Согласно новому закону взыскатель сам обязан предоставлять Теперь неустойку по алиментам будет насчитывать только суд и Ясно одно: требования судебного исполнителя обязательны для выполнения.

Удержание алиментов из заработной платы: обязанности и штрафы, о которых должен знать бухгалтер

С начала года в департамент юстиции Алматы поступило более тысячи (!) жалоб от женщин, вынужденных в одиночку поднимать детей. Мною подсчитано, что если в городе, по данным министерства юстиции, зарегистрировано 326 частных судебных исполнителей, то выходит, что либо они все ничего не делают и матери жаловались на них по нескольку раз, либо кто-то отличился особо и число обращений на его бездействие превышает десятки. А знаете, чем объяснил автор новости подобный массовый пофигизм – за взыскание алиментов чеэсишники не получают денег. Вот это обязательно запомните, мы много сегодня будем говорить про их оплату.

Но здесь также нужно пояснить, что журналисты сами-то ничего не придумывают, им что сказали, про то и написали. Ссылки на автора, втемяшившего эту нелепость в голову корреспондента, в тексте нет, что жаль, но зато главный специалист департамента юстиции Алматы Ануар ЖЕКСЕКОВ рассекретился и признал, что ЧСИ “это производство им неинтересно”… Ну вот как-то так, если передать безоценочно суть происходящего. Понятно, что без внимания мы эту ситуацию не оставим, нам крайне любопытно узнать причину такой беспомощности контролирующего государственного органа перед нерадивыми исполнителями.

Правда, для этого потребуется некоторое время, необходимо получить дополнительную информацию, важна также позиция министерства юстиции в этом вопросе, поэтому перенесем разбор полетов в один из последующих выпусков “КАРАВАНА”.

Сегодня же рассмотрим проблему взыскания алиментов исключительно в практической плоскости и, конечно, убедительно докажем несостоятельность утверждений о сиротской доле чеэсишников.

Это просто бизнес

Прежде всего, нужно понимать, что деятельность частных судебных исполнителей не что иное, как бизнес, просто для его ведения необходимо получить у государства лицензию и действовать в порядке принятых законов, а также нормативно-правовых актов от правительства. Вот и всё: это не государственная структура, не одна из ветвей власти, не подведомственная судам организация, а бизнес. Поэтому и смотреть на происходящее здесь нужно именно с точки зрения бизнес-интересов предпринимателя, то есть частного судебного исполнителя.

Откуда он взялся, спросите вы, и почему у нас нет государственных судебных исполнителей?

Простого ответа здесь нет, и государственные судебные исполнители у нас существуют, только работают они по исполнительным листам, которые вынесены в пользу предприятий, где хотя бы малую долю имеет государство. Остальное отдали на откуп частникам.

К слову, они в этой сфере не пионеры, много раньше на судебной ниве стали стричь купоны юристы и адвокаты, последние также обязаны получать лицензию на свой вид деятельности, в отличие от юристов. Адвокатская и юридическая деятельность – тоже бизнес, и тех, кто об этом помнит, минуют многие проблемы. Наивные и доверчивые… правильно, получают отрицательный финансовый эффект от встречи с этим бизнес-сообществом. Адвокаты, к слову, упомянуты мною в том числе потому, что у них аналогичная с чеэсишниками обязанность выполнять государственный заказ, они защищают неимущих в суде и в ходе следствия.

Роднит этих ребят и чрезвычайная скрытность – и те и другие не хотят откровенничать по поводу сумм, которые получают от государства за оказание своих услуг.

Но мы обязательно узнаем и обо всем вам расскажем. Дело против судебных исполнителей: что делать, если ваше заявление не принимает суд

Глаз да глаз

Итак, первое, что необходимо знать при взаимодействии с ЧСИ по взысканию алиментов: они получают вознаграждение, иначе говоря, оплату своей деятельности от государства. Смотрим, запоминаем, записываем п. 1 ст. 168 Закона РК “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”: “Компетенция территориального органа уполномоченного органа по контролю за деятельностью частных судебных исполнителей. 1. Территориальный орган уполномоченного органа… 7) производит оплату средств из республиканского бюджета, направляемых на финансирование оплаты деятельности частного судебного исполнителя, оказываемой в рамках исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы”.

