ремонта автомобилей, приводится краткая характеристика предприятия, дается техника безопасности и охрана труда на предприятиях автосервиса.

Пожалуйста, подождите пару секунд, идет перенаправление на сайт…

RSSПечать

Инструкции по охране труда в автосервисе

Рубрика: Охрана труда
Ответов: 1

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

« Первая← Пред.1След. →Последняя (1) »

Свиток: ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ
И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ
И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания Приказ от ______ N _______
профсоюзного комитета
от _________ N ________

или или

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Уполномоченное лицо по охране Руководитель организации
труда работников организации (заместитель руководителя
__________ ___________________ организации, в должностные
(подпись) (фамилия, инициалы) обязанности которого входят
______________________ вопросы организации охраны труда)
(дата) __________ _____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
______________________
(дата)

Инструкция
по охране труда для слесаря
по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля
(для работников, занятых в области
эксплуатации и ремонта автотранспорта)
____________________________________________
(номер инструкции либо другие ее реквизиты)

1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.
2. Работник по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 6 месяцев), не должен приступать к работе.
3. Работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии, не допускать нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Не допускается употребление работниками алкогольных, наркотических и токсических веществ, а также курение в неустановленных местах.
4. Полная норма продолжительности рабочего времени слесаря не может превышать 40 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем.
5. Работник должен знать и выполнять требования, изложенные в инструкциях по охране труда:
5.1. при вывешивании автомобиля и работе под ним;
5.2. при работе с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола;
5.3. при работе с ручным электрифицированным инструментом II класса;
5.4. при работе с переносным пневматическим инструментом;
5.5. при работе на обдирочно-шлифовальном станке, при работе на сверлильном станке;
5.6. при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия.
6. Слесарь должен уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
7. Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без прохождения целевого инструктажа.
8. Заметив нарушение требований безопасности труда другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
9. Работник должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
9.1. автомобиль, его узлы и детали. В процессе ремонта транспортных средств возможно падение либо падение снимаемых с них агрегатов, узлов и деталей, что приводит к травмированию работающего;
9.2. оборудование, инструмент и приспособления. Использование оборудования, инструмента, приспособлений, которые неисправны или обращению с которыми работник не обучен, может явиться причиной несчастного случая;
9.3. электрический ток. Электрический ток, проходя через тело человека, поражает работающего. Он оказывает термическое, механическое и биологическое воздействие на организм;
9.4. этилированный бензин. Бензин, особенно этилированный, действует отравляюще при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой;
9.5. неудовлетворительная освещенность рабочего места. Неудовлетворительная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость, снижает точность действий работника.
10. Работник должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие СИЗ.
11. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей слесарю выдаются:

——T——————————————T——————-¬
¦ N ¦ Средства индивидуальной защиты ¦ Срок носки в ¦
¦п/п ¦ ¦ месяцах ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, ¦
¦переноске и промывке деталей двигателей или деталей при работе с ¦
¦ этилированным бензином: ¦
+—-T——————————————T——————-+
¦ 1 ¦Костюм вискозно-лавсановый ¦ 12 ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ 2 ¦Фартук резиновый ¦ Дежурный ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ 3 ¦Сапоги резиновые ¦ 12 ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ 4 ¦Перчатки резиновые ¦ До износа ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому ¦
¦ обслуживанию автомобилей и агрегатов: ¦
+—-T——————————————T——————-+
¦ 5 ¦Костюм вискозно-лавсановый ¦ 12 ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ 6 ¦Рукавицы хлопчатобумажные с накладками ¦ 12 ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ На наружных работах зимой дополнительно: ¦
+—-T——————————————T——————-+
¦ 7 ¦Куртка хлопчатобумажная на утепляющей ¦ 36 ¦
¦ ¦прокладке ¦ ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ 8 ¦Брюки хлопчатобумажные на утепляющей ¦ 36 ¦
¦ ¦прокладке ¦ ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ 9 ¦Валяная обувь ¦ 48 ¦
+—-+——————————————+——————-+
¦ 10 ¦Галоши на валяную обувь ¦ 24 ¦
L—-+——————————————+———————

12. Работник должен соблюдать правила пожарной безопасности.
Знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам
13. Работник должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.
14. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и тому подобные устройства).
15. О замеченных нарушениях требований безопасности труда на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты, нарушениях технологического процесса слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.
16. За невыполнение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде.

