свидетелей. Поэтому особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предусмотрены не только в выше названной.

Содержание

Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля в уголовном процессе

Библиографическое описание:

Хайбрахманова, А. Д. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших / А. Д. Хайбрахманова. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15363/ (дата обращения: 11.04.2020).



В статье рассматриваются результаты исследования тактических особенностей допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, индивидуальные особенности возрастных групп, а также проанализированы этапы подготовки допроса. В статье рассмотрены психологические основы допроса несовершеннолетних и сделаны выводы о том, что предопределятся эффективность данного процессуального действия.

Участие всевозможных субъектов в уголовном деле, как носителей определенных прав и обязанностей, способствует их выделению в несколько групп. Согласно разделу 2 УПК РФ, существует 4 группы участников уголовного судопроизводства: суд, участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и иные участники уголовного судопроизводства. Свидетель относится к четвертой группе, которая включает лиц, которые в момент их появления в уголовном деле они не связаны положениями принципа состязательности и не являются носителями функции обвинения, защиты или разрешения уголовного дела. Гражданин становится свидетелем лишь в связи с вызовом для дачи показаний об известных ему фактах и обстоятельствах, и только с имеющимся производством по уголовному делу. Потерпевший относится к третьей группе участников уголовного судопроизводства. «Это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда» (ч.1, ст.42 УПК РФ). При этом для признания лица потерпевшим не должно быть каких-либо ограничений, связанных с возрастом, полом, национальностью и т. д. Так, в п. 2 Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» указано, «что лицо, пострадавшее от преступления, признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического или психического состояния и иных данных о его личности, а также независимо от того, установлены ли все лица, причастные к совершению преступления». Положения общесоциального принципа презумпции добропорядочности граждан обусловливают непредвзятость данных участников, их желание способствовать выполнению назначения уголовного судопроизводства.

Актуальностью данной темы является то, что в криминалистическом аспекте допрос — это процессуальное действие, заключающиеся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Показания свидетелей, потерпевших являются одним из распространенных видов доказательств при расследовании уголовных дел. Средством получения показаний является допрос, который проводится в соответствии с уголовно-процессуальными требованиями и тактическими рекомендациями криминалистики. Важно отметить, что уголовно-процессуальный закон регламентирует основные правила осуществления допроса, имеющие общий характер, но не предусматривает непосредственно те тактические приемы, которые могут применяться в процессе получения показаний.

Изучение следственной практики показало, что при построении тактической линии расследования следователи далеко не всегда уделяют достаточно внимания личностным особенностям свидетеля. Так, при опросе следователей только 35 % сообщили о том, что они оказывают тактическое воздействие на свидетелей с учетом их личностных особенностей. При этом 78 % опрошенных отметили необходимость криминалистического изучения личности свидетеля исключительно при проведении допроса. Всего 41 % из них смогли включить в характеристику личности свидетеля не только социально-демографические, но и иные значимые сведения. Необходимость учета особенностей таких психических процессов свидетелей, как восприятие и память, безусловно необходимых при выборе тактических приемов допроса, отметили лишь 12 % опрошенных. При этом 40 % следователей не смогли указать, какие вопросы может разрешить в отношении свидетелей судебно-психологическая экспертиза. С одной стороны, сложившаяся на практике ситуация свидетельствует о том, что имеет место существенное снижение эффективности применяемых к свидетелям тактических приемов, используемых в процессе расследования преступлений. С другой стороны, надо признать, что криминалистическим аспектам изучения личности свидетеля в научной литературе уделяется мало внимания. Именно поэтому разработка научной концепции криминалистического изучения личности свидетеля и ее практического использования является актуальным направлением научных и прикладных криминалистических исследований. Это позволит решить целый ряд практических задач:

− преодолеть противодействие расследованию со стороны свидетеля;

− построить доказательственную базу в тех случаях, когда информация по делу отсутствует, а имеется лишь один очевидец преступления;

− разобраться в сущности произошедшего в случаях, когда в качестве свидетеля допрашивается лицо, фактически подозреваемое в совершении преступления;

− оценить доказательственную ценность результатов следственных действий, проводимых с участием свидетеля, поскольку свидетель интересует следствие как лицо, передающее и воспринимающее важную информацию.

