Теги: Конституционные права и свободы, Права человека, Татьяна организации по защите прав человека в случае нарушения их прав. При этом, в части 3 статьи 17 Конституции России содержится оговорка.

Раздел II. Основные права, свободы и обязанности

Совсем недавно Украина отпраздновала 11 лет со дня провозглашения своей независимости, шесть лет назад был принят Основной Закон — Конституция Украины, прошел год, как на Украине вступил в силу новый Уголовный кодекс. Что же изменилось во взаимоотношениях карательных органов государства и гражданина? Соблюдаются ли права человека при производстве уголовных дел? Какими законодательными актами регламентированы эти права? На эти и другие вопросы автор попытается дать ответ в этой статье.

Не так давно украинское государство стало на демократический путь развития. Верховным Советом Украины ратифицирована «Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека» (подписана 4 ноября 1950 года, ратифицирована 17 июля 1997 года). Украина также подписала «Общую декларацию прав человека», поэтому закрепление в Конституции провозглашенных указанными нормативно-правовыми актами прав и свобод человека явилось необходимым и исторически закономерным итогом.

Раздел II Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» содержит статьи, прямо указывающие на приоритет гражданских прав человека. Конституционные права и свободы человека нерушимы, гарантируются государством и не могут быть упразднены.

В соответствии с Основным Законом, каждый человек имеет право на жизнь (часть 1 статьи 27), на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 29), на неприкосновенность жилища (статья 30), на возмещение морального и материального вреда (статья 56), на защиту (статья 129), на судебную защиту (статья 55), на отказ от дачи показаний в отношении себя, членов семьи и близких родственников (статья 63), а также право знать свои права и обязанности (статья 57). Кроме того, конституционно закреплены принципы презумпции невиновности (статьи 62 и 129), равенства граждан перед законом и судом (статьи 24, 129 и др.), законности (статья 129 и др.), гласности судебного процесса (статья 129).

Также Конституция Украины гарантирует: охрану чести и достоинства личности (статьи 3, 28 и др.), недопустимость вмешательства в личную и семейную жизнь (статья 32), свободное обжалование решения суда (статьи 29 и 129).

Стремление в соответствии с Основным Законом развивать и укреплять демократическое государство невозможно реализовать без становления в общественном сознании и социальной практике неотчуждаемых прав и свобод человека, нормативного закрепления других гарантий.

Государству необходимо проявлять активность в обеспечении прав человека, в создании материальных, организационных, социальных, политических и других условий для наиболее полного использования человеком своих прав и свобод.

Общеизвестно, что реальная защита прав человека относится к наиболее острым проблемам украинской действительности, так как создание системы гарантий не обеспечивает автоматической реализации прав и свобод человека, поэтому на сегодняшний день наиболее актуально становление механизма защиты прав человека и гражданина, как системы средств и факторов, создающих необходимые условия обеспечения уважения его прав и свобод.

Однако наибольшее количество проблем возникает при реализации гражданами своего права на невмешательство в личную и семейную жизнь, права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции, права на неприкосновенность жилища; в большей степени это касается лиц, подвергшихся уголовному преследованию по возбужденным уголовным делам, а иногда и без таковых. К сожалению, ряд нормативно-правовых актов (среди них Законы Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», Уголовно-процессуальный кодекс Украины) допускают ограничение конституционных прав и свобод.

Так, статья 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет право субъектам оперативно-розыскной деятельности (оперативные подразделения Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Пограничных войск Украины, Управления государственной охраны, налоговой милиции, Министерства обороны Украины) получать информацию путем проникновения в помещения, транспортные средства, на земельные участки, снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации, контролировать телеграфно-почтовые отправления, осуществлять визуальное наблюдение с использованием технических средств. Это положение закреплено также в законах, регламентирующих деятельность отдельных правоохранительных органов государства. Так, статья 11 Закона Украины «О милиции» предоставляет право отдельным службам органов внутренних дел осуществлять гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, фото-, кино-, видеосъемку и звукозапись, прослушивание телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений; статья 25 Закона Украины «О службе безопасности Украины» предоставляет право проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» допускает право подавать в суд заявления об отмене регистрации и о прекращении деятельности субъектов предпринимательства с использованием материалов оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью (Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины).

Уголовно-процессуальный кодекс Украины допускает в качестве доказательств по уголовному делу протоколы, составленные по результатам оперативно-розыскной деятельности (статьи 65 и 66). Статья 97 Уголовно-процессуального кодекса (далее — УПК) предусматривает проверку заявлений и сообщений о совершении преступления до возбуждения уголовного дела путем проведения оперативно-розыскной деятельности. Статья 103 УПК возлагает на органы дознания обязанность проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления признаков преступления и совершивших его лиц. Статья 187 УПК регламентирует наложение ареста на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи, в том числе и до возбуждения уголовного дела, а статья 1871 – проведение осмотра и выемки корреспонденции и исследования информации, снятой с каналов связи.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел и механизмы контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности со стороны карательных органов, а также ограничение их полномочий. Так, статья 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности:

1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, которая требует проверки при помощи оперативно-розыскных мероприятий и средств, о:

— готовящихся преступлениях или преступлениях, совершенных неустановленными лицами;

— лицах, которые готовят или совершили преступление;

— лицах, которые скрываются от органов расследования, суда либо уклоняются от отбывания уголовного наказания;

— безвестно отсутствующих лицах;

— разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;

— реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, принимающим участие в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам с целью создания необходимых условий для независимого свершения правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины, в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью создания необходимых условий для надлежащего осуществления разведывательной деятельности;

2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках;

3) необходимость получения разведывательной информации в интересах безопасности общества и страны.