2. Требования по охране труда перед началом работы

17. Надеть спецодежду и застегнуть манжеты рукавов.
18. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
19. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
19.1. гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и неизношенны;
19.2. раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
19.3. слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
19.4. рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
19.5. ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, кернеры и прочие) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
19.6. напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
19.7. корпус, рукоятка и другие детали электрического инструмента не должны иметь обломов и трещин, не должно быть повреждений штепсельной вилки и изоляции кабеля, выключатель должен обеспечивать четкое включение и выключение инструмента, электроинструмент I класса должен иметь надежное заземление;
19.8. переносной пневматический инструмент должен быть смазан, корпус инструмента не должен иметь трещин и других повреждений, клапан включения должен легко и быстро закрываться, не пропускать воздух в закрытом положении, корпус штепселя сверлильной машинки не должен иметь забоин.
20. Проверить состояние пола на рабочем месте. Полы производственных помещений должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не должны быть скользкими.
21. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка, штепсельная вилка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3. Требования по охране труда при выполнении работы

22. Работник должен все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах). Постановка автомобилей на посты должна осуществляться под руководством мастера (начальника участка).
23. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
24. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), выключить кнопку выключения массы автомобиля, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, перекрыть расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложить противооткатные упоры (не менее двух) под колеса.
На рулевое колесо повесить табличку "Двигатель не пускать — работают люди!". На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
25. Вывешивание подвижного состава с помощью подъемников производить в соответствии с требованиями паспортов (инструкций) подъемников.
26. Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть отведены на безопасное расстояние.
27. После подъема подвижного состава подъемником на пульте управления повесить табличку "Не трогать — под автомобилем работают люди!", а при подъеме гидравлическим подъемником после поднятия зафиксировать его упором от самопроизвольного опускания.
28. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.
29. Перед вывешиванием задней оси двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
30. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады производить только на лежаке.
31. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.
32. При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами следует применять устойчивые специальные подставки.
33. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, проведение которых требует пуска двигателя. Работы, требующие пуска двигателя, проводить на специальных постах, оснащенных устройствами отсоса отработавших газов.
34. Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта работниками, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.
35. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.
36. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним, не оставлять инструмент и детали на краю осмотровой канавы.
37. При подборе гаечных ключей преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
38. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
39. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты, специальные приспособления и тому подобное. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом ("Унисма", ВТВ и тому подобным).
40. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
41. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
42. При работе ручным электрифицированным инструментом I класса пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками), выдаваемыми совместно с электрическим инструментом, а также соблюдать правила по охране труда, предусмотренные при использовании ручного электрического инструмента II класса.
43. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.
44. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание (для автомобиля с дизельным двигателем — отсутствие подачи топлива). Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.
Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
45. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить ее в специальную тару.
46. Для снятия и установки узлов и агрегатов массой 15 кг и более пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.
47. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом проверить:
47.1. состояние, исправность и соответствие массы поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма;
47.2. срок его испытания;
47.3. состояние съемных грузозахватных приспособлений и соответствие грузоподъемности, указанной на бирке грузозахватного приспособления, массе поднимаемого груза.
48. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от массы автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.
49. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
50. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.
51. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
52. Перед ремонтом цистерны автомобиля, предназначенного для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов (резервуаров для их хранения), полностью очистить ее от остатков вышеуказанных продуктов.
53. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в спецодежде, с надетым шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой, вне резервуара должны находиться два специально проинструктированных помощника. Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны. К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.
54. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами безопасности труда при их ремонте.
55. Газ из баллонов автомобиля, на котором проводятся сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту).
56. При устранении неисправностей газовой системы питания или ее снятии следует слить или выпустить газ из баллонов автомобиля на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
57. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.
58. Проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.
59. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.
60. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, длинные детали класть только горизонтально.
61. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.
62. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.
63. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
64. Отработанное машинное масло должно сливаться в специальные металлические или подземные резервуары.
65. При попадании на тело или СИЗ бензина или другой легковоспламеняющейся жидкости не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.
66. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:
66.1. обезвреживать детали керосином;
66.2. немедленно удалять пролитый бензин, а место разлива обезвредить, для чего посыпать его песком или опилками и обработать хлорной известью (употребляется в виде кашицы в пропорции: 1 часть хлорной извести на 3 — 5 частей воды);
66.3. переливать этилированный бензин с помощью специального приспособления;
66.4. при попадании этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керосином, а затем теплой водой с мылом.
67. Не пользоваться открытым огнем, паяльными лампами и тому подобным в помещениях, где хранятся и используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы и жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное).
68. Для хранения смазочных, лакокрасочных и горючих материалов, химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
69. Во избежание несчастных случаев не допускается:
69.1. выполнять работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкции по эксплуатации этих подъемников;
69.2. подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;
69.3. поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросом, цепью или крюком подъемного механизма;
69.4. поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи грузоподъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой, ремнем и тому подобным;
69.5. поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке грузоподъемного механизма;
69.6. находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ней обслуживаемых транспортных средств;
69.7. работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления, использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора, работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
69.8. пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
69.9. переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
69.10. сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
69.11. на рабочем месте хранить промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными, хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция;
69.12. засасывать бензин ртом через шланг, заправлять автомобили топливом;
69.13. использовать легковоспламеняющиеся жидкости для мойки агрегатов, узлов и деталей;
69.14. загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и тому подобным;
69.15. хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
69.16. применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и так далее;
69.17. применять приставные лестницы при ремонте подвижного состава;
69.18. работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями, самому производить устранение неисправностей оборудования;
69.19. устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами, использовать гайки и болты со смятыми гранями;
69.20. вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками.