О значительной роли допроса также свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60 % всего рабочего времени следователя, что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Таким образом, сущность допроса данной категории участников уголовного процесса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Для умелого производства допроса несовершеннолетнего следователь должен обладать совокупностью тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего, без знания которых допрос несовершеннолетнего может оказаться неэффективным, неполным, без информационным.

Нельзя не отметить, что любое компетентное должностное лицо, осуществляющее предварительное расследование, отдает себе отчет в том, что эффективное взаимодействие свидетеля и следователя и достижение положительных результатов невозможно без четкого понимания основных правил допроса, к которым можно отнести следующие:

  1. Индивидуальный подход к каждому свидетелю, который дает показания, учет его индивидуальных личностных характеристик, но и криминалистической ситуации в целом.
  2. Установление психологического контакта, т. е. создание до и во время допроса обстановки, обеспечивающей свободу волеизъявления допрашиваемого, полной реализации его прав и обязанностей и возможность дать необходимые правдивые показания.
  3. Избирательность в применении различных тактических приемов.

К примеру, в криминалистике разграничиваются приемы допроса в зависимости от гендерных различий участников процесса. Разная тактика допроса необходима при допросе свидетелей, дающих ложные и правдивые показания. Так, при допросе свидетеля, дающего правдивые показания, следует внимательно его выслушать, уточнить отдельные детали, оказать помощь в припоминании забытого. Следует обсудить отношение свидетеля к событию и вовлеченным в него участникам, при необходимости согласиться с тем, что личное мнение свидетеля может не совпадать с правовой оценкой случившегося. Свидетелей, дающих ложные показания, целесообразно разделить на две группы: добросовестно заблуждающиеся и изначально имеющие умысел на дачу ложных показаний. Последнюю категорию свидетелей следует допрашивать с использованием тактических приемов, применяемых для допроса подозреваемых, уличаемых во лжи. Имеет свои специфические особенности допрос несовершеннолетних свидетелей. Дети по своей природе более внушаемы, отчего и очень чувствительны к постороннему воздействию. Некоторые малолетние свидетели, оказавшись в центре внимания, могут подстраивать свои показания под те, которых от них ждет следователь. Кроме того, ребенок может сказать не то, что помнит, а то, что его попросили рассказать значимые для него взрослые. Дети, склонные к фантазированию, на допросе зачастую говорят неправду, веря в собственную правдивость.

При производстве рассматриваемого следственного действия нравственной оценке подлежат решения следователя о вызове несовершеннолетнего на допрос, о месте и времени допроса, лицах, присутствующих при допросе, а также тактические приемы допроса и методы фиксации его результатов [9].

В соответствии с ч. 1 ст. 187 УПК РФ «допрос проводится по месту производства предварительного следствия, однако следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого» [6]. Указанное обстоятельство немаловажно учитывать при вызове на допрос несовершеннолетних (особенно малолетних), поскольку на получении их показаний обстановка в кабинете следователя может сказаться неблагоприятно.

Не следует вызывать несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на допросы в утренние часы, когда они находятся на занятиях (если только допрашиваемый не учится во вторую смену — здесь следователю необходимо исходить из данных о его личности). В случаях, когда это не вызывается тактическими соображениями, подобный допрос нельзя признать нравственно оправданным [8].

Согласно ч.3,4,5 ст.425 УПК РФ, «в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе» [6].

На практике существует множество примеров, когда только с помощью работы психолога с несовершеннолетним возможно получить информацию в случае, если несовершеннолетний стал жертвой преступного посягательства, а также помочь обнаружить социальные, психологические и воспитательные факторы. Психолог как специалист помогает устранить заблуждения и недопонимания между следователем и несовершеннолетним, оценить степень фантазирования, найти общий язык. Недопустимо привлечение педагога (психолога) в уголовный процесс без учета, взаимоотношений, сложившихся между допрашиваемым и членами педагогического коллектива. Это может осложнить процесс получения показаний и нарушить психологическое состояние ребенка. В настоящее время более разумно заранее определить, с учетом мнения несовершеннолетнего, в присутствии какого педагога (психолога) ему представляется комфортным давать показания.