Следует отметить, что указанные выше основания могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, определениях суда по уголовным делам, которые находятся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций других государств, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.

Принятие решений о производстве оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещено законом.

Уголовно-процессуальный кодекс Украины предусматривает прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (статья 25). Статья 431 УПК предоставляет подозреваемому по уголовному делу право подавать жалобы на действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Статья 97 УПК предусматривает, что проведение определенных законодательством оперативно-розыскных мероприятий проводится с разрешения суда по согласованному с прокурором представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. Аналогичное положение декларирует статья 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», содержащая перечень этих мероприятий (негласное проникновение в жилище или другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции, использование других технических средств получения информации) и предусматривающая, что применение этих мероприятий производится исключительно с целью предупреждения преступления или выяснения истины во время расследования уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможно. Полученные в ходе проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий сведения отражаются в протоколе с соответствующими приложениями, который подлежит использованию как источник доказательств в уголовном судопроизводстве.

Статья 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит: «Во время осуществления оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц», однако далее законодатель предусматривает, что отдельные ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и могут применяться лишь по решению суда в отношении лица, в действиях которого есть признаки тяжкого преступления, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, — с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества.

Также статья 9 Закона предусматривает: «В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, когда причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины, Управление государственной охраны Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний либо разведывательный орган Министерства обороны Украины обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненные материальные и моральные убытки в полном объеме».

Анализируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что законодатель предоставил органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ряд прав, общественный контроль за реализацией которых в силу их негласного характера невозможен, что, на наш взгляд, закономерно приводит к нарушению прав и основных свобод граждан. Поэтому лица, чьи права были нарушены, а также лица, осуществляющие функции защиты в уголовном процессе, должны всеми возможными законными средствами добиваться восстановления нарушенных прав, а также возмещения нанесенного материального и морального ущерба. Подобная возможность предоставлена и регламентирована Законом Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», Гражданским кодексом Украины, Уголовно-процессуальным кодексом Украины, другими нормативными актами.

Нарушения прав человека при проведении правоохранительными органами гласных мероприятий и следственных действий очевидны; получить же информацию о проводимых в отношении гражданина оперативно-розыскных мероприятиях можно из материалов уголовного дела на стадии ознакомления с материалами дела (статьи 217 и 218 УПК), например, из протоколов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, оформленных в соответствии со статьями 65 и 66 УПК. Получив подобные сведения, необходимо, руководствуясь Законом Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», добиваться возмещения вреда.

Статья 1 данного Закона предусматривает возмещение вреда, причиненного гражданину вследствие:

1) незаконного осуждения, незаконного привлечения в качестве обвиняемого, незаконного задержания и содержания под арестом, незаконного проведения в ходе расследования либо судебного рассмотрения уголовного дела обыска, выемки, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, которые ограничивают права граждан;

2) незаконного применения административного ареста либо исправительных работ, незаконной конфискации имущества, незаконного наложения штрафа;

3) незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законами Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и другими актами законодательства.

Законом предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 1, причиненный вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Статья 2 Закона Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» указывает на случаи возникновения права на возмещение вреда; среди перечисленных содержится и возникновение права на возмещение причиненного вреда от незаконных действий, осуществленных в ходе оперативно-розыскной деятельности. Также Законом предусмотрены: объем возмещаемого вреда, средства, за счет которых осуществляется возмещение, процедура принятия решения о возмещении вреда.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на сегодняшний день действующим законодательством Украины правоохранительные органы наделены достаточно широкими полномочиями как при проведении следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии действенного механизма контроля (в большей степени это касается осуществляемой оперативными аппаратами оперативно-розыскной деятельности). Поэтому с целью обеспечения прав и свобод человека на Украине необходима как правовая пропаганда среди населения со стороны государственных органов, так и пересмотр отдельных положений законодательства с целью приведения его в соответствие с Основным Законом Украины со стороны законодателя.

Поделиться

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: КОНСТИТУЦИЯ РФ, статья 27, пункт 1,2, Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации

Права и свободы человека и гражданина. Статья 1. В Российской.

Конституция на карантине

Глава 2 Конституции Российской Федерации закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Личные права и свободы — это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Виды личных прав

1. Право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

2. Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ) подразумевает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

3. Право на гуманное обращение (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

4. Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ) включает также конституционно установленный порядок ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).

5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ).

6. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23 Конституции РФ).

7. Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы (часть 2 статья 24 Конституции РФ).

8. Право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ).

9. Право на определение и указание своей национальной принадлежности (часть 1 статьи 26 Конституции РФ).

10. Право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

11. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ).

12. Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ).

13. Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ).

14. Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).

15. Провозглашается право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции РФ).

1 ст Конституции РФ-ограничение права на труд. И данное нарушение Конституции РФ в какой-то мере способствует и коррупции в целом .

Вы точно человек?

  

КОНСТИТУЦИЯ

 РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

(С ИЗМЕНЕНИЯМИ)

 

(Принята референдумом РА 5 июля 1995 г.

 Конституционные изменения внесены

референдумом РА 27 ноября 2005 г.)

