанПин, норм КоАП и других законов, составила протокол, направила его по юридическому адресу нарушителя, а позже вынесла постановление. Юрист компании подготовил жалобу и подал ее в суд. Компания добилась отмены постановления в первой инстанции по процессуальным основаниям.

Поскольку таких ситуаций много, инспекторы не могут посещать все заседания, тем более, мониторить движения дел и обжаловать отмену в апелляции. Далее дело обычно не идет.

Правила обжалования постановления об административном правонарушении содержит глава 30 КоАП РФ. В главе 30 КоАП закрепили:

  • право такого обжалования;
  • порядок действий;
  • компетенцию органов, которые рассматривают дела;
  • полномочия судов (ст. 30.1 КоАП РФ).

Что учесть при подаче заявления по КоАП об обжаловании постановления

Заявление об обжаловании постановления нужно подать в надлежащую инстанцию (ст. 30.2 КоАП РФ). Убедитесь, что текст соответствует правилам:

  1. Опишите права, которые нарушил оппонент.
  2. Укажите реквизиты оспариваемого постановления, в том числе номер, дату принятия и иные сведения.
  3. В просительной части перечислите, что именно требуется от суда. Как правило, заявитель хочет отменить акт или просит о замене санкции на более мягкую.
  4. Приложите текст оспариваемого документа, а также доказательства отправки копии жалобы в административный орган.

Кто вправе инициировать обжалование постановления об административном правонарушении

Обжаловать постановление могут лица, чьи права нарушены, то есть:

  • те, в отношении которых административный орган вынес постановление;
  • потерпевшие в результате деяния (ст. 25.5 КоАП РФ).

Отдельная статья указывает на возможность протеста прокурора (30.10 КоАП РФ).

Свои интересы участники вправе отстаивать лично или через представителей. Во втором случае необходимо оформить доверенность. Если не прописать в документе право представлять интересы в административных спорах, есть риск, что суд отклонит жалобу.

Например, в доверенность не включили правомочие подписывать и подавать заявления на обжалование постановлений об административных правонарушениях. Суд посчитал такие обстоятельства основанием вернуть жалобу (решение ВС РФ от 16.01.2020 № 38-ААД19-4).

Пошлину платить не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Важно не пропустить срок. На обжалование постановления у заявителя есть 10 дней (ст. 30.2 КоАП РФ). Срок отсчитывается с даты получения копии постановления. Поскольку сроки сжаты, юристу важно своевременно получить документ. Если бумаги задержатся в отделе делопроизводства или документы должен распределить руководитель, который в отпуске или отсутствует по иным причинам, есть риск потерять право на обжалование, даже если есть возможности отбиться от штрафов (постановление АС Волго-Вятского округа от 18.12.2019 № Ф01-7110/2019 № А38-1060/2019). Суд может принять заявление, но когда обнаружит просрочку, откажется рассматривать дело.

Например, суд назначил наказание 17 апреля 2019 года. Копия документа поступила 24 апреля. Срок подачи заявления об обжаловании постановления об административном правонарушении истек 6 мая 2019 года, а заявитель направил документы только 8 мая. Суд решил, что жалобу нельзя рассматривать (определение Камчатского краевого суда от 20.05.2019 по делу № 7-43/2019).

Если были уважительные причины для пропуска срока, суд может восстановить его. Однако обжаловать постановление не удастся, если у заявителя нет аргументов в свою защиту.

Например, суд восстановил срок, но отказал в отмене постановления. Произошло падение автомобильного крана из-за рывка груза. Комиссия посчитала, что установка производилась на неподготовленную площадку. Она сделала выводы, исходя из опроса должностных лиц, заключения экспертизы, фотоматериалов (решение Кировского областного суда от 24.07.2018 по делу № 7-100/2018).

В какие сроки рассматривают жалобу

В законе отводятся разные сроки на рассмотрение обращения об обжаловании постановления об административном правонарушении. Срок зависит от состава правонарушения и вида постановления:

  1. Рассмотреть жалобу необходимо в пятидневный срок, если речь идет о приостановления деятельности (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).
  2. Жалоба на административный арест или выдворение разрешается в течение суток с момента подачи.
  3. Двухмесячный срок дается судам.

Если судья будет затягивать сроки, его могут досрочно лишить полномочий.