4. Требования по охране труда по окончании работы

70. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
71. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления и инструмент в отведенное для этого место.
72. Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль (агрегат), вывешенный только грузоподъемным механизмом.
73. Снять СИЗ и убрать их в предназначенное для этого место. Своевременно сдавать спецодежду и другие СИЗ в стирку и ремонт.
74. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
75. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

76. При создании аварийной ситуации, возникновении пожара:
76.1. прекратить проведение работ;
76.2. выключить оборудование;
76.3. устранить по возможности источник, вызвавший такую ситуацию, вызвать аварийные службы;
76.4. сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ;
76.5. о возникновении пожара сообщить руководству, вызвать пожарную охрану, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
77. При несчастном случае, который произошел с работником или очевидцем которого он стал, работник обязан:
77.1. оказать потерпевшему доврачебную помощь, используя препараты, находящиеся в аптечке, и принять необходимые меры по оказанию потерпевшему медицинской помощи;
77.2. принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия (если это не создает угрозы здоровью и жизни работников);
77.3. сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работника) непосредственному руководителю или другому должностному лицу нанимателя.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда Руководитель структурного
(специалист по охране труда подразделения (разработчика)
или специалист, на которого __________ ___________________
возложены эти обязанности) (подпись) (фамилия, инициалы)
__________ _____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)

КОММЕНТАРИЙ

Данная инструкция приведена в качестве примера и оформлена согласно требованиям Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 N 176.
Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг.

— Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
— Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, — это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.

« Первая← Пред.1След. →Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Главная На заметку Охрана труда при ремонте автомобиля оказывает услугу специальной оценки условий труда рабочих мест автосервиса.

Документы по охране труда для автосервиса

Охрана труда в автосервисе

2019-03-02 | Author Flaaim

В продолжении серии заметок об охране труда, сегодня я рассмотрю организацию охраны труда в автосервисе.

Если вы являетесь владельцем автосервиса и проводите любые работы связанные с ремонтом и обслуживанием автомобилей, то данная заметка для вас.

Состав нормативной документации

Основной документ, который бы регламентировал соблюдение требований охраны труда при выполнении работ в автосервисе – это Правила по охране труда на автомобильном транспорте.

Дополнительные нормативные документы на которые стоит обратить внимание – это те, которые так или иначе связаны с автомобилями и производством работ инструментами и оборудованием

Например:

  • Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
  • Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ
  • Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями

Также дополнительно

Все нормативные документы, которые связаны с обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, обучением по охране труда и организацией медосмотров.

Организация охраны труд в автосервисе

Первое что необходимо сделать – это обучить по охране труда сотрудников по 40-ка часовой программе, но не всех, а только тех кому это необходимо. В первую очередь – это директор + 2 человека из руководящего состава (это минимум) для создания комиссии по обучению и проверки знаний ОТ. Учитывая, что автосервисе нет так много таких сотрудников, то это могут быть мастер или инженер или начальник смены. Те, кто руководит работой.

Если вам, что то непонятно

Можете проконсультироваться у меня кого вам лучше всего обучить. Пишите мне на почту [email protected]

Далее – это заняться разработкой необходимого пакета документов по охране труда. Для этого необходимо понимать специфику работы автосервиса, количество работников и виды выполняемых работ. Вы можете заказать разработку документации у меня на сайте в соответствующем разделе.