 

 

Армянский народ, принимая за основу фундаментальные принципы армянской государственности и общенациональные цели, закрепленные в Декларации о независимости Армении, осуществив священный завет своих свободолюбивых предков о восстановлении суверенной государственности, будучи приверженным делу укрепления и развития Родины во имя обеспечения свободы, общего благосостояния, гражданского согласия для потомков, подтверждая свою верность общечеловеческим ценностям, принимает Конституцию Республики Армения.

 

 

 

ГЛАВА 1

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО

СТРОЯ

Статья 1.Республика Армения суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.

Статья 2.Власть в Республике Армения принадлежит народу.

Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц.

Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.

Статья 3. Человек, его достоинство, основные права и свободы являются высшей ценностью.

Государство обеспечивает защиту основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права.

Государство ограничено основными правами и свободами человека и гражданина, являющимися непосредственно действующим правом.

Статья 4. Выборы Президента Республики, Национального Собрания, органов местного самоуправления, а также референдумы Республики Армения проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием.

Статья 5. Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица правомочны совершать только такие действия, на которые они уполномочены Конституцией или законами.

Статья 6. Конституция Республики Армения имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно.

Законы должны соответствовать Конституции. Иные правовые акты должны соответствовать Kонституции и законам.

Законы вступают в силу после опубликования в “Официальных ведомостях Республики Армения”. Иные нормативные правовые акты вступают в силу после их опубликования в установленном законом порядке.

Международные договоры вступают в силу только после их ратификации или утверждения. Международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Армения. Если ратифицированными международными договорами устанавливаются иные нормы, чем те, которые предусмотрены законами, то применяются эти нормы. Международные договоры, противоречащие Kонституции, не могут быть ратифицированы.

Нормативные правовые акты принимаются на основе Kонституции и законов и в целях обеспечения их осуществления.

Статья 7.В Республике Армения признаются идеологический плюрализм и многопартийность.

Партии образуются свободно, способствуют формированию и выражению политической воли народа. Их деятельность не может противоречить Kонституции и законам, а образ действий — принципам демократии.

Партии обеспечивают гласность своей финансовой деятельности.

Статья 8. В Республике Армения признается и защищается право на собственность.

В Республике Армения гарантируются свобода экономической деятельности и свободная экономическая конкуренция.

Статья 8.1.В Республике Армения церковь отделена от государства.

Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения национальной самобытности.

В Республике Армения гарантируется свобода деятельности всех религиозных организаций, действующих в установленном законом порядке.

Отношения Республики Армения и Армянской Апостольской Церкви могут регулироваться законом.

Статья 8.2.Вооруженные Силы Республики Армения обеспечивают безопасность, защиту и территориальную целостность Республики Армения, неприкосновенность ее границ. Вооруженные Силы соблюдают нейтралитет в политических вопросах и находятся под гражданским контролем.

Статья 9.Внешняя политика Республики Армения осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права в целях установления добрососедских и взаимовыгодных отношений со всеми государствами.

Статья 10. Государство обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

Статья 11. Памятники истории и культуры, другие культурные ценности находятся под опекой и охраной государства.

Республика Армения в рамках принципов и норм международного права способствует укреплению связей с армянской Диаспорой, сохранению находящихся в других государствах армянских исторических и культурных ценностей, развитию армянской образовательной и культурной жизни.

Статья 11.1. Административно-территориальными единицами Республики Армения являются марзы (области) и муниципалитеты.

Статья 11.2. Республика Армения гарантирует местное самоуправление.

Статья 11.3. Граждане Республики Армения на территории Республики Армения и за ее пределами находятся под защитой Республики Армения.

Армяне по национальности приобретают гражданство Республики Армения в упрощенном порядке.

Статья 12. Государственный язык Республики Армения — армянский.

Статья 13. Флаг Республики Армения трехцветный: с равномерными горизонтальными полосами красного, синего и оранжевого цвета.

Герб Республики Армения: в центре на щите изображены гора Арарат с Ноевым ковчегом и гербами четырех царств исторической Армении. Щит поддерживают орел и лев, а под щитом изображены меч, ветвь, сноп колосьев, цепь и лента.

Подробное описание Флага и Герба устанавливается законом.

Гимн Республики Армения устанавливается законом.

Столица Республики Армения — Ереван.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 14. Достоинство человека уважается и охраняется государством как неотъемлемая основа его прав и свобод.

Статья 14.1.Все люди равны перед законом.

Запрещается дискриминация в зависимости от пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических признаков, языка, религии, мировоззрения, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, рождения, инвалидности, возраста либо иных обстоятельств личного или социального характера.

Статья 15.Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть приговорен или подвергнут смертной казни.

Статья 16. Каждый имеет право на личную свободу и неприкосновенность. Человек может быть лишен свободы в случаях и порядке, установленных законом. Законом может предусматриваться лишение свободы только в следующих случаях:

1) лицо осуждено за преступление правомочным судом;

2) лицо не выполнило вступившее в законную силу распоряжение суда;

3) в целях обеспечения выполнения определенных обязанностей, установленных законом;

4) имеется обоснованное подозрение в совершении преступления, либо это необходимо в целях пресечения совершения лицом преступления или его побега после совершения преступления;

5) в целях передачи несовершеннолетнего под воспитательный надзор или иному правомочному органу;

6) в целях предотвращения распространения заразных заболеваний или пресечения общественной опасности, исходящей от лиц, страдающих психическими заболеваниями, алкоголиков, наркоманов или лиц, занимающихся бродяжничеством;

7) в целях пресечения незаконного проникновения лица в Республику Армения, его выдворения или передачи другому государству.