Уголовно-процессуальный закон закрепляет право законному представителю несовершеннолетнего право присутствовать при допросе, что позволяет избежать причинения несовершеннолетнему, допрашиваемому и его близким неприятных переживаний. Несовершеннолетнему свойственно испытывать интенсивное волнение, а зная, что рядом присутствует близкий человек, это оказывает содействие в снятии напряжения и его успокоению.

К недопустимым методам допроса является запрещение использовать в ходе допроса наводящих вопросов. Это общее правило реализации данного процессуального действия, которое применимо независимо от того, какой субъект допрашивается. Наводящие вопросы оказывают внушение на личность, так как в своем содержании уже содержат тот ответ, который желает получить следователь по уголовному делу. Учитывая специфику несовершеннолетних, они более подвержены внушающему воздействию, то введение законодательного запрета использования наводящих вопросов в ходе допроса особенно концептуален. Также не разрешено прибегать к применению улавливающих и безнравственных вопросов, производить оценку полученных ответов от несовершеннолетнего, перебивать и подшучивать. Это является проявлением некомпетентности и непрофессионализма следователя.

В общении с детьми, имеющими дефект речи (дислалию), следователь должен учитывать, что заикание как проявление нарушения коммуникации обостряется в тревожных ситуациях, в частности, при допросе. Данная особенность ребенка должна побуждать следователя тщательно контролировать свою собственную речь: а) следить за темпом речи (неторопливо, отчетливо произносить звуки); б) не торопить ребенка, не требовать от него быстрого, стремительного ответа. Это может усугубить дефект, а также травмировать ребенка, тем самым привести к немоте; в) не договаривать фразу ребенка, которую он начал произносить.

Решая вопрос об использовании при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших аудио и видеозаписи (ст.191 УПК РФ) [6], следователю следует учитывать правовой и нравственный аспекты. Несмотря на бесспорные преимущества использования современных технологий, которые позволяют наглядно воспроизвести ход и содержание следственного действия, зафиксировать невербальные реакции допрашиваемого, важно не забывать о том, что перед нами специальный субъект, который может испытать травмирующее воздействие на психику. Осознание российским законодателем приоритетного характера обеспечения безопасности каждого ребенка от неблагоприятного воздействия, он предусматривает возможность отказа от применения видеозаписи или киносъемки при процессуальных действиях (п.5 ст.191 УПК РФ) [6].В остальных случаях их применения является обязательным атрибутом. Несмотря на предпочтения, практика пошла не по иному пути. При анализе 20 уголовных дел за период 2017–2018 гг. из практики Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики, в которых потерпевшими и свидетелями являлись лица, не достигшее совершеннолетия, ни одно следственное действие, указанное в статье 191 УПК РФ, не было проведено с использованием видеосопровождения [10].

Допрос свидетеля является актом коммуникации допрашивающего и допрашиваемого и, как любое общение между людьми, предполагает их психологическое воздействие друг на друга. Психологическое воздействие следователя на свидетеля является неоспоримым и очевидным фактом. Несмотря на то, что тактические приемы, основанные на психологическом воздействии, подтверждены практикой и признаны в качестве успешных, вопрос о пределах такого воздействия при допросе свидетелей является одним из наиболее сложных, острых и дискуссионных в криминалистической науке. Результаты анализа материалов научных исследований, посвященных психологии допроса, свидетельствуют о том, что единственным методом правомерного психологического воздействия на допросе является убеждение. Отличие убеждения от иных недопустимых психологических методов состоит в том, что при убеждении у допрашиваемого формируется осознанное желание давать правдивые показания в условиях сохранения свободы выбора поведения, включая возможность самому избрать ту или иную позицию на допросе. Приемы убеждения лежат в основе тактики преодоления противодействия расследованию со стороны допрашиваемого свидетеля, последовательно дающего ложные показания, умалчивающего об известных обстоятельствах либо отказывающегося от дачи показаний. Это могут быть: 1) обращение к здравому смыслу собеседника, убеждение в неправильности занятой позиции и разъяснение свидетелю необходимости сообщить правдивые сведения; 2) объяснение социальной значимости сведений, которыми он располагает; 3) напоминание об ответственности за лжесвидетельство и разъяснение возможных отрицательных последствий; 4) оглашение и анализ собранных данных, уличающих собеседника в неискренности.

