Законодательством предусмотрены специальные сроки привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. Согласно ч.3 ст

Содержание

Проступок госслужащего: важен срок обнаружения

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Законодателем установлен примерный перечень таких мер: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует.

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

 

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.

 

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

 

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

 

— замечание,

 

— выговор,

 

— предупреждение о неполном должностном соответствии.

 

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности — увольнение в связи с утратой доверия.

 

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

 

Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

 

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

 

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

 

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

 

В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

 

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

 

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

 

Генеральная прокуратура РФ

 

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; порядка привлечения служащего к дисциплинарной ответственности (при.

Вы точно человек?

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы и правовое содержание дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации 15

1.1. Служебная дисциплина на государственной гражданской службе 15

1.2. Понятие и сущность дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих 39

1.3. Дисциплинарная ответственность государственных служащих и повышение качества и эффективности государственного управления и гражданской службы 64

1.4. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих как принцип государственной гражданской службы РФ …75

Глава 2. Применение дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим Российской Федерации 85

2.1. Основания применения мер дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим 85

2.2. Классификация оснований дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих 117

2.3. Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим 135

Заключение 161

Список нормативных правовых источников и научной литературы 177

Приложение 203

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях реформирования и развития системы и структуры государственного управления вопрос ответственности государственных гражданских служащих приобретает особую актуальность. На эту проблему в своих выступлениях неоднократно указывал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев: «вопрос повышения ответственности начальников за качество и результаты работы давно назрел. Государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение должно влечь дисциплинарную, а в необходимых случаях и административную, и уголовную ответственность»1.

Ослабление служебной дисциплины, обусловленное

коррумпированностью части государственных служащих, свидетельствует о необходимости пересмотра существующего законодательства о государственной службе, дисциплинарных проступках, а значит и дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Реформирование государственной * службы невозможно без активного научного поиска новых и научно обоснованного совершенствования уже известных средств управления поведением государственных служащих. Одним из важнейших правовых средств, использование которых направлено на повышение уровня служебной дисциплины, является дисциплинарная ответственность.

В Указе Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)» в качестве обоснования проблемы повышения ответственности подчеркнута

1 См., например, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. № 230; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. № 5038 (214).

необходимость совершенствования механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения. В качестве ожидаемых результатов программы обозначена разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, средств, обеспечивающих их соблюдение, а также создание и реализация мер по проверке соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих2.

Административная реформа привела к новому осмыслению
гражданской службы, связанному с установлением публично-правовых
императивов регулирования деятельности гражданских служащих и служебной
дисциплины. Действующий Федеральный закон от 27 июля 2004- г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» учитывает
это не в полной мере и дублирует положения трудового законодательства,
отдельные концептуальные положения остались в нем

неконкретизированными и требуют дальнейшего научного обоснования и разрешения.

Задача государства в связи с этим состоит в том, чтобы создать реально действующие механизмы, позволяющие сократить количество дисциплинарных проступков государственных служащих. Настоятельная потребность разработки комплексных мер по совершенствованию служебной дисциплины обусловила актуальность теоретического исследования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих сквозь призму изучения сущности данного правового института и практики его применения.

Степень научной разработанности темы. Генезис дисциплинарной ответственности служащих свидетельствует о том, что российское

2 Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе
«Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)»
// Собрание законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.

3 Российская газета. 2009. № 132.

законодательство конца XIX века уже содержало большую часть из современных институтов. Виды дисциплинарных проступков, наказаний и процедур привлечения к ответственности, практически полностью воспроизведены в современных действующих законах. Существовавшая правовая реальность нашла отражение в трудах отечественных ученых XIX -XX веков4, и в работах ученых советского периода5.

Среди видных ученых XIX века, в разной степени освещавших вопросы государственного управления, ответственности необходимо выделить И.Е.Андреевского, П.Г.Виноградова, А.Д.Градовского, А.И.Елистратова, В.В.Ивановского, Н.И.Лазаревского, Н.М.Коркунова, Н.К.Нелидова, И.Т.Тарасова, Б.Н.Чичерина, Г.Ф.Шершеневича, работы которых нашли отражение вдиссертационном исследовании.