 Каждое лицо, лишенное свободы, незамедлительно извещается о причинах этого, а при предъявлении уголовного обвинения также об обвинении на понятном ему языке. Каждое лицо, лишенное свободы, имеет право незамедлительно извещать об этом избранное им лицо.

Если арестованное лицо в течение 72 часов с момента задержания не заключается под стражу решением суда, оно подлежит немедленному освобождению.

Каждый в случае незаконного лишения свободы или незаконного обыска имеет право на возмещение причиненного вреда по основаниям и в порядке, установленным законом. Каждый имеет право на опротестование в вышестоящую судебную инстанцию законности и обоснованности своего лишения свободы или обыска.

Человека нельзя лишать свободы только по той причине, что он не в состоянии выполнять гражданско-правовые обязательства.

Человека нельзя подвергать обыску иначе как в случаях и порядке, установленных законом.

Статья 17. Никто не должен подвергаться пыткам, а также жестокому обращению либо унижающему его достоинство обращению или наказанию. Арестованные, заключенные под стражу и лишенные свободы лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства.

Человека без его согласия нельзя подвергать научным, медицинским и иным опытам.

Статья 18.Каждый имеет право на эффективные средства правовой защиты своих прав и свобод в судебных, а также иных государственных органах.

Каждый имеет право на защиту своих прав и свобод всеми средствами, не запрещенными законом.

Каждый имеет право для защиты своих прав и свобод получать содействие Защитника прав человека по основаниям и в порядке, которые установлены законом.

Каждый в соответствии с международными договорами Республики Армения имеет право обращаться с просьбой о защите своих прав и свобод в международные органы по защите прав и свобод человека.

Статья 19. Каждый для восстановления своих нарушенных прав, а также выяснения обоснованности предъявленного ему обвинения имеет право на публичное рассмотрение своего дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом в условиях равенства, с соблюдением всех требований справедливости.

Из соображений защиты общественной нравственности, общественного порядка, государственной безопасности, личной жизни участников судебного процесса или интересов правосудия участие представителей средств информации и общественности в ходе судебного разбирательства или одной его части может быть запрещено.

Статья 20. Каждый имеет право на получение юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Каждый имеет право на защитника по своему выбору с момента задержания, выбора меры пресечения или предъявления обвинения.

Каждый имеет право на пересмотр вынесенного в его отношении приговора суда вышестоящим судом в установленном законом порядке.

Каждый осужденный имеет право на прошение о помиловании или смягчении назначенного наказания.

Вред, причиненный пострадавшему, возмещается в установленном законом порядке.

Статья 21. Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в установленном законом порядке — вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неподтвержденные подозрения толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 22. Никто не обязан давать показания против себя самого, своего супруга (супруги) или близких родственников. Законом могут быть предусмотрены другие случаи освобождения от обязанности давать показания.

Запрещается использование доказательств, приобретенных с нарушением закона.

Запрещается назначение более строгого наказания, чем то, которое могло быть применено по закону, действующему в момент совершения преступления.

Человек не может быть признан виновным в преступлении, если по закону, действующему в момент совершения деяния, оно не считалось преступлением.

Закон, исключающий наказуемость за деяние или смягчающий наказание, имеет обратную силу.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может быть осужден повторно за одно и то же деяние.

Статья 23. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.

 Запрещается сбор, хранение, использование и распространение сведений о личности без ее согласия не иначе как это предусмотрено законом. Запрещается использование и распространение сведений, касающихся личности, если это противоречит целям сбора сведений или не предусмотрено законом.

Каждый имеет право на ознакомление с касающимися его сведениями в государственных органах и органах местного самоуправления.

Каждый имеет право на исправление недостоверных сведений о нем и изъятие сведений о нем, приобретенных незаконным путем.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которое может быть ограничено только в случаях и порядке, установленных законом, решением суда.

Статья 24. Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Запрещается проникновение против воли человека в его жилище, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Жилище может быть подвергнуто обыску только в установленных законом случаях и порядке, решением суда.

Статья 25.Каждое лицо, находящееся в Республике Армения на законных основаниях, имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства на территории Республики Армения.

Каждый имеет право выезда за пределы Республики Армения.

Каждый гражданин и каждое лицо, имеющее право проживать в Республике Армения, имеет право на возвращение в Республику Армения.

Статья 26. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу изменения религии или убеждений и свободу их проповеди, выражения посредством церковных церемоний и иных культовых обрядов как индивидуально, так и совместно с другими лицами.

Выражение этого права может быть ограничено только законом, если это необходимо для защиты общественной безопасности, здоровья, нравственности общества или прав и свобод иных лиц.

Статья 27.Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения.

Запрещается принуждение человека к отказу от своего мнения или к его изменению.

Каждый имеет право на свободу слова, включая свободу поиска, получения и распространения сведений и идей через любые средства информации, независимо от государственных границ.

Свобода средств информации и иных информационных средств гарантируется.

Государство гарантирует наличие и деятельность независимых общественных радио и телевидения, предлагающих многообразие передач информационного, образовательного, культурного и развлекательного характера.

Статья 27.1. Каждый из соображений защиты своих личных или общественных интересов имеет право на представление в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам заявлений или предложений и на получение надлежащего ответа в разумные сроки.