Изложенное свидетельствует, что предоставленные методы допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не являются исчерпывающими и во многом зависят от статуса допрашиваемого как носителя криминалистически значимой информации. При умелом использовании основных методов можно эффективно завершить расследование обстоятельств дела и получить положительный результат.

Литература:

  1. Дощицын, А. Н. Процессуальные и криминалистические особенности производства следственных действий с участием малолетних: монография/ А. Н. Дощицын. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 184 с.
  2. Криминалистическое изучение личности:науч.-практ. Пособие для магистрантов / А. Г. Бедризов, Т. С. Волчецкая [и др.]; ред. Я. В. Комиссарова; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА).- М.: Проспект, 2017. — 224 с.
  3. Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие / М. М. Коченов, Н. Р. Осипова — М. Юристинформ. — 2009 г. — 263 с.
  4. Полстовалов О. В. Современные проблемы криминалистической тактики / под науч. ред. В. И. Комиссарова. М., 2009.
  5. Романов В. В. Юридическая психология: учеб. для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
  6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) //Российская газета.- 22 декабря 2001г. — № 249.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» (ред. от 16.05.2017) // Российская газета. — 7 июля 2010г. — № 147.
  8. https://works.doklad.ru/view/OFVr374XdtI/14.html (дата доступа 13.10.2019)
  9. https://wiselawyer.ru/poleznoe/5784-nravstvennye-osnovy-doprosa-nesovershennoletnikh-svidetelej-poterpevshikh (дата доступа 13.10.2019)
  10. Справка по итогам изучения судебной практики применения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2017 №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» за 2017 год и первое полугодие 2018 года.

Основные термины(генерируются автоматически): допрос, уголовное судопроизводство, РФ, уголовное дело, следователь, свидетель, показание, процессуальное действие, потерпевший, следственное действие.

Похожие статьи

Психология допросасвидетелей и потерпевших

следственноедействие, допроссвидетелей, потерпевший, дача показаний, процедура допроса

тактический риск, уголовныйпроцесс, следственноедействие, следователь, допрос

Допросследственноедействие, урегулированное уголовнопроцессуальным

Значение судебного допросасвидетеля для доказывания по…

Свидетель — это участник уголовногопроцесса, не имеющий отношения к совершенному

В отличие от следственногодопроса для судебного допроса характерен состязательный порядок

Информационную значимость показанийсвидетеля для уголовногодела трудно…

Понятие и значение допроса в уголовнопроцессуальном праве…

«Допрос — самое распространенное следственноедействие по собиранию доказательств. Именно посредством допроса почти по каждому делу добывается наибольшее количество доказательств, позволяющих установить истину. В этом смысле допрос можно считать…

Порядок исследования доказательств в уголовномпроцессеРФ

следственноедействие, допроссвидетелей, потерпевший, дача показаний, процедура допроса, повторный допрос, общее правило, обвиняемый

Понятие и виды обвинения в уголовномпроцессе. Уголовнопроцессуальный кодекс РоссийскойФедерации.

Разграничение допросасвидетеля, потерпевшего

Допросследственноедействие, урегулированное уголовнопроцессуальным законодательством, направленное на получение непосредственно от допрашиваемого показаний об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для уголовногодела.