“Территориальный орган уполномоченного органа” есть не что иное, как местный департамент юстиции вашего города. Так что, уважаемые тетеньки и дяденьки из департамента юстиции Алматы, неплохо было бы вам помнить, что когда вы даете кому-нибудь из журналистов интервью, то всегда найдется старший товарищ вроде меня, который либо знает закон, либо не поленится его почитать, и ваше объяснение вроде “это производство им неинтересно” будет выглядеть двусмысленно.

Даже не знаю, как вы могли забыть о том, что вы сами же этим ребятам денежки из бюджета начисляете, прям беда какая-то… С памятью.

Ну и, чтобы уже не оставалось сомнений в нашей информированности, специально для наших читателей приведем еще несколько цитат:

“1. Частные судебные исполнители как субъекты оказания гарантированной государством юридической помощи оказывают физическим лицам бесплатную гарантированную государством юридическую помощь при исполнении социально значимой категории дел…

3. Территориальный орган ежегодно, не позднее 15 декабря, заключает с частными судебными исполнителями соглашение об оказании гарантированной государством юридической помощи… (ст. 103-1 Закона РК “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей)”.

Но это мы отвлеклись, важно знать: государство взыскание алиментов ЧСИ оплачивает, и если что, то никаких чиновников от юриспруденции слушать не надо, а надо стоять на своем.

Позвоните – поинтересуйтесь

Идем дальше. Взыскание алиментов – своего рода обременение государства на частных судебных исполнителей: мол, хотите делать бизнес на исполнении решений суда – поработайте на благо страны.

Обременение накладывается на всех без исключения судебников-частников, за равномерностью нагрузки следит их местная организация, называемая региональной палатой частных судебных исполнителей.

Здесь запоминаем ст. 162 того же закона: “Полномочия региональной палаты частных судебных исполнителей. 1. Региональная палата частных судебных исполнителей… 2) производит распределение исполнительных документов между частными судебными исполнителями в порядке, определяемом уполномоченным органом…”.

Поэтому, прежде чем искать частного судебного исполнителя, которому вы передадите на исполнение свое решение суда, позвоните в местную региональную палату и поинтересуйтесь о порядке: должны ли вы обратиться прежде к ним, или нужно будет вам самой искать ЧСИ?

Важно также знать, что вы имеете право контролировать деятельность исполнителя, знакомиться с материалами исполнительного производства, следить за теми мерами, которые он предпринимает для исполнения решения, раз в квартал по вашему заявлению тот обязан перепроверить реалистичность тех сумм, которые вы получаете от отца ребенка.

Причем вы имеете право ознакомиться с тем документом, на основании которого произведена проверка. Как правило, это выписка из пенсионного фонда.

Значительно сложнее, если ваш бывший супруг получает зарплату втемную, в этом случае на полноценное исчисление рассчитывать не приходится.

Во-первых, маховик закрутится по истечении трехмесячного срока, в течение которого бывший родственник прекратил перечислять вам алименты на детей. В законе эта процедура прописана отдельно в ст. 99 “Порядок взыскания алиментов при отсутствии у должника заработной платы”. Судебный исполнитель будет считать долг исходя из “…размера средней месячной заработной платы в Республике Казахстан на момент взыскания задолженности”.

Скорее должнику, чем вам, полезно будет знать, что взыскивать долг он будет уже по всем правилам обычного исполнительного производства, у него могут изъять и продать на аукционе имущество, причем помимо задолженности придется уже оплатить деятельность ЧСИ по обычным расценкам.

Скорее всего, размер долга не будет превышать 60 МРП – соответственно гонорар исполнителя здесь составит 25 процентов от взысканной суммы.

Отрезвительная процедура

Как еще вы можете в подобной ситуации защитить интересы своих детей? В Гражданском кодексе имеется ст. 353, на основании которой вы имеете право взыскать с бывшего неустойку за то время, которое он бегал от алиментов. Правда, для этого необходимо обратиться в суд, исчисляется размер неустойки “исходя из официальной ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на день предъявления иска или на день вынесения решения, или на день фактического платежа по выбору кредитора”.