Статья 28. Каждый имеет право на образование с другими лицами объединений, в том числе создание профессиональных союзов и вступление в них.

Каждый гражданин имеет право на создание с другими гражданами партий и вступление в них.

Право на создание партий и профессиональных союзов и вступление в них может ограничиваться в установленном законом порядке в отношении служащих Вооруженных Сил, полиции, органов национальной безопасности, прокуратуры, а также в отношении судей и членов Конституционного Суда.

Человека нельзя принуждать к вступлению в какую-либо партию или объединение.

Деятельность объединений может быть приостановлена или запрещена только в предусмотренных законом случаях в судебном порядке.

Статья 29.Каждый имеет право на проведение мирных, без оружия собраний.

Ограничение осуществления этих прав служащими Вооруженных Сил, полиции, органов национальной безопасности, прокуратуры, а также судьями и членами Конституционного Суда может предусматриваться только законом.

Статья 30.Граждане Республики Армения, достигшие 18 лет, имеют право избирать и участвовать в референдумах, а также непосредственно или через избранных свободным волеизъявлением своих представителей участвовать в управлении государством и местном самоуправлении.

Законом может устанавливаться право на участие в выборах органов местного самоуправления и местных референдумах лиц, не имеющих гражданство Республики Армения.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные решением суда недееспособными, приговоренные к лишению свободы по вступившему в законную силу приговору суда и отбывающие наказание.

Статья 30.1. Ребенок, родившийся от граждан Республики Армения, является гражданином Республики Армения. Каждый ребенок, один из родителей которого является гражданином Республики Армения, имеет право на гражданство Республики Армения. Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Армения устанавливается законом.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Армения, а также права изменения гражданства.

Гражданина Республики Армения нельзя передавать другим государствам, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Армения.

Права и обязанности лиц, имеющих двойное гражданство, устанавливаются законом.

Статья 30.2. Граждане имеют право поступать на общественную службу на общих основаниях, установленных законом.

Принципы и порядок организации общественной службы устанавливаются законом.

Статья 31. Каждый имеет право на владение, пользование, распоряжение своей собственностью и ее наследование по своему усмотрению. Осуществление права собственности не должно наносить вред окружающей среде, нарушать права и законные интересы иных лиц, общества и государства.

Никого нельзя лишать собственности, за ислючением предусмотренных законом случаев в судебном порядке.

Отчуждение собственности для нужд общества и государства может быть произведено только в исключительных случаях при наличии высших общественных интересов в установленном законом порядке с предварительной равноценной компенсацией.

Правом собственности на землю не пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 31.1.Государство защищает интересы потребителей, осуществляет предусмотренные законом меры по контролю за качеством товаров, услуг и работ.

Статья 32. Каждый имеет право на свободный выбор труда.

Каждый работник имеет право на справедливую и не ниже установленного законом минимального размера оплату труда, а также на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Работники в целях защиты своих экономических, социальных и трудовых интересов имеют право на забастовку, порядок проведения и ограничения которой устанавливается законом.

Запрещается прием на постоянную работу детей в возрасте до 16 лет. Порядок и условия их приема на временную работу устанавливаются законом.

Принудительный труд запрещается.

Статья 33.Каждый имеет право на отдых. Максимальное время труда, выходные дни и минимальная продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска устанавливаются законом.

Статья 33.1.Каждый имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом.

Запрещаются злоупотребление монопольным или доминирующим положением на рынке и недобросовестная конкуренция.

Законом могут устанавливаться ограничения конкуренции, возможные виды монополии и их допустимые размеры, если это необходимо для защиты интересов общества.

Статья 33.2. Каждый имеет право жить в окружающей среде, способствующей его здоровью и благополучию, обязан лично и совместно с другими лицами охранять и улучшать окружающую среду.

Должностные лица несут ответственность за сокрытие экологической информации или отказ от ее предоставления.

Статья 34. Каждый для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права граждан.

Статья 35. Семья является естественной и основной ячейкой общества.

Женщина и мужчина, достигшие брачного возраста, при своем свободном волеизъявлении имеют право на вступление в брак и создание семьи. При вступлении в брак, в супружеской жизни и при расторжении брака они пользуются равными правами.

 Запрещается увольнение с работы по причинам, связанным с материнством. Каждая работающая женщина в случае беременности и родов имеет право на оплачиваемый отпуск и отпуск по уходу за новорожденным ребенком или отпуск для усыновления ребенка.

Статья 36. Родители имеют право и обязаны заботиться о воспитании, здоровье, полноценном и гармоничном развитии и об образовании своих детей.

Лишение родительских прав или их ограничение может осуществляться только в порядке и случаях, установленных законом, решением суда.

Совершеннолетние трудоспособные лица обязаны проявлять заботу о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях.

Статья 37. Каждый имеет право на социальное обеспечение по старости, инвалидности, болезни, по случаю потери кормильца, безработице и в иных предусмотренных законом случаях. Объем и формы социального обеспечения устанавливаются законом.

Статья 38. Каждый имеет право на получение медицинской помощи и медицинского обслуживания в установленных законом формах.

Каждый имеет право на бесплатное получение основных медицинских услуг. Перечень и порядок их оказания устанавливаются законом.

Статья 39.Каждый имеет право на образование.

Основное общее образование является обязательным, за исключением предусмотренных законом случаев. Законом может быть установлен более высокий уровень обязательного образования.

Среднее образование в государственных учебных заведениях является бесплатным.