В качестве теоретической основы исследования общих вопросов понятия и сущности юридической ответственности выступили труды таких ученых как С.С.Алексеева, Б.Т.Базылева, С.Н.Братуся, В.П.Грибанова, Т.Д.Зражевской, О.С.Иоффе, В.Н.Кудрявцева, В. М.Лазарева, О.Э.Лейста, Р.З.Лившица, Д.А.Липинского, Н.С.Малеина, И.С.Самощенко, В.А.Тархова, М.Х.Фарукшина.

Отдельные проблемы дисциплинарной ответственности

государственных служащих . освещали Ю.С.Адушкин, Г.В.Атаманчук,
Д.Н.Бахрах, И.Л.Бачило, Ю.М.Буравлев, И.А.Галаган, Б.Н.Габричидзе,
А.А.Гришковец, С.Э.Жилинский, В.А.Козбаненко, А.Е.Лунев, В.М.Манохин,
А.Ф.Ноздрачев, Д.М.Овсянко, А.В.Оболонский, Ю.Н.Старилов,

См. например: Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М.-Пг„ 1915. С.130; Евтихиев А. Ф. Законная сила актов администрации — Люблин, 1911. С.288; Елистратов А.И. Учебник русского административного права. М., 1911. С. 14-33; Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1 — Спб., 1914. С.136-137. 5 См. например: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. Правовые вопросы — М.: Юрид. лит., 1969. — 176 с; Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР. Саратов, 1986. С. 38; Барабаш А.Т. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Киев, 1977. С. 16; Бачило И.Л. Право и механизм ответственности в управлении // Проблемы сравнительного правоведения. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1978. С.35-45.

М.С.Студеникина> Ю ^.Тихомиров, Н.Ю.Хаманева; Р.Л.Хачатуров,

Л.А.Чиканова; А.Г.Чернявский», А.И.Щербак, Ц.А.Ямпольская; и др.

Вопросы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих рассматривались совместно с проблемами государственного управления, его эффективности, с изучением состояния государственной гражданской службы, которыми занимались следующие ученые: А.П.Алехин, И.Н.Барциц, К.С.Бельский, В.Г.Вишняков, Б.П.Елисеев, А.А.Кармолицкий, Д.А.Керимов, Ю.М.Козлов, Л.М.Колодкин, Е.Г.Крылова, В.А.Прокошин, В.Е.Чиркин, И.Д.Хутинаев, Б.С.Эбзеев, В.Ф.Яковлев^ др.

При написании диссертации автор-также обращался к исследованиям специалистов в. области трудового права. (К.Ні Гусов; В.Н.Толкунова, Л.А.Сыроватская, В.Н.Скобелкин; Ю.П.Орловский), к трудам зарубежных ученых, среди которых следует выделить И.К.Блюнчли, Г.Брэбана, Ж.Веделя, Б.Гурнея, РІДраго и Л.Штейна.

Кроме того, были изучены диссертационные исследования, затрагивающие разные аспекты дисциплинарной* ответственности государственных служащих в советский* период, в* том числе работы В.А.Воробьева, Б.И.Жерлицына, Г.А.Нестеровой.

Среди современных исследований проблем ответственности государственных гражданских служащих, можно выделить кандидатские диссертации Е.Г.Бабелюк, Ю.Б.Носовой, Е.В.Сандальниковой, А.В.Сергеева, А.В.Чуева. В’ большей степени эти работы посвящены проблемам юридической ответственности гражданских служащих с позиций правового статуса гражданских служащих, механизма административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего: правовым нормам, правоотношениям и актам применения права. Вопросы служебной дисциплины, поведения гражданских служащих вне службы, сущность дисциплинарной ответственности гражданских служащих, ее функции и цели, дискреционные полномочия при применении дисциплинарной ответственности к государственным

гражданским служащим в них не отмечены, либо отражены фрагментарно, поэтому требуют дальнейшего изучения. Многие из уже предложенных понятий и категорий в силу изменения направлений государственного управления нуждаются в уточнении и переосмыслении. Таким образом, представленная диссертация призвана обобщить и развить уже существующие концепции, а также исследовать неизученные аспекты дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность гражданских служащих. Поскольку рассматриваемая проблема многогранна, в качестве предмета исследования выступили также разнообразные теоретические административно-правовые концепции, доктрины, выработанные общей теорией права, наукой трудового права, связанные с общими и частными вопросами дисциплинарной ответственности гражданских служащих, а также проблемами государственной гражданской службы.

Цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом исследовании вопросов дисциплинарной ответственности гражданских служащих, ее сущности и проблем ее применения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

раскрыть понятие служебной дисциплины государственных гражданских служащих, определить средства ее укрепления;

— провести анализ основных теоретико-методологических подходов к сущности юридической ответственности, сформулировать понятие дисциплинарной ответственности гражданский служащих, определить специфику ее функций и целей;

— оценить значение дисциплинарной ответственности государственных
гражданских служащих, ее влияние на эффективность и качество
государственной службы;

выявить основания дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, сформулироть понятие, дать общую характеристику состава дисциплинарного проступка;

предложить классификацию оснований дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих;

выявить существующие пробелы в законодательстве и проблемы правоприменительной практики, разработать, рекомендации по их устранению;

установить характер связи между основаниями- дисциплинарной ответственности и порядком ее применения;

определить направления совершенствования дисциплинарного производства, сформулировать соответствующие предложения:

Методологическая* основа диссертационного исследования. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих представляет собой сложный объект научного’ анализа,, поэтому его невозможно» провести без комплексного, междисциплинарного подхода. В ходе диссертационноп>исследования были использованыразличные методы .познания, включая системный, институционально-функциональный, исторический, обусловивший’ рассмотрение эволюции института дисциплинарной ответственности; сравнительно-правовой, посредством’ которого исследовались нормы различных отраслей права, определялась их взаимосвязь. В процессе исследования, также использовались специальные методы: формально-юридический и теоретико-прогностический, а также и иные методы-научного познания.

Нормативную базу диссертации- составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, принятые в-развитие

правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, иные нормативные правовые акты. В диссертации также исследованы нормативные акты об ответственности государственных служащих дореволюционного и советского периодов, акты зарубежного законодательства. Особое внимание уделялось решениям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что на основе теоретических выводов в области административного права, с учетом реализации мероприятий, запланированных федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)», рассмотрены вопросы повышения дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в условиях реформирования и модернизации системы государственной службы.

Требованиям новизны также отвечает авторская разработка предложений по совершенствованию правовых и организационных основ дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

Положения, выносимые на защиту:

1. В работе обоснована необходимость пересмотра действующего нормативного определения служебной дисциплины, содержащегося в пункте 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . Понимание служебной дисциплины не должно зависеть от содержания должностного регламента или служебного контракта. Кроме того, в определении служебной дисциплины сделан акцент только на одной форме реализации — соблюдении, неоправданно неиспользуются другие формы реализации права. Понятие служебной дисциплины целесообразно наполнить самостоятельной правовой нагрузкой, отличающей это явление от трудовой дисциплины. Поэтому

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации // Российская газета. 2004. № 162.

служебную дисциплину на государственной гражданской службе предложено определить как надлежащее исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей по. обеспечению исполнения* полномочий государственных органов в соответствии со служебным распорядком государственного органа, должностным регламентом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа, а также обязательное соблюдение, как в рабочее, так и во внерабочее время, установленных запретов и ограничений, требований к служебному поведению.

2″. Дано- определение1 дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, под которой автор’ понимает ответственность государственного- гражданского служащего- перед, конкретным» гражданином, обществом и государством* за совершение проступка на государственной гражданской службе, так и вне ее, по результатам* рассмотрения которого в определенном законом- порядке представителем нанимателя государственного служащего налагаются особые санкции в результате государственного’принужденияі

З*. В исследовании сформулирован вывод, что Федеральныйзакон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не только не содержит определение дисциплинарной ответственности, но и подменяет общепринятое понятие «привлечение к ответственности» понятием «применение дисциплинарного взыскания». По мнению автора, тем самым процесс привлечения к ответственности- по существу сводится к процессу «применения наказания» и* «наложению взыскания». Дисциплинарная ответственность, безусловно, содержит в себе возможность принуждения и наказания как одного из проявлений этого принуждения, но не ограничивается им.