Ну и никто не отменял отрезвительную процедуру в виде запрета на выезд за рубеж – смотрим ст. 33 Закона “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”: “1. …При неисполнении более трех месяцев исполнительных документов о взыскании периодических платежей судебный исполнитель вправе, а по заявлению взыскателя обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд указанных лиц из Республики Казахстан”. Какие максимальные суммы может частный судебный исполнитель "повесить" на должника

Заявление чеэсишнику подали, спустя три-четыре рабочих дня проверили “Список должников, временно ограниченных на выезд из РК” на сайте министерства юстиции adilet.gov.kz. Время необходимо для того, чтобы исполнитель вынес постановление, получил санкцию суда и направил его в Пограничную службу. Суд обязан по закону либо дать свою санкцию, либо отказать в течение одного дня, поэтому особый контроль – за чеэсишником.

Запоминаем еще один срок – подать жалобу в суд на бездействие ЧСИ можно не позднее 10 рабочих дней со дня, когда вам стало об этом известно.

Для подачи обращения в местный департамент юстиции или региональную палату таких сроков нет. Частично о сфере их компетенции мы рассказали, всего в одной статье не уместишь, поэтому тему алиментов обязательно будем продолжать.

***

В заключение хочу обратить внимание читателей, что рубрика “Темное дело” стала выходить с 30 августа, мы уже о многом полезном успели написать, и со всеми материалами вы можете ознакомиться на нашем сайте Сaravan.kz.

Читайте, наслаждайтесь и защищайте свои права.

Автор: Светлана Британова

#неуплата алиментов#судебный исполнитель#алименты#судисполнитель#Темное дело

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Подписаться на канал новостей Caravan.kz:

Неповиновение законному требованию судебного исполнителя при исполнении им служебных обязанностей, а также оскорбление.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Взыскание алиментов через приставов

Права и обязанности сторон исполнительного производства по алиментам

Куда можно обратиться в случае неполучения алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка?

Согласно положениям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. В г. Москве это Управление Федеральной службы судебных приставов, расположенное по адресу: г. Москва, Бутырский вал, д.5, а также его структурные подразделения в районных отделах судебных приставов и отделах судебных приставов в административных округах г. Москвы.

Для возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства по взысканию алиментов необходимо представить исполнительный документ (исполнительный лист, выданный судом, установившим размер алиментов, или судебный приказ или нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов), а также заявление взыскателя, то есть лица, которому будут перечисляться алименты на содержание ребенка.

Указанные документы подаются в отдел судебных приставов по месту жительства должника, месту его пребывания или местонахождению его имущества.

Судебный пристав-исполнитель в течение 3 дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно требованиям действующего законодательства копии вышеуказанных постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются взыскателю, а также в суд или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Устранение обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.

В соответствии с положениями ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать взыскателя и должника; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций  и органов, получать от них объяснения, информацию, справки: проводить проверку, в том числе финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, ему имущества самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел: устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации и.т.д.

При повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Это решение судебного пристава-исполнителя, также как и остальные решения, принимаемые в ходе исполнения требований исполнительных документов, оформляется в виде постановления.

Также постановлением оформляется и размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника. В случае, если определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы взыскателя или должника, они вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (ч.4 ст.102 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ.

Все действия (бездействие), а также постановления должностных лиц службы судебных приставов могут быть обжалованы в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие)  судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу-исполнителю, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя подается главному судебному приставу по субъекту Российской Федерации. В г. Москве им является Юсупов Ф.И., аппарат которого находится по вышеуказанному адресу.

Жалоба может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются. Форма и содержание жалобы установлены ст.124 данного закона. Поданная жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее поступления. По результатам ее рассмотрения должностное лицо службы судебных приставов выносит постановление либо об отказе в удовлетворении жалобы, либо о признании полностью или частично обоснованной. Копия постановления не позднее 3 дней со дня принятия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с жалобой.

Статьей 128 предусмотрена возможность оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации.