Например, коллегия не отменила решение о досрочном прекращении полномочий судьи. Материалы дел подтвердили нарушения. По одному гражданскому делу исковое заявление поступило в суд 13 апреля 2017 г., принято к производству 17 апреля, подготовка назначена на 28 апреля, рассмотрение на 1 июня. Далее слушание назначалось на 18 июля, 19 июля, 8 августа, 8 сентября, 22 сентября, 19 октября, 24 ноября 2017 г. Определением от 11 декабря 2017 г. исковое заявление оставлено без рассмотрения. На день служебной проверки материалы оказались не сформированы, не имелось ни одного протокола судебного заседания, определение об оставлении искового заявления без рассмотрения сторонам не направлялось. Коллегия выявила и другие недостатки, которые затягивали сроки рассмотрения дел (апелляционное определение апелляционной коллегии ВС РФ от 22.01.2019 № АПЛ18-18Д).

По итогам обжалования постановления суд может:

  • оставить акт без изменения, жалобу без удовлетворения;
  • изменить постановление;
  • отменить акт и прекратить производство;
  • вернуть дело на новое рассмотрение;
  • направить по подведомственности (ст. 30.7 КоАП РФ). 

Как складывается судебная практика по обжалованию постановлений об административных правонарушениях

Когда заявителю требуется обжалование постановления по КоАП, необходимо искать нарушения материального и процессуального характера.

Нарушение процессуального порядка – самостоятельное основание для отмены постановления (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10). Суды указывают, что административный орган не создал условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство (постановление АС Московского округа от 13.12.2018 № Ф05-20749/2018 по делу № А40-42301/2018, постановление АС Волго-Вятского округа от 11.09.2019 № Ф01-4276/2019 по делу № А31-7271/2018).

Опираться исключительно на процессуальные нарушения рискованно. При незначительности такого отклонения без аргументов в защиту суд может не отменить постановление.

Например, коллегия отказалась удовлетворить жалобу. Заявитель указал только на отсутствие протокола заседания комиссии управления. Он не привел доводов о невыполнении требований закона. Заявитель не отметил, каким образом процессуальное нарушение лишило его возможности воспользоваться гарантиями, как оно повлияло на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.10.2018 № 306-КГ18-10294 по делу № А65-2262/2017).

В другом деле заявитель указал на неправильную формулировку пункта. Суд отклонил довод. Он посчитал, что указание в оспариваемом постановлении части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в редакции, которая не действовала во время совершения административного правонарушения, не ухудшило положение общества (постановление АС Дальневосточного округа от 06.12.2018 № Ф03-5258/2018 по делу № А24-5874/2017).

Если нет аргументов, которые позволят избежать наказания, можно указать на малозначительность деяния, когда оно не влечет серьезных последствий (постановление АС Волго-Вятского округа от 23.12.2019 № Ф01-6825/2019 по делу № А43-21580/2019). Если суд установит, что последствия не повлекли ущерба, его сумма незначительна или просрочка составляет один день, можно добиться уменьшения штрафа или замену его на предупреждение.

Если у заявителя есть обоснование своей позиции, необходимо четко изложить его в тексте жалобы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.08.2019 № Ф08-6817/2019 по делу № А32-43497/2018). Производство прекращается, если аналогичное дело уже рассматривал суд (постановление АС Северо-Кавказского округа от 23.07.2019 № Ф08-6077/2019 по делу № А32-43005/2018).

Заявление о выдаче копии решения (постановления, определения) суда. · Заявление Заявление ответчика об отмене заочного решения суда. · Заявление Исковое заявление о разделе общего имущества супругов. · Исковое.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Стоит ли обжаловать штраф полиции в суде.

Образец иска, заявления, апелляции, жалобы 2020

Решением районного суда гражданка признана недееспособной. После получения решения истец обратился в орган опеки и попечительства, для установления опеки, однако получил отказ с ссылкой на то, что уже опека установлена и опекуном является ответчик. Истец просит отменить постановление об установлении опеки над гражданкой в отношении ответчика.

 

В _________ районный суд г. _________

Истец: __________________________
прож. ________________________

Ответчик: ________________________
прож. _____________________

Заинтересованное лицо: орган опеки и попечительства
при Администрации ___________
района г. ___________.

ВСТРЕЧНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об отмене постановления об опеке

Решением __________ районного суда г. __________ от __________ года ____________ признана недееспособной. После получения решения мы обратились в орган опеки и попечительства, для установления опеки над ______________. Нам, устно, было в этом отказано со ссылкой на то, что уже опека установлена и опекуном является _______________.
Я, моя сестра ______________ и мать _____________ все время общались с _____________, навещали ее, оказывали помощь во всем, никаких конфликтов между нами не было. В _____ году, когда ____________ лежала в психиатрической больнице, мы ее навещали, на выходные забирали домой. После того, как ее выписали из больницы, ___________ решила сама забрать ____________ к себе в квартиру №___ по ул. ___________, не известив нас и не согласовав это с нами, однако мы продолжали с ней общаться, ходили ее навещать у _____________, и при необходимости оказывали любую помощь.
С бабушкой перестали общаться последние 9 месяцев из-за возникшего конфликта с ______________, которая устраивала истерики и отказалась пускать нас в квартиру.
Постановление об установлении опеки вынесено нарушении требований ст.35 ГК РФ. Согласно ст.35 ГК РФ – опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя… В соответствии со ст.10 Федерального Закона №48-ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве»: в целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном, представления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях… Мы являемся близкими родственниками ______________, также ____________ пенсионерка, ей 70 лет и сама нуждается в уходе.
В соответствии со ст.39 ГК РФ, опекун может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей – в случаях ненадлежащего выполнения опекуном лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях…
Ко мне обратилась ____________ с требованием оформить договор купли-продажи на квартиру №___ по ул. ________________, д.__ г. __________ на имя ее внука. После того, как я отказалась совершить эту сделку, она сказала, что выселит меня и детей из квартиры №___ по ул. _____________ (____________), д.___.
_____________ в нарушении требований ст.37 ч.2 ГК РФ сдала квартиру №__ по ул. ________________, д.__ г. _____________ без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделку по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог… ___________ использует имущество _____________ для извлечения собственной выгоды, что подтверждается актом о проживании, составленной соседями.
____________ года ______________ от имени ____________ оформила доверенность на оформление документов на квартиру №___ по ул. ___________, ___, в связи с тем, что они якобы утеряны. Это в то время, когда ______________ года прошло уже первое судебное заседание по заявлению ________________ о признании _______________ недееспособной.
В соответствии со ст.39 ГК РФ,

ПРОШУ:

Отменить постановление об установлении опеки над ________________ в отношении ___________________________.

Приложения:
1. Справка с места работы _______________.
2. Копия медицинского заключения на _______________.
3. Копия справки из РПД на ______________ №___ от ____________ г.
4. Копия решения ______________ районного суда г. _________.
5. Заявление в орган опеки и попечительства.
6. Акт о проживании посторонних лиц.
7. Копия постановления об установлении опеки.
8. Ответ на запрос.
9. Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу искового
заявления
10. Копия искового заявления для ответчика.

«___»_______________ г.

 

Административный истец считает постановление от «___»______ ____ г., вынесенное судебным приставом — исполнителем, незаконным, так как долг​.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Правительством Санкт-Петербурга и иными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга

Общие положения

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

Частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) установлено, что в порядке, предусмотренном данным кодексом, судами рассматриваются и разрешаются подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных служащих.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Общие правила предъявления административного искового заявления содержатся в статьях 124 и 125 КАС РФ.

В частности, административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Если иное не установлено КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 КАС РФ (которые обращаются в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц), должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1-5, 8 и 9 части 2 статьи 125 КАС РФ.

В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Согласно части 8 статьи 125 КАС РФ, вступающей в силу с 01.01.2017, административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 126 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Согласно части 2 статьи 126 КАС РФ, вступающей в силу с 01.01.2017, документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Особенности оспаривания нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном КАС РФ

Правила предъявления административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 208 КАС РФ:

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном КАС РФ, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим предусмотрены статьей 209 КАС РФ:

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование органа государственной власти, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 КАС РФ;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Исходя из положений статьи 20 КАС РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов органом государственной власти Санкт-Петербургарассматриваются Санкт-петербургским городским судом в качестве суда первой инстанции.

Особенности оспаривания решений, действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, должностных лиц и государственных служащих исполнительных органов государственной власти в порядке, предусмотренном КАС РФ

Правила предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего указаны в статье 218 КАС РФ:

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Ростовской области, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

В отношении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга соответствующие дела согласно статье 19 КАС РФ рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Особенности определения конкретного районного суда, право выбора суда регламентированы статьями 22 и 24 КАС РФ.

Статьей 219 КАС РФ урегулирован вопрос сроков обращения с административным исковым заявлением в суд:

Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) установлены статьей 220 КАС РФ:

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) орган, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 КАС РФ и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Особенности оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения таких дел установлен статьей 197 АПК РФ:

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными регламентировано статьей 198 АПК РФ:

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с данным заявлением, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными предусмотрены статьей 199 АПК РФ:

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

Дата изменения: 5 сентября 2016 г.

Компания добилась отмены постановления в первой инстанции по По одному гражданскому делу исковое заявление поступило в суд.