4. Ответственность государственных гражданских служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей рассмотрена в качестве одного из принципов государственной

службы, поскольку выступает важным условием совершенствования деятельности управляющей системы. Автор обосновал необходимость его закрепления в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Согласно определению дисциплинарного проступка, которое дано в
пункте 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации», «за
совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или
ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных
на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право
применить дисциплинарные взыскания» . В работе установлено, что такое
нормативное определение в ряде случаев не применимо к тем
правоотношениям, которые возникают в сфере дисциплинарной
ответственности. Несоблюдение ограничений и запретов целесообразно
прямо отнести к дисциплинарному проступку, как и несоблюдение
требований к служебному поведению гражданского служащего в том числе
вне служебного времени. Таким образом, под дисциплинарным проступком
государственного гражданского служащего предложено понимать
неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его
вине возложенных на него должностных обязанностей, запретов и отдельных
ограничений, а также требований к служебному поведению как во время
службы, так и вне ее. В связи с чем сформулированы изменения в статью 57
Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации».

6. В работе доказана необходимость установления связи между
основаниями дисциплинарной ответственности (отнесением
дисциплинарного проступка к той или иной категории) и порядком
назначения дисциплинарного взыскания. В связи с этим автором предложено

7 Федеральным закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации // Российская газета.2004. № 162.

проступки гражданских служащих, за совершение которых наступает дисциплинарная ответственность, разделить на: внутриорганизационные; должностные; нарушающие требования служебного поведения; нарушающие установленные ограничения и запреты. Законодательное разграничение внутриорганизационного и должностного проступка позволит применять разные виды дисциплинарных производств. В обычном (упрощенном) порядке, с правом представителя нанимателя принимать решение по делу, предложено рассматривать внутриорганизационные дисциплинарные проступки. Что же касается должностных проступков, нарушающих публичные интересы, то решение по таким делам должно приниматься коллегиально.

7. В результате рассмотрения проблемы свободного усмотрения при
применении дисциплинарной ответственности к государственному
гражданскому служащему, сформулирован вывод о том, что дискреционные
полномочия представителя нанимателя целесообразно сохранить только в
рамках дозволения, выбора варианта поведения из обозначенных в законе
возможностей. Это предопределяет необходимость детальной регламентации
процесса привлечения гражданского служащего к дисциплинарной
ответственности.

8. В диссертационном исследовании обозначена проблема
необходимости законодательного установления системы гарантий для
государственного гражданского служащего при применении дисциплинарной
ответственности. Основным принципом дисциплинарного производства
предложено считать принцип защиты гражданского служащего от
произвольных действий представителя нанимателя. Кроме того, обязанность
получения письменных объяснений у гражданского служащего,
совершившего дисциплинарный проступок, целесообразно дополнить не
только правом гражданского служащего на ознакомление с результатами
служебной проверки, но и обязанностью представителя нанимателя
ознакомить со всеми материалами такой проверки.

Теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в предложенных в диссертации выводах и положениях, которые могут быть использованы для совершенствования федерального законодательства о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, а также в области дальнейшего’ укрепления служебной дисциплины на государственной гражданской службе.

Диссертационное исследование содержит результаты анализа и обобщения российского законодательства по исследованной проблеме, основных теоретических, аналитических и прикладных аспектов исследования, в связи с чем положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в- последующих научных разработках по данной и смежной* с ней проблемам, а также послужить дополнительным учебным материалом при изучении спецкурса для студентов и аспирантов в образовательных учреждениях юридического и государственно-управленческого профиля.

Апробация результатов исследования. Диссертация, подготовлена в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», рассмотрена w обсуждена на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной^ и муниципальной службы. Результаты научного исследования, его теоретическое положения изложены в публикациях автора, прошли апробацию в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях Государственного университета управления «Российская государственность в начале XXI века: тенденции, проблемы, перспективы» (Москва, 2008), а также на междисциплинарных международных научно-практических конференциях РАГС и Северо-Западной академии государственной службы «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2007); «От кризиса к росту: стратегигия инновационного развития» . (Москва, 2009).

Структура диссертации, предопределена содержанием предмета и задачами исследования, а также избранной методологией научного анализа и логикой изложения диссертационного материала. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

Понятие и сущность дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Значение укрепления дисциплины на государственной службе: трудно переоценить., Значительную роль в этом играет институт дисциплинарной ответственности:государственных гражданских служащих.