В этой связи жалобы на действия (бездействие) и постановления судебных приставов-исполнителей могут быть поданы и в прокуратуру.

Согласно указанию Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, направляются в их адрес с контролем результатов рассмотрения.

Согласно новому закону взыскатель сам обязан предоставлять Теперь неустойку по алиментам будет насчитывать только суд и Ясно одно: требования судебного исполнителя обязательны для выполнения.

10 новых правил для казахстанских судебных исполнителей

 Извлечения

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 октября 2016 г. N 440-З

О СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЯХ

   Принят Палатой представителей 6 октября 2016 года
Одобрен Советом Республики 6 октября 2016 года

   ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус судебных исполнителей

Судебными исполнителями являются лица, которые занимают должности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее — органы принудительного исполнения) и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее — исполнительные документы).

Иные работники органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность, при исполнении исполнительных документов имеют права, исполняют обязанности, несут ответственность, установленные настоящим Законом, иными законодательными актами для судебных исполнителей.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Судебные исполнители являются государственными служащими, на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 70, 2/953).

Судебные исполнители имеют печать с наименованием органа принудительного исполнения и указанием личного номера судебного исполнителя, выдаваемую в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, в том числе нагрудный знак различия «Судовы выканаўца», учрежденные Президентом Республики Беларусь. Положение о нагрудном знаке различия «Судовы выканаўца», его описание и изображение, а также описание иных знаков различия и форменной одежды судебного исполнителя утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных исполнителей

Правовую основу деятельности судебных исполнителей составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Независимость судебных исполнителей

Вмешательство в деятельность судебных исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей запрещается, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

Неповиновение законному требованию судебного исполнителя при исполнении им служебных обязанностей, а также оскорбление, насилие либо угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, совершенные в отношении судебного исполнителя при исполнении им служебных обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 4. Взаимодействие с государственными органами и иными организациями

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей взаимодействуют с государственными органами и иными организациями, направляют в их адрес сообщения (информацию) о фактах и обстоятельствах, которые могут повлечь совершение или способствовать совершению правонарушений в случае непринятия мер по их предупреждению.

Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие судебным исполнителям в исполнении возложенных на них служебных обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами.

Государственные органы и иные государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию имущества (имущественных прав), в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в выявлении и обнаружении подлежащего аресту имущества должника, ограничении (обременении) прав на такое имущество, в осуществлении государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также в осуществлении государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Государственные органы и иные организации, уполномоченные осуществлять задержание, принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку, в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в принятии мер по обнаружению, задержанию, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещению на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника.

Взаимодействие с государственными органами и иными организациями осуществляется путем предоставления судебным исполнителям на безвозмездной основе доступа к информационным системам, базам, банкам данных этих органов и организаций в случаях, установленных законодательными актами, обмена информацией в электронном виде с применением программно-технических средств и технологий, позволяющих подтвердить целостность и подлинность документа, в том числе для направления и получения документов, содержащих банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, на основании совместных постановлений, соглашений.

Статья 5. Порядок назначения на должности и освобождения от должностей судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения

 Начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь (далее — главное управление принудительного исполнения), являющийся Главным судебным исполнителем Республики Беларусь, а также судебные исполнители и иные работники главного управления принудительного исполнения назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром юстиции Республики Беларусь.

Начальники управлений принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее — управления принудительного исполнения), являющиеся главными судебными исполнителями по областям (городу Минску), назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром юстиции Республики Беларусь по согласованию с областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

Начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов принудительного исполнения управлений принудительного исполнения (далее — отделы принудительного исполнения), являющиеся главными судебными исполнителями соответствующего районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, назначаются на должности и освобождаются от должностей начальниками главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее — главные управления юстиции).

Судебные исполнители и иные работники управлений принудительного исполнения и отделов принудительного исполнения (далее — территориальные органы принудительного исполнения) назначаются на должности и освобождаются от должностей начальниками главных управлений юстиции.