Производство допроса на стадии предварительного…

Полуянова Е. В. Следственныедействия в уголовномпроцессеРоссийскойФедерации

Допросследственноедействие , урегулированное уголовнопроцессуальным

При выборе места производства допроса , следователю необходимо учитывать, что его…

Особенности правового регулирования участия в следственных

РоссийскаяФедерация, потерпевший, преступление, свидетель, проверка показаний, очная ставка, половая свобода, уголовноедело, гражданское общество, Уголовный кодекс. Особенности правового регулирования следственныхдействий

Защита прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей

законный представитель, РФ, допрос, потерпевший, свидетель, участие педагога, уголовноесудопроизводство, предварительное

уголовноедело, участие, законный представитель, РФ, действие, лицо, достигший возраст, проверка показаний, очная ставка, потерпевший.

Особенности правового регулирования следственныхдействий

При производстве следственныхдействий с участием несовершеннолетнего пострадавшего или свидетеля, следователь сталкивается с целым

несовершеннолетний свидетель , РФ , законный представитель , уголовноесудопроизводство, участие , потерпевший , психолог…

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Выпуск 15. Как работает ловушка для свидетеля в уголовном деле?

несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего в ОВД решили допросить в качестве свидетеля по уголовному делу, то в.

Прокуратура разъясняет: допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 188 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), либо через администрацию по месту его учебы или работы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. Непосредственно порядок допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля регламентирован статьей 191 УПК РФ. Допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте до 14-ти лет, а по усмотрению следователя — и в возрасте от 14 до 18 лет, проводится с участием педагога. При допросе указанных лиц на предварительном следствии вправе присутствовать их законный представитель — родитель, опекун или иное лицо из числа указанных в п. 12 ст.5 УПК РФ. Таким образом, речь идет об обязанности следственного органа привлечь к участию в деле законного
представителя. Аналогичные требования предъявляются процедуре допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего в судебном заседании, что предусмотрено ст.280 УПК. Законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, присутствующий при допросе, вправе задавать допрашиваемому в судебном заседании лицу вопросы с разрешения председательствующего.

По смыслу закона, несмотря на отсутствие такого закрепленного в законе права, законный представитель может возражать против каких-либо вопросов со стороны суда или иных участников процесса потерпевщему. Вместе с тем, такое возражение должно быть обосновано заявителем, с указанием причин недопустимости постановки того или иного вопроса. При допросе в судебном заседании потерпевших и свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет, участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих психические или физические недостатки, во всех случаях проводится с участием педагога. При этом педагог с разрешения суда вправе задавать вопросы указанным лицам. Перед допросом потерпевших или свидетелей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, им разъясняются необходимость и значение для дела правдивых, показаний.

Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст.307, 308 УК РФ, они не предупреждаются. Уголовная ответственность за совершение данных преступлений, в соответствии с положениями СТ.20 УК РФ, наступает с 16 лет. Аналогичным образом, потерпевший и свидетель, не достигший шестнадцатилетнего возраста, не предупреждается и не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ за разглашение сведений, ставших ему известными в ходе предварительного расследования либо судебного расследования.
 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Уголовная ответственность несовершеннолетних — Адвокат по уголовным делам

Допрос ребенка в суде по уголовному делу; Несовершеннолетний.

Особенности допроса несовершеннолетних

 Е. В. ЕЛАГИНА, Г. С. ГРИГОРЯН

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА К ПРОИЗВОДСТВУ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Глава 50 УПК РФ содержит нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, возникают вопросы по применению ряда норм, отнесенных к данной категории.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет и подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в возрасте до 16 лет (ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, чч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ). Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших 16-летнего возраста, а для подозреваемых (обвиняемых) в возрасте свыше 16 лет педагог приглашается по усмотрению следователя, а также по ходатайству защитника. На наш взгляд,  присутствие педагога на допросе несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, должно быть  также обязательным. Это требование обуславливается рядом факторов. Так, допрос для несовершеннолетнего стрессовая ситуация, любой несовершеннолетний испытывает состояние страха, напряжения, волнения, а  педагог поможет  ему переключить внимание, успокоиться и при даче показаний не упустить какие-то незначительные, на взгляд несовершеннолетнего, обстоятельства дела. Встречаются случаи, когда несовершеннолетний в силу стрессового состояния не способен понять значения не только юридических понятий, например зачитываемых следователем прав, но и вполне обыденной речи.