Принципы самоуправления высших учебных заведений определяются законом.

Порядок создания и деятельности учебных заведений устанавливается законом.

Каждый гражданин имеет право получить бесплатное образование в государственных высших и иных специальных образовательных заведениях на конкурсной основе в установленном законом порядке. Государство в предусмотренных законом случаях и порядке оказывает финансовое и иное содействие высшим и другим учебным заведениям, осуществляющим специальные образовательные программы, и их учащимся.

Статья 40.Каждый имеет право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, пользование научными достижениями и участие в культурной жизни общества.

Статья 41.Каждый имеет право на сохранение своей национальной и этнической самобытности.

Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на сохранение и развитие своих традиций, религии, языка и культуры.

Статья 42. Основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией, не исключают других прав и свобод, установленных законами и международными договорами.

Каждый свободен совершать то, что не запрещено законом и не нарушает права и свободы иных лиц. Никто не может нести обязанности, которые не установлены законом.

Законы и иные правовые акты, ухудшающие правовое положение лица, не имеют обратной силы.

Правовые акты, улучшающие правовое положение лица, исключающие или смягчающие его ответственность, имеют обратную силу, если это предусмотрено этими актами.

Статья 42.1. Основные права и свободы человека и гражданина распространяются также на юридических лиц постольку, поскольку эти права и свободы применимы к ним по своей сути.

Статья 43. Основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в статьях 23-25, 27, 28-30, 30.1., частью третьей статьи 32 Конституции, могут ограничиваться только законом, если это необходимо для защиты в демократическом обществе государственной безопасности, охраны общественного порядка, пресечения преступлений, охраны здоровья и нравственности общества, защиты конституционных прав и свобод, чести и доброго имени других лиц.

Ограничения основных прав и свобод человека и гражданина не могут превышать пределы, установленные международными обязательствами Республики Армения.

Статья 44. Отдельные основные права и свободы человека и гражданина, за исключением указанных в статьях 15, 17-22 и 42 Конституции, могут быть временно ограничены в установленном законом порядке в период военного или чрезвычайного положения, в пределах международных обязательств, принятых в отношении отклонения от обязательств в чрезвычайных ситуациях.

Статья 45. Каждый обязан в установленном законом порядке и размере уплачивать налоги, пошлины, производить другие обязательные платежи.

Статья 46.Каждый гражданин обязан в установленном законом порядке участвовать в защите Республики Армения.

Статья 47. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы и достоинство других лиц.

Запрещается использование прав и свобод в целях насильственного свержения конституционного строя, разжигания национальной, расовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Статья 48. Основными задачами государства в экономической, социальной и культурной сферах являются:

1) защита семьи, материнства и детства и оказания им покровительства;

2) содействие занятости и улучшению условий труда населения;

3) стимулирование жилищного строительства, содействие улучшению жилищных условий каждого гражданина;

4) осуществление программ по охране здоровья населения, содействие созданию условий эффективного и доступного медицинского обслуживания;

5) содействие участию молодежи в политической, экономической и культурной жизни страны;

6) стимулирование развития физкультуры и спорта;

7) осуществление программ по предупреждению и лечению инвалидности, стимулирование участия инвалидов в общественной жизни;

8) содействие развитию бесплатного высшего и иного специального образования;

9) содействие развитию науки и культуры;

10) осуществление политики, обеспечивающей экологическую безопасность нынешних и будущих поколений;

11) содействие свободному приобщению каждого к национальным и общечеловеческим ценностям;

12) обеспечение достойного жизненного уровня пожилых людей.

Государство в пределах своих возможностей обязано принимать меры по осуществлению задач, закрепленных в настоящей статье.

 


 

 

ГЛАВА 3

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ

Статья 49.Президент Республики является главой государства.

Президент Республики обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Армения.

Статья 50. Президент Республики избирается гражданами Республики Армения сроком на пять лет.

Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом.

Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Республики более чем два раза подряд.

Статья 51. Президент Республики избирается в порядке, установленном Конституцией и законом. Выборы Президента проводятся за пятьдесят дней до истечения его полномочий.

Президентом Республики избирается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, проголосовавших за всех кандидатов.

Если баллотировались более чем два кандидата и ни за одного из них не проголосовало необходимое число избирателей, то на четырнадцатый день после голосования проводится второй тур выборов Президента Республики. Во втором туре выборов Президента Республики могут принимать участие два кандидата, за которых проголосовало наибольшее число избирателей. Во втором туре Президентом Республики избирается кандидат, за которого проголосовало наибольшее число избирателей.

В случае баллотирования одного кандидата он избирается, если за него проголосовало более половины участников голосования.

Если Конституционным Судом принимается к рассмотрению дело, касающееся результатов выборов Президента Республики, то постановление должно быть вынесено Судом в десятидневный срок после получения заявления, а установленные настоящей статьей сроки исчисляются с момента вступления в силу постановления Суда.

Если Президент Республики не избран, то назначаются новые выборы, а голосование проводится на сороковой день после назначения новых выборов.

Президент Республики вступает в свою должность в день истечения полномочий предыдущего Президента Республики.

Президент Республики, избранный на новых или внеочередных выборах, вступает в должность на двадцатый день после выборов.

Статья 52. В случае возникновения для одного из кандидатов в Президенты Республики непреодолимых препятствий выборы Президента Республики откладываются на двухнедельный срок. При неустранении препятствий, признанных непреодолимыми, назначаются новые выборы, а голосование проводится на сороковой день после истечения указанного двухнедельного срока.