  Статья 6. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного исполнителя

Судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, владеющий государственными языками Республики Беларусь, имеющий среднее специальное или высшее юридическое образование либо обучающийся в учреждении, обеспечивающем получение высшего юридического образования, способный по своим профессиональным знаниям, моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

В исключительных случаях на должность судебного исполнителя может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий иное высшее образование по специальностям, определенным Министерством юстиции Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Статья 7. Полномочия Главного судебного исполнителя Республики Беларусь

Главный судебный исполнитель Республики Беларусь:

  • осуществляет руководство органами принудительного исполнения и координацию их деятельности;

  • осуществляет контроль за правильным, полным и своевременным исполнением исполнительных документов на всей территории Республики Беларусь;

  • обеспечивает функционирование банка данных исполнительных производств на всей территории Республики Беларусь;

  • принимает участие в исполнении исполнительных документов, поручает совершение исполнительных действий судебным исполнителям и иным работникам органов принудительного исполнения;

  • истребует от территориальных органов принудительного исполнения материалы исполнительных производств и другие документы для изучения, проверки, разрешения возникших вопросов, связанных с исполнением исполнительных документов;

  • принимает решение о передаче исполнительных производств на исполнение в главное управление принудительного исполнения либо об объединении их в сводное исполнительное производство;

  • отменяет постановления судебных исполнителей, вынесенные с нарушением законодательства;

  • обеспечивает единую практику применения законодательства об исполнительном производстве, осуществляет его мониторинг;

  • разрабатывает и вносит Министру юстиции Республики Беларусь предложения о совершенствовании законодательства об исполнительном производстве;

  • ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не указано иное, — граждане), их представителей, представителей юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами (далее — юридические лица), организует в пределах своей компетенции рассмотрение обращений граждан и юридических лиц;

  • рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

  • вносит Министру юстиции Республики Беларусь предложения о проведении служебных проверок органов принудительного исполнения в порядке, установленном законодательством;

  • организует профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения, проведение профессиональных конкурсов;

  • вносит Министру юстиции Республики Беларусь предложения об изменении структуры и штатного расписания органов принудительного исполнения в пределах установленной Президентом Республики Беларусь общей штатной численности работников Министерства юстиции Республики Беларусь и территориальных органов принудительного исполнения;

  • вносит начальникам главных управлений юстиции обязательные для рассмотрения представления о привлечении к дисциплинарной ответственности судебных исполнителей и иных работников соответствующих территориальных органов принудительного исполнения, допустивших нарушение законодательства об исполнительном производстве, не исполнивших требования Главного судебного исполнителя Республики Беларусь по вопросам деятельности органов принудительного исполнения и исполнительного производства, а также представления о поощрении или материальном стимулировании судебных исполнителей и иных работников соответствующих территориальных органов принудительного исполнения;

  • вносит представления о выплате вознаграждения судебным исполнителям и иным работникам главного управления принудительного исполнения в порядке, установленном Министром юстиции Республики Беларусь;

  • вносит предложения об обеспечении доступа судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения к информационным системам, базам, банкам данных государственных органов и иных организаций, включая электронные, содержащим информацию о должниках, их имуществе, в том числе о денежных средствах;

  • обеспечивает взаимодействие с государственными органами и иными организациями, проведение совещаний, создание рабочих групп по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;

  • участвует в реализации международного сотрудничества Министерства юстиции Республики Беларусь по вопросам принудительного исполнения;

  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами.


Статья 8. Полномочия главного судебного исполнителя территориального органа принудительного исполнения

Главный судебный исполнитель территориального органа принудительного исполнения:

  • осуществляет руководство соответствующим территориальным органом принудительного исполнения и координацию его деятельности;

  • осуществляет контроль за правильным, полным и своевременным исполнением исполнительных документов соответствующим территориальным органом принудительного исполнения;

  • контролирует исполнение судебными исполнителями и иными работниками соответствующего территориального органа принудительного исполнения принятых Главным судебным исполнителем Республики Беларусь решений по вопросам деятельности органов принудительного исполнения и постановлений, вынесенных по исполнительным производствам;

  • обеспечивает функционирование банка данных исполнительных производств на соответствующей территории;