В  пункте 58 ст. 5 УПК РФ раскрывается понятие участников уголовного судопроизводства, которыми являются лица, принимающие участие в уголовном процессе. Целесообразно было бы отнести к данным лицам педагога, принимающего участие в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего.

Стр.66

Однако в главах 6, 7, 8 УПК РФ, дающих в совокупности исчерпывающий перечень участников уголовного судопроизводства, их прав и обязанностей, педагог не упоминается, в отличие от таких участников уголовного судопроизводства, как защитник, законный представитель, специалист, чьи права и обязанности регламентированы в полном объеме. Права педагога в уголовном процессе оговариваются только в ч. 5 ст. 425 УПК РФ: «педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей», и ч. 3 ст. 280 УПК РФ: «педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю». В перечисленных статьях Уголовно-процес-суального кодекса Российской Федерации обязанности педагога как участника уголовного судопроизводства не определены. Не оговариваются также цели его присутствия на допросе, поэтому остается неясным, имеет ли право педагог прервать допрос, если считает это необходимым из педагогических соображений, повлиять на ход допроса. Фактически его право задавать вопросы является его единственной обязанностью, причем, поскольку он не является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, то не понятно, какие вопросы он вправе задавать.

Отсутствие специальной статьи дает возможность следователям достаточно произвольно трактовать термин «педагог». Согласно общепринятому определению педагог (греч. paidagogós — воспитатель, от páis, родительный падеж paidós — дитя и ágo — веду, воспитываю) — учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детском доме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др.  Такое расширенное толкование позволяет привлекать в качестве педагога в уголовном процессе широкий круг лиц — от преподавателей вузов,  никогда не работавших с определенными возрастными категориями несовершеннолетних, до работников инспекций по делам несовершеннолетних, никогда не занимавшихся образовательной деятельностью. На практике, как правило, в качестве педагогов привлекаются учителя общеобразовательных школ, имеющие диплом о педагогическом образовании. Встречаются случаи (и довольно часто), когда к участию в следственном действии привлекаются педагоги, у которых нет опыта работы с данной категорией несовершеннолетних, например  педагоги начальной школы для участия в допросе несовершеннолетнего в возрасте от 11 до 18 лет.

Из норм УПК РФ неясно, для чего же  необходимо участие педагога в следственных действиях. На наш взгляд, основная цель привлечения педагога к участию в следственных действиях, производимых  с участием несовершеннолетнего, — предоставление следователю возможности использовать педагогические и психологические знания как при подготовке к следственному действию, так и при его проведении и фиксации показаний. Педагог должен содействовать тому, чтобы вопросы формулировались следователем на привычном несовершеннолетнему  языке, включали ясные и осознаваемые им понятия, были конкретными, не содержали двусмысленностей. Участие педагога в следственных действиях, производимых с  участием несовершеннолетнего, имеет важное значение  для установления психологического контакта между следователем и несовершеннолетним, получения от последнего правдивых показаний.

Введение в главу 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства» статьи  «Педагог», в которой бы оговаривалось, что педагог — это лицо, обладающее специальными педагогическими знаниями, и устанавливался порядок привлечения лица в качестве педагога, аналогичный порядку привлечения лица в качестве специалиста, позволит определить статус педагога в уголовном процессе.

Тот факт,  что педагог упоминается только в ст.ст. 191, 280 и 425 УПК РФ, дает возможность по разному трактовать вопрос о необходимости участия педагога в тех или иных следственных действиях. 

Стр.67

Так, в научной литературе встречаются три точки зрения на эту проблему:
участие педагога необходимо только в допросах;
участие педагога необходимо в допросах и очных ставках;
участие педагога необходимо во всех следственных действиях, при проведении которых несовершеннолетний дает показания.