После разработки всей необходимой документации необходимо провести специальную оценку условий труда. Это процедура идентификации вредных факторов на рабочих местах и она обязательна для всех работодателей.

Организовать выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств. Средства индивидуальной защиты – это последний рубеж обороны ваших сотрудников от травм и несчастных случаев, поэтому СИЗы должны быть качественными и работники должны быть обеспеченны ими в полном объеме, в соответствии с типовыми нормами выдачи.

Организовать проведение медицинских осмотров. Данная процедура проводиться после проведения специальной оценки условий труда, если по ее результат на рабочих местах выявлены вредные факторы и установлена необходимость проведения медицинских осмотров для работников.

Дополнительные мероприятия по охране труда

Может быть не все это знают, особенно те работодатели у которых отсутствуют специалисты по охране труда. Но если вы платите страховые взносы в Фонд социального страхования, то вы можете вернуть часть внесенных средств и потратить их на мероприятия по охране труда. Таким образом можно сэкономить несколько десятков тысяч рублей.

Я расписал только самый необходимый минимум по организации охраны труда в автосервисе, однако есть еще много разных нюансов, которые необходимо учитывать при работе.

В помощь специалистам по охране труда, я создал Youtube канал на котором собирают различные проишествия и несчастные случаи на производстве для профилактики травматизма. Заходите и подписывайтесь на мой канал!

Разработка документации по охране труда на заказ

База документов по охране труда

Охрана труда и техника безопасности на предприятиях автосервиса. Все работники предприятий, в том числе руководители, обязаны проходить.

Охрана труда в автосервисе

Инструкция по охране труда
при работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта

1. Общие требования охраны труда

1.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, требований по управлению грузоподъемными механизмами.
1.2 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией;
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда;
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях;
1.2.9 Уметь применять средства первичного пожаротушения;
1.3 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы;
— падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
— недостаточная или избыточная освещенность рабочих мест;
этилированный бензин;
— появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных сред;
— вредные вещества (этилированный бензин, вызывающий отравления при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадание в организм с пищей или питьевой водой).
1.4 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
1.10 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.11 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1 Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов; заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов; убрать волосы под плотно облегающий головной убор.
При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть резиновые сапоги, нарукавники, резиновые перчатки.
Работать в лёгкой обуви (тапочках, сандалиях и т.п.) запрещается.
2.2 Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты, а именно:
— гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов запрещается;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надежно закреплены на рукоятках путём расклинивания завершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твёрдых и вязких пород;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим концом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3 Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок. Убрать все мешающие работе посторонние предметы. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, вытереть его или посыпать опилками.
2.4 Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.
2.5 Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).
2.6 Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
2.7 Приступая к ремонту автомобиля, убедиться что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
2.8 Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник должен:
3.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
3.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать — работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
3.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать — под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.
3.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.1.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
3.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом для выполнения этой работы.
3.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.
Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.
3.1.11. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя — отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.
Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках — козелках.
3.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.
3.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
3.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).
3.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях проверить наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.
3.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг) пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.
3.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.
3.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягиванием гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.
3.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.
3.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.
3.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.
3.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.1.25. Перед ремонтом автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
3.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.
Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.
К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.
3.1.27. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.1.28. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.
3.1.29. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
3.1.30. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.
3.1.31. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.
3.1.32. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.
3.1.33. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
3.1.34. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.
3.1.35. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
3.1.36. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.1.37. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.1.38. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.
3.1.39. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.1.40. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
3.1.41. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
4.1.42. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.
3.1.43. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.1.44. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.1.45. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.1.46. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.
3.1.47. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.1.48. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.
3.1.49. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.
3.1.50. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:
обезвредить детали керосином;
немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;
перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.
3.1.51. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
3.2. Работнику запрещается:
— выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;
— засасывать бензин ртом через шланг;
— мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
— применять приставные лестницы;
— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
— при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали руками при их сверлении;
— устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
— применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
— вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
— работать при получении сигнала о перемещении конвейера.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.
4.1.2 Под руководством руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.2 При возникновении пожара, задымлении:
4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
4.2.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
4.2.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
4.2.4 Организовать встречу пожарной команды.
4.2.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.
4.3 При несчастном случае:
4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

5. Требования охраны труда по окончании работы

По окончании работы работник обязан:
5.1.1 Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.1.2 Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.1.3 Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.1.4 Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.1.5 Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
5.1.6 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Правильный подход к организации охраны труда на предприятии, документы, защищающие владельца и руководство автосервиса.