  • вносит представления о выплате вознаграждения судебным исполнителям и иным работникам соответствующего территориального органа принудительного исполнения в порядке, установленном Министром юстиции Республики Беларусь;

  • обеспечивает единую практику применения законодательства об исполнительном производстве на соответствующей территории;

  • вносит Главному судебному исполнителю Республики Беларусь предложения о совершенствовании деятельности органов принудительного исполнения и законодательства об исполнительном производстве;

  • ведет личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц, организует в пределах своей компетенции рассмотрение обращений граждан и юридических лиц;

  • рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

  • обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины при распределении и перечислении денежных средств по исполнительным производствам;

  • обеспечивает взаимодействие с государственными органами и иными организациями по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;

  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами.

 

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

 Статья 9. Права судебного исполнителя

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право:

  • предъявлять законные требования сторонам и иным участникам исполнительного производства;

  • обращаться в суд, иной уполномоченный орган (к уполномоченному лицу), выдавшие исполнительный документ, не связанный со взысканием денежных средств, с представлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

  • вызывать должника или его представителей, а также собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица для дачи объяснений, представления необходимых документов в порядке, установленном актами законодательства;

  • производить замену стороны исполнительного производства ее правопреемником;

  • проверять у сторон и иных участников исполнительного производства документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие полномочия их представителей;

  • привлекать в порядке, установленном законодательством, переводчика, понятых, специалиста и иных лиц, а также специализированную организацию для оказания содействия в принудительном исполнении исполнительного документа;

  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам от граждан, должностных лиц государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе необходимые материалы и документы, информацию (за исключением первичных статистических данных), включая информацию, содержащую банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, в случаях, установленных законодательными актами;

  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведения из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные, а также иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных государственными органами и (или) иными организациями, в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы;

  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам сведения, составляющие нотариальную тайну, а также содержащие такие сведения документы;

  • быть безотлагательно принятым руководителями и другими должностными лицами юридических лиц по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;

  • принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов в порядке, установленном законодательными актами;

  • налагать арест на денежные средства и (или) иное имущество, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) третьих лиц, в порядке, установленном актами законодательства;

  • объявлять розыск должника-гражданина через органы внутренних дел;

  • обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также для осуществления государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

  • запрещать должнику и иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, в отношении денежных средств и (или) иного имущества должника;

  • использовать недвижимое имущество должника и иных лиц с их согласия для хранения изъятого в процессе исполнения исполнительного документа имущества должника в порядке, установленном законодательными актами;

  • использовать транспортное средство взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по исполнению исполнительного документа на должника;

  • обращать взыскание на денежные средства и (или) иное имущество должника в порядке, установленном законодательством;

  • устанавливать стоимость арестованного имущества в случаях, предусмотренных законодательством;

  • выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан и юридических лиц;

  • выносить постановления о приводе должника-гражданина, представителя должника — юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица в случаях, предусмотренных законодательными актами;

  • выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника;

  • выносить иные постановления и составлять иные документы по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости вскрывать такие помещения, объекты, производить их осмотр;

  • входить на земельный участок, в жилое, нежилое помещения должника, в том числе принудительно вскрывать такие помещения. Если должник или иное лицо систематически препятствуют доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое, нежилое помещения, где находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, осмотр земельного участка, жилого, нежилого помещений должника производится судебным исполнителем на основании определения суда об осмотре земельного участка, жилого, нежилого помещений должника без его согласия;

  • производить осмотр и обследование территорий, мебели, сейфов и других возможных мест хранения имущества, в том числе денежных средств, ценностей и документов, иных объектов, используемых должником, в целях выявления имущества должника, на которое может быть обращено взыскание;

  • совершать отдельные исполнительные действия с использованием информационных технологий, в том числе электронного документооборота, официальных сайтов органов принудительного исполнения в глобальной компьютерной сети Интернет, системы единого расчетного и информационного пространства;

  • использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, в порядке, установленном актами законодательства;

  • требовать от должника и иных лиц совершения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;