Следователи часто привлекают педагогов ко всем следственным и даже к иным процессуальным действиям, производимым с участием несовершеннолетнего. Например, педагог привлекается к ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы, хотя никаких  показаний несовершеннолетний в этот момент  не дает. Примерно 67% опрошенных следователей  считают, что при проведении опознания несовершеннолетнего присутствие педагога необязательно, поскольку показаний при этом несовершеннолетний не дает,  33% следователей считают присутствие педагога при опознании несовершеннолетнего необходимым, полагая, что хотя несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) в этом следственном действии активной роли не играет, он находится под психологическим влиянием и подвержен стрессам. Все это говорит о необходимости вывести права педагога из статей уголовно-процессуального кодекса, посвященных допросам, в отдельную статью с указанием как цели присутствия педагога, так и тех следственных действий, при производстве которых его присутствие обязательно.

Проанализировав ч. 3 ст. 425 УПК РФ, в которой сформулировано требование обязательного участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетних, страдающих психическим расстройством, можно сделать вывод, что педагог должен иметь реальную возможность оградить психику несовершеннолетнего в  определенных случаях. Однако права педагога, указанные в ч. 5 ст. 425 УПК РФ, а именно задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности  и полноте сделанных в нем записей, не дают возможности педагогу оградить психику несовершеннолетнего, даже если он видит, что это нужно сделать. В связи с этим, на наш взгляд, следует расширить права педагога, предоставив ему возможность не только задавать вопросы, но и информировать следователя, законного представителя и защитника о  состоянии несовершеннолетнего, необходимости в связи с психическим состоянием последнего приостановить следственное действие, изменить характер его проведения. Введение такого права существенно защитило бы права несовершеннолетнего участника уголовного процесса. В связи с этим необходимо в главу 22 УПК РФ «Предварительное следствие» ввести статью «Участие педагога», аналогичную ст.ст. 168—170 УПК РФ. Появление нормы, обязывающей следователя выяснить отношение педагога к подозреваемому (обвиняемому), потерпевшему и свидетелю, аналогичной норме, касающейся специалиста (ч. 2 ст. 168 УПК РФ), будет гарантировать беспристрастное отношение к несовершеннолетнему.

Встречаются случаи, когда в небольших населенных пунктах несовершеннолетний посещает ту же школу, где работает педагог, они хорошо знакомы и зачастую находятся в конфликтных отношениях. Законный же представитель, наоборот, может быть связан с педагогом неформальными отношениями (дети учатся в той школе, где работает педагог, оказывается спонсорская помощь школе и т. д.). Это может привести к тому, что преподаватель, выступающий в роли педагога, будет не в состоянии объективно оценивать происходящее, в том числе возможное психологическое воздействие на несовершеннолетнего, что в целом может отрицательно сказаться на результатах допроса или иного следственного действия.

Зачастую следователями привлекаются разные педагоги для участия в нескольких следственных действиях. В законе не оговаривается, что с одним и тем же несовершеннолетним должно  работать в качестве педагога одно и то же лицо. Неоднократно же привлечь к участию в следственных действиях одного педагога практически невозможно, поскольку  в большинстве случаев педагоги неохотно соглашаются на участие в уголовном судопроизводстве. Порядок же обязательного привлечения конкретного педагога законом не предусмотрен. Обязательств по явке на следственные действия у лиц, выступающих в уголовном процессе в качестве педагога, в отличие от законных представителей и защитников, нет. .

Стр.68

Таким образом, в случае, когда  педагог впервые видит несовершеннолетнего на следственном действии, не знает его психологического состояния, возраста, он не может активно участвовать в следственном действии и выбирает пассивную позицию. В связи с этим необходимо расширить права педагога по ознакомлению с  психологическими и психическими характеристиками несовершеннолетнего до начала следственного действия. Целесообразно предусмотреть в ст. 119 УПК РФ право педагога заявлять ходатайства об ознакомлении с имеющимися в деле характеризующими данными несовершеннолетнего, а также о кратковременном свидании с несовершеннолетним  и законным представителем до начала следственного действия. Естественно, при этом следователь должен будет предупредить педагога о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в порядке, предусмотренном ст. 161 УПК РФ.