В случае смерти до дня голосования одного из кандидатов назначаются новые выборы, а голосование проводится на сороковой день после назначения новых выборов.

Статья 53. В случаях отставки, смерти, невозможности исполнения Президентом Республики полномочий или отрешения его от должности в установленном статьей 57 Конституции порядке назначаются внеочередные выборы Президента Республики, а голосование проводится на сороковой день после образования вакансии должности Президента Республики.

Статья 53.1. В период военного и чрезвычайного положения выборы Президента Республики не проводятся, а Президент Республики продолжает осуществление своих полномочий. В этом случае выборы Президента Республики проводятся на сороковой день после окончания периода военного или чрезвычайного положения.

Статья 54. Президент Республики вступает в должность в установленном законом порядке на специальном заседании Национального Собрания с принесением народу следующей присяги:

“Вступая в должность Президента Республики Армения, клянусь безоговорочно выполнять требования Конституции: уважать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать независимость, территориальную целостность и безопасность Республики во славу Республики Армения и во имя благоденствия народа Республики Армения”.

Статья 55.Президент Республики:

1) обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;

2) после получения принятого Национальным Собранием закона в двадцатиоднодневный срок подписывает и обнародует его.

В течение этого срока может возвратить принятый Национальным Собранием закон с возражениями или предложениями в Национальное Собрание с требованием нового его обсуждения. В пятидневный срок подписывает и обнародует вновь принятый Национальным Собранием закон;

3) распускает Национальное Собрание в случаях и порядке, предусмотренных статьей 74.1. Конституции, и назначает внеочередные выборы;

4) на основании распределения депутатских мест в Национальном Собрании и консультаций с депутатскими фракциями назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, лицо, пользующееся доверием у наибольшего числа депутатов. Президент Республики назначает Премьер-министра в десятидневный срок после принятия отставки Правительства. Правительство формируется в двадцатидневный срок после назначения Премьер-министра.

Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства.

Президент Республики принимает отставку Правительства в день первого заседания вновь избранного Национального Собрания, вступления Президента Республики в свою должность, выражения недоверия Правительству, неодобрения программы Правительства, подачи Премьер-министром прошения об отставке или образования вакансии должности Премьер-министра. После принятия Президентом Республики отставки Правительства члены Правительства продолжают исполнение своих обязанностей до формирования нового Правительства;

5) в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;

6) формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;

7) представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает действие или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации;

8) назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций;

9) представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты. По предложению Генерального прокурора назначает и освобождает заместителей Генерального прокурора;

10) назначает четырех членов Конституционного Суда, а в случае неназначения Национальным Собранием Председателя Конституционного Суда в срок, установленный пунктом 2 статьи 83 Конституции, — Председателя Конституционного Суда из состава Конституционного Суда.

На основании заключения Конституционного Суда может прекратить полномочия назначенного им самим члена Конституционного Суда или дать согласие на его привлечение в качестве обвиняемого, арест или возбуждение в отношении него вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке;

11) по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в отношении них вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;

11.1) назначает двух юристов-ученых — членов Совета правосудия;

12) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;

13) объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил.

Во время войны Президент Республики может назначать или освобождать Главнокомандующего Вооруженными Силами.

В случае применения Вооруженных Сил или объявления военного положения в силу права незамедлительно созывается специальное заседание Национального Собрания.

Правовой режим военного положения устанавливается законом;

14) в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и Премьер-министром объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.

В случае объявления чрезвычайного положения в силу права незамедлительно созывается специальное заседание Национального Собрания.

Правовой режим чрезвычайного положения устанавливается законом;

15) в установленном законом порядке разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;

16) награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, дипломатические и иные классные чины;

17) осуществляет помилование осужденных.

Статья 56.Президент Республики издает указы и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции и законам Республики Армения и подлежат исполнению на всей территории Республики.

Статья 56.1.Президент Республики неприкосновенен.

Президент Республики на срок своих полномочий и после него не может преследоваться и привлекаться к ответственности за деятельность, следующую из его статуса.

Президент Республики может привлекаться к ответственности после завершения своих полномочий за действия, не связанные с его статусом.

Статья 57.Президент Республики может быть отрешен от должности за государственную измену или иное тяжкое преступление.

Для получения заключения по вопросу отрешения от должности Президента Республики Национальное Собрание по постановлению, принятому большинством голосов от общего числа депутатов, обращается в Конституционный Суд.

Постановление об отрешении от должности Президента Республики принимается Национальным Собранием на основании заключения Конституционого Суда не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Если по заключению Конституционного Суда основания отрешения Президента Республики от должности отсутствуют, вопрос снимается с рассмотрения Национального Собрания.

Статья 58. Президент Республики подает прошение об отставке Национальному Собранию. В случае повторной подачи прошения об отставке в двухдневный срок по истечении десятидневного срока после подачи прошения об отставке отставка Президента Республики считается принятой и в установленные Конституцией порядке и сроки проводятся внеочередные выборы.

Статья 59.В случае тяжелой болезни Президента Республики или наличия для исполнения его полномочий иных непреодолимых препятствий, которые на продолжительное время делают невозможным исполнение его полномочий, Национальное Собрание по предложению Правительства и на основании заключения Конституционного Суда не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов принимает постановление о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий. Если по заключению Конституционого Суда основания невозможности исполнения Президентом Республики полномочий отсутствуют, то Правительство не может обращаться в Национальное Собрание с подобным предложением.