Анализ любого правового явления, как и дисциплинарной ответственности государственных служащих, в целях его совершенствования невозможно провести без выявления эволюционных признаков; которые находят свое отражение в нормах права и в исторической юридической практике. О дисциплинарной ответственности служащих в целом, и дисциплинарной ответственности гражданских служащих в частности, стало возможно говорить лишь после окончательного формирования институтов государственной гражданской службы и отделения ее от военной. Первое формально-юридическое разделение службы на три вида произошло в Законе, от 24 января 1722 года под названием «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины»47, разделившем всех чиновников на военных, гражданских и придворных. Кроме того, Петр I утвердил Генеральный регламент 1720 г., согласно, которому служащие отраслевых коллегий, канцелярий и контор обязывались «дело свое знать», «верно и прилежно его отправлять», не допускать «лжи и обманства» в служебных отношениях, проявлять «послушание» в отношениях с начальством, вести добродетельный образ жизни48. Устав предписывал президентам и .вице-президентам коллегий строго контролировать службу и общее поведение чиновников, воспитывать их в духе «верности службе». В случаях,, когда «увещевание» не помогало и надежды на «исправление» служащего больше не оставалось, Генеральным регламентомі предусматривались санкции вг виде отстранения от должности и.лишения чина» .

В уставе перечислялись должностные правонарушения; за которые чиновники- привлекались к дисциплинарной ответственности, в том» числе: хищение-служебных документов, включение в доклады ложных сведений о положении дел, внесение в интересах тех или иных лиц «исправлений» в-официальные протоколы, несанкционированное распространение информации о принятых административными органами решениях, противозаконные действия на службе за взятки или по мотивам приятельства. Таким образом; была предпринята попытка оформления составов дисциплинарных проступков государственных гражданских служащих.

Значительное число нормативных актов, связанных с установлением ответственности в процессе административной деятельности государственных служащих, были приняты в царствование Екатерины Пи Александра І. В соответствии с ними служебные упущения, проступки и злоупотребления наказывались замечаниями, выговорами, штрафами, отстранением от должности, привлечением к суду.

Считается также, что в годы правления Николая I существенно оформился статус государственного гражданского служащего, как и нормативно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности . 1ак, в этот период были приняты Положение о дисциплинарных взысканиях за «упущения по службе» (1831г.), «Устав о службе гражданской по определению от Правительства» (1832 г.)».»

Отражая существующее положение дел, о дисциплинарной ответственности писали дореволюционные ученые. А.И. Елистратов отмечал, что «дисциплинарные взыскания налагаются не по суду, а властью начальства чиновника по службе» . В трудах Б.Н. Чичерина также можно найти описание дисциплинарной ответственности служащих: «за нарушение обязанностей должностные лица подлежат ответственности, которая может повлечь за собою наказание. Это совершается двояким образом: судебным и дисциплинарным. Судом наказываются нарушения обязанностей, которые составляют преступление, а дисциплинарною властью те, которые представляют только нарушение установленного порядка и правил»54.

Таким образом, институт дисциплинарной ответственности гражданских служащих имеет длительную историю, зародившуюся еще в дореволюционной России и сформировавшую понимание и сущность дисциплинарной ответственности.

В теории права понимание и сущность юридической ответственности и дисциплинарной ответственности в частности неоднозначны. Можно даже найти мнение, что общее понятие юридической ответственности — это научная абстракция. Ни в одном правовом акте российского законодательства нет определения ответственности, хотя данный термин встречается довольно часто, а, следовательно, в нем есть потребность. Очевидно, что проблема понятия «юридическая ответственность» — это, прежде всего, задача общей теории права. Не ставя перед собой цель изучения юридической ответственности в целом, исследуя вопросы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, рассмотрим существующие взгляды на данное правовое явление с точки зрения административного права.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих как принцип государственной гражданской службы РФ

Дляе понимания,- анализа » совершенствования законодательства о государственном управлении, государственной службе и дисциплинарной ответственности государственных служащих, для укрепления законности в управленческой деятельности необходимо понимание общих закономерностей и основных идей такого функционирования или понимание принципов государственной службы. Огромное значение имеет состав этих принципов и их законодательное закрепление. «Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные пединституты комплексного правового института государственной службы. Принципы определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы» . Прежний Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в пункте 10 статьи 5 ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей называл в качестве принцш государственной службы.

В действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» данный принцип государственной службы исключен. Чем руководствовался законодатель при его исключении не совсем ясно. При этом действующее законодательство оперирует понятием не принципы государственной службы, а принципы построения и функционирования системы государственной службы.

В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений . С одной стороны, согласно административно-правовой доктрине принципы государственного управления это «сами объективные основы государственного управления»138. С этой точки зрения, в настоящее время безусловная ответственность чиновника не является основой управления. Вместе с тем, все больше мер принимается для того, чтобы правонарушения не оставались безнаказанными, поэтому в какой-то мере неотвратимость ответственности существует.

С другой стороны, под принципом государственной службы понимают сугубо субъективное представление о каких-либо элементах или взаимосвязях в системе государственного управления. Ответственность власти это как раз и есть субъективное желание любого члена гражданского общества. Считается, что принципы нормативно закрепляются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и основываются на базовых положениях правовой системы. Фактическое состояние правовой культуры государственных служащих далеко от желаемого, поэтому установление ответственности государственных служащих наоборот представляется объективно необходимым.

Весьма обоснованны утверждения,, что принципы — это «взаимообусловленность объективного и субъективного» . И то и другое присуще нашей правовой системе.

Есть и такие современные исследования, в которых под принципами государственной гражданской службы понимаются не принципы, определяющие внешний статус этого института по отношению к другим конституционно-правовым институтам, а принципы частных институтов государственной службы. К таковым относят, например, принцип обеспечения государственным служащим общепризнанных социальыо трудовых прав и свобод, принципы кадровой политики, принципы служебного поведения государственных гражданских служащих и др.140

Основания применения мер дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим

В теории права существуют разные взгляды на то, находится ли в основании ответственности один юридический факт — правонарушение или группа фактов. Высказываются мнения о том, что для возникновения отношений ответственности необходимо не только совершение правонарушения но и процессуальное решение, выражающееся- в акте применения права (таким решением может быть решение о возбуждении, например, дисциплинарного производства). По нашему мнению, возникновение материального правоотношения дисциплинарной ответственности связано исключительно с юридическим фактом совершения дисциплинарного проступка, а переход от одной стадии дисциплинарного производства к другой зависит от юридических фактов, закрепленных процессуальными нормами, которые влияют не на возникновение дисциплинарной ответственности, а на его изменение.

В соответствии с действующим законодательством дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок (англ. disciplinary offence, misdemeanour), согласно толковому словарю, -«нарушение дисциплины (воинской, трудовой, служебной и пр.), заключающееся в противоправном виновном превышении прав, неисполнении или ненадлежащем исполнении работником возложенных на него обязанностей, влекущее дисциплинарную ответственность»159. Дисциплинарный проступок, как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего, закреплен в качестве правового основания для применения мер ответственности Федеральным законом от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»160. До его издания Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»161 содержал понятие должностного проступка. Считалось, что понятие должностного проступка государственного служащего выделилось из правового института должностных преступлений. В свое время проблему выделения должностного проступка из отрасли уголовного права обсуждали известные русские юристы: Н.М. Коркунов «, Н.С. Таганцев и некоторые другие ученые. В дальнейшем в нормативно-правовых актах советского права, регулирующего дисциплинарную ответственность, должностной и дисциплинарный проступок использовались как синонимы, указывая, что должностной (дисциплинарный) проступок это такое нарушение, которое по тем или иным причинам не является преступлением. Отождествление данных понятий в советский период объективно объясняется тем, что к категории государственных служащих принадлежали не только лица, обеспечивающие исполнение полномочий органов государственной власти, но также и учителя, врачи, работники культуры, служащие всех видов общественного транспорта и многие другие. Поэтому граница между дисциплинарным проступком и должностным фактически была стерта.

В трудовом праве под дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей1 . Д.Н. Бахрах, с точки зрения административного права, определяет дисциплинарный проступок как вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе165.

В отличии от советского, действующее российское законодательство содержит иное понимание государственной службы. Тем не менее, законодатель практически в полном объеме воспроизводит понятие дисциплинарного проступка из общего трудового права в статье 56 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, дисциплинарный проступок это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Таким образом, современный законодатель ушел от понятия должностного проступка, сведя все проступки государственного служащего в связи с выполнением обязанностей по должности к дисциплинарным.