Введение нормы о недопустимости разглашения полученной информации необходимо и потому, что встречаются ситуации, когда педагог, привлеченный к проведению следственного действия с участием несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, в силу своих обязанностей узнает медицинскую тайну и получает реальную возможность «по секрету» сообщить об этом преподавателям, занимающимся воспитанием несовершеннолетнего в школе.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не исключает участия психолога, так как педагог приглашается для оказания помощи в урегулировании вопросов, связанных с особенностями несовершеннолетнего, для оказания положительного воздействия на него. В разрешении вопросов, связанных с выявлением психических недостатков, психологических особенностей несовершеннолетнего, следователю необходимо  прибегнуть к помощи  психолога. Привлечение к участию в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, психолога должно способствовать обеспечению дачи правдивых показаний, что является основой всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств совершенного преступления. Статья 421 УПК РФ предусматривает в качестве одного из обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, — определение уровня психического развития и иных особенностей личности несовершеннолетнего, а именно психология как наука занимается выявлением закономерностей функционирования и развития психики.

Все рассмотренные выше вопросы участия педагога в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, могут быть отнесены и к участию психолога. На наш взгляд, в УПК РФ необходимо также отразить, какое лицо может быть допущено в качестве психолога к участию в следственных действиях, производимых  с участием несовершеннолетнего. Представляется, что это должно быть лицо, имеющее высшее психологическое образование со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии и имеющее стаж работы по специальности не менее трех лет, на момент производства следственных действий работающее по данной специальности. На практике в качестве психологов часто привлекаются лица, имеющие соответствующий диплом, незначительный стаж работы, но к моменту производства следственных действий по каким-то причинам уже давно не работающие по специальности. Это совершенно недопустимо, поскольку функции как педагога, так и психолога  не должны ограничиваться только присутствием на следственных действиях и подписанием протоколов. Их участие в следственных действиях можно расценивать как начальное звено цепочки социально-педагогической, психологической работы с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), которая должна быть осуществлена в  интересах последнего,  и в то же время способствовать установлению объективной истины по уголовному делу.

Список использованной литературы
1.  Ароцкер, Л. Е. Права, обязанности и роль специалистов при производстве следственных и судебных действий // Вопросы криминалистики. — Вып. 6—7. — 1962. — С. 46—54.
2. Безлепкин, Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Б. Т. Безлепкин. — М. : ООО «ВИТРЭМ», 2002. — 832 с.
3. Бишманов, Б. М. Эксперт и специалист  в
уголовном судопроизводстве / Б. М. Бишманов — М. :  Московский психолого-социальный институт, 2003. — 224 с. .

Стр.69

4. Дымов, Г. А. Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними // Российский следователь. — 2003. — № 5. — С. 43—47.
5. Гуев, А. Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А. Н. Гуев.— М. : Контракт : ИНФРА-М, 2003. — 928 с.
6. Краткий толковый словарь русского языка / сост. И. Л. Городецкая [и др.] ; под ред. В. В. Розановой. — 4-е изд., стереотип. — М. : Рус. яз., 1985. — 245 с.
7. Махов, В. Н. Понятие и формы использования специальных знаний при расследовании преступлений // Укрепление законности в уголовном судопроизводстве. — М. : НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка Прокуратуры СССР, 1986. — С. 49—59.
      8. Наумов А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации : комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / А. В.  Наумов ; под ред. Г. М. Резника. — М. : Волтерс Клувер, 2005.
9. Орлов, Ю. Лица, обладающие специальными познаниями, как субъекты уголовного процесса // Советская юстиция. — 1988. — № 8. — С. 14—15.
10. Павлов, Н. Е. Глава 22. Предварительное следствие // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. И. Радченко. — М. : Юстицинформ, 2003. — С. 381—403.

 

Стр.70

Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших упустить какие-то незначительные, на взгляд несовершеннолетнего, обстоятельства дела. Права педагога в уголовном процессе оговариваются только в ч.