  • требовать от представителей должника — юридического лица или должника — индивидуального предпринимателя проведения инвентаризации имущества в порядке, установленном законодательством, а также проверять ее результаты;

  • проводить проверку исполнения исполнительных документов государственным органом, учреждением, иным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, выплачивающими должнику-гражданину заработную плату и приравненные к ней доходы;

  • при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном законодательством порядке изымать необходимые документы и оставлять в материалах исполнительного производства акт изъятия и копии изъятых документов или их опись;

  • подавать ходатайства в компетентные органы для рассмотрения вопросов о высылке из Республики Беларусь в порядке, установленном актами законодательства, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся должниками в исполнительном производстве;

  • обжаловать принятые по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на его постановления, действия (бездействие) постановление руководителя органа принудительного исполнения или определение суда;

  • осуществлять иные права, предусмотренные законодательными актами.

Статья 10. Обязанности судебного исполнителя

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов обязан:

  • принимать меры по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов;

  • использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

  • не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, другую информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

  • заявлять самоотвод, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исполнении исполнительного документа, связан отношениями брака, близкого родства, свойства, опеки или попечительства с одной из сторон, их представителями либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

  • подтверждать свои полномочия посредством предъявления при исполнении служебных обязанностей служебного удостоверения;

  • выполнять поручения других судебных исполнителей о совершении отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия этих судебных исполнителей, в порядке, установленном законодательством;

  • предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства (за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено), а также возможность делать выписки из них или снимать за свой счет копии с этих материалов;

  • принимать меры по установлению места нахождения должника-гражданина до вынесения постановления об объявлении розыска этого должника-гражданина через органы внутренних дел;

  • направлять представления или сообщения в правоохранительные и контролирующие (надзорные) органы о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;

  • оказывать содействие правоохранительным и контролирующим (надзорным) органам в розыске должников по исполнительным производствам, предоставлять сведения и копии необходимых материалов исполнительных производств, по которым направлялись представления или сообщения о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;

  • направлять по письменному запросу суда, иного государственного органа при рассмотрении ими жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя необходимые справки или сведения по исполнительному производству, снимать с него копии;

  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.

 

ГЛАВА 4
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

 
Статья 11. Право судебных исполнителей на возмещение расходов за пользование услугами электросвязи

Судебные исполнители имеют право на возмещение расходов за пользование услугами электросвязи в порядке и размерах, установленных Министерством юстиции Республики Беларусь.

Статья 12. Права судебных исполнителей на возмещение расходов по проезду к месту исполнения исполнительных документов и на выплату денежной компенсации за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств

Судебные исполнители имеют право на возмещение расходов по проезду транспортом общего пользования (за исключением такси) к месту исполнения исполнительных документов и право на выплату денежной компенсации за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств в порядке и размерах, установленных актами законодательства.

Статья 13. Права судебных исполнителей при нахождении в служебной командировке

Судебные исполнители, находящиеся в служебных командировках, пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и правом на внеочередное размещение в гостиницах по командировочным удостоверениям.

Статья 14. Обязательное государственное страхование судебных исполнителей

 Жизнь, здоровье и имущество судебных исполнителей подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета в порядке и на условиях, установленных актами законодательства.

Статья 15. Социальная защита судебных исполнителей, меры защиты членов их семей

Государство гарантирует судебным исполнителям социальную защиту, принимает меры по созданию для них надлежащих условий труда и социального обеспечения.

Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи судебного исполнителя от противоправных посягательств в связи с исполнением этим судебным исполнителем служебных обязанностей гарантируется законодательными актами.

Статья 16. Право судебных исполнителей на получение вознаграждения

Судебные исполнители имеют право на получение вознаграждения из средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении исполнительных документов, в порядке, установленном актами законодательства.

 

ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

   
Статья 17. Ответственность судебных исполнителей

Судебные исполнители за нарушение законодательства, в том числе злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 18. Контроль за работой судебных исполнителей

 Контроль за работой судебных исполнителей по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов и результатами их деятельности осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции, главные судебные исполнители органов принудительного исполнения в порядке, установленном актами законодательства.

   

О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление. (в ред.