Статья 60. В случае вакансии должности Президента Республики, до вступления в должность вновь избранного Президента Республики, обязанности Президента Республики исполняет Председатель Национального Собрания, а если это невозможно — Премьер-министр. При исполнении Председателем Национального Собрания обязанностей Президента Республики полномочия Председателя Национального Собрания исполняет заместитель Председателя Национального Собрания, получивший наибольшее число голосов при избрании на должность. В этот период запрещается назначать референдум, назначать Премьер-министра, назначать и увольнять высший командный состав Вооруженных Сил и других войск (за исключением периода военного положения), производить в предусмотренных законом случаях назначения на должности полиции и органов национальной безопасности, а также осуществлять полномочия, установленные пунктами 3, 8, 16, 17 статьи 55 Конституции.

Статья 61. Президент Республики в установленном законом порядке формирует свой Аппарат. Порядок оплаты, обслуживания и обеспечения безопасности Президента Республики устанавливаются законом.

 

 

 

ГЛАВА 4

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Статья 62. Законодательную власть в Республике Армения осуществляет Национальное Собрание. Национальное Собрание в случаях, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 55, статьями 57, 59, частью второй настоящей статьи, статьями 66, 67, 69, 73, 74, 74.1., 75, 77, 79, частью второй статьи 80, статьями 81, 83, 83.1., 83.2., 83.3., 83.4., 84, 94.1., пунктом 2 статьи 101, статьями 103, 111, 112 Конституции, а также по вопросам организации своей деятельности принимает постановления, которые подписывает и обнародует Председатель Национального Собрания.

Национальное Собрание в порядке, предусмотренном Законом — Регламентом, может принимать обращения и заявления.

Полномочия Национального Собрания устанавливаются Конституцией.

Порядок деятельности Национального Собрания, формирования и деятельности его органов устанавливаются Конституцией и Регламентом Национального Собрания.

Статья 63.Национальное Собрание состоит из ста тридцати одного депутата.

Национальное Собрание избирается сроком на пять лет. Срок его полномочий начинается с момента созыва первого заседания вновь избранного Национального Собрания. Срок полномочий Национального Собрания завершается в момент созыва первого заседания вновь избранного Национального Собрания.

Национальное Собрание не может быть распущено в период военного или чрезвычайного положения, а также тогда, когда возбужден вопрос об отрешении от должности Президента Республики.

В период военного и чрезвычайного положения выборы Национального Собрания не проводятся, а срок полномочий Национального Собрания продлевается до дня открытия первой сессии Национального Собрания, избранного вновь после окончания военного или чрезвычайного положения. В этом случае выборы Национального Собрания проводятся в срок не ранее пятидесяти и не позднее шестидесяти дней после окончания военного или чрезвычайного положения.

Статья 64.Депутатом может быть избрано каждое лицо, достигшее двадцати пяти лет, последние пять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее последние пять лет в Республике и обладающее избирательным правом.

Статья 65. Депутат не может заниматься предпринимательской деятельностью, занимать должность в государственных органах, органах местного самоуправления или коммерческих организациях, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой.

Депутат исполняет свои полномочия на постоянной основе.

Статус и гарантии деятельности депутата устанавливаются Конституцией и законом.

Статья 66. Депутат не обременен императивным мандатом, руководствуется своей совестью и убеждениями.

Депутат на срок своих депутатских полномочий и после этого не может подвергаться преследованию и привлекаться к ответственности за действия, следующие из его статуса депутата, в том числе за мнение, высказанное в Национальном Собрании, если оно не содержит клеветы и оскорбления.

Депутата нельзя привлекать в качестве обвиняемого, подвергать задержанию или возбуждать в отношении него вопрос о привлечении к административной ответственности в судебном порядке без согласия Национального Собрания.

Депутата нельзя подвергать задержанию без согласия Национального Собрания, за исключением случаев, когда задержание производится в момент совершения преступления. В этом случае немедленно ставится в известность Председатель Национального Собрания.

Статья 67.Полномочия депутата прекращаются в случаях истечения срока полномочий Национального Собрания, роспуска Национального Собрания, нарушения условий части первой статьи 65 Конституции, утраты гражданства Республики Армения, неуважительного отсутствия на более чем половине голосований в течение одной очередной сессии, осуждения к лишению свободы, признания недееспособным и отставки.

Порядок прекращения полномочий депутата устанавливается Законом — Регламентом Национального Собрания.

Статья 68.Очередные выборы Национального Собрания проводятся не ранее чем за сорок и не позднее чем за тридцать дней, предшествующих истечению его полномочий.

Внеочередные выборы Национального Собрания проводятся в срок не ранее тридцати и не позднее сорока дней после роспуска Национального Собрания.

Выборы Национального Собрания назначаются указом Президента Республики.

Первая сессия вновь избранного Национального Собрания созывается в третий четверг после выборов не менее двух третей от общего числа депутатов.

В случае внеочередных выборов первая сессия вновь избранного Национального Собрания созывается во второй четверг после выборов не менее двух третей от числа депутатов.

Статья 69. Очередные сессии Национального Собрания созываются в сроки и порядке, установленные Законом — Регламентом Национального Собрания.

Заседания Национального Собрания являются открытыми. Закрытое заседание может быть созвано по решению Национального Собрания.

Так, в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».