Из дефиниции, обозначенной в законе, следует, что для наступления дисциплинарной ответственности государственных служащих необходима совокупность таких элементов как вина, действие или бездействие, а также нарушение должностных обязанностей. Следовательно, государственный служащий не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности за несовершение действий, не входящих в круг его должностных обязанностей, и тем более за поступки, находящиеся за пределами служебных отношений. В этой связи определение круга должностных обязанностей и границ (пределов) служебных отношений представляют наибольший научный и практический интерес.

Примечательно, что учеными начала XX века проблема определения круга должнстных обязанностей исследовалась достаточно подробно, были предложены категории должностных обязанностей гражданских служащих. Так, Н.М. Коркунов писал, что «обязанности служащего могут быть сведены к трем категориям: 1) исполнение должности; 2) верность и подчинение монарху и начальству; 3) соблюдение достоинства власти и во внеслужебной деятельности..»166. В.В. Сокольский более подробно выделял обязанности гражданских служащих, выделяя «1) обязанности относительно Монарха (в особой верности государству, в нелицемерном, добросовестном и усердном исполнении обязанностей, хранении вверенной им и касающейся службы тайны, в знании и нерушимом хранении законов и уставов); 2)обязанности к другим служащим (обязанности относительно лиц начальствующих и обязанности относительно лиц подчиненных); 3) обязанности относительно частных лиц».167

Понятие должностных обязанностей Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не раскрывает. Статья 15 данного закона перечисляет основные обязанности гражданского служащего, среди которых содержится и указание на необходимость исполнения гражданским служащим должностных обязанностей применительно к исполнению должностного регламента (пункт 2 гласит, что гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом). Исходя из этого следует вывод, что к дисциплинарной ответственности возможно привлечь гражданского служащего в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения должностного регламента.

Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим

Анализ существующего административного законодательства, регулирующего применение дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, позволяет сделать вывод, что вопрос процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего решен фрагментарно. По сути, лишь две статьи (статья 58 и статья 59) Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» содержат соответствующие нормы. Большая часть вопросов по наложению дисциплинарного взыскания отнесена к свободному усмотрению представителя нанимателя. Достаточно дискуссионным является вопрос о необходимости детальной регламентации применения дисциплинарной ответственности государственных служащих. Быть может, существующее положение вещей отражает объективную реальность, а закон не может урегулировать все вопросы нашей жизни, и поэтому нужны «легальные механизмы гибкого реагирования на постоянно возникающие конкретные ситуации» . И, как писал И.Т. Тарасов, закон как общая норма нуждается в «приноровлении к местным и временным условиям»255.

Некоторые современные ученые справедливо видят в этом существенный пробел действующего законодательства, пагубно влияющий на состояние законности на государственной службе. «Прежде всего, это относится к не урегулированным правом, излишне обширным полномочиям руководителей (начальников), реализуемым на основе их личного усмотрения. Явный дефицит процессуальных норм в вопросах применения дисциплинарной ответственности следует рассматривать как существенный пробел ее правового регулирования, нежелательный во всех отношениях. С одной стороны, это ущемляет права служащих (особенного их низового звена), а с другой стороны, создает условия, можно даже1 сказать, провоцирует руководителей, особенно лишенньтх твердых моральных принципов, использовать предоставленные им полномочия не по их прямому назначению, а в неблаговидных целях».2 6

Еще в 1890 году, давая определение понятию дисциплинарного производства в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, авторы отмечали отсутствие законодательно установленного порядка наложения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное производство, по их мнению, это «порядок наложения дисциплинарных взысканий за нарушения; противополагается «формальному суду» и имеет своей особенностью отсутствие установленных- в обычном процессуальном порядке форм и обрядов» .

В идеальной модели поведения государственных служащих, закрепление «свободного усмотрения» в действиях нанимателя подразумевает предоставление органам государства и его должностным лицам свободы действий в границах, определенных законом. Это вполне согласуется с теорией свободного усмотрения, выработанной в свое время западногерманскими учеными. «Свободное усмотрение, по мнению Краутхаузена, это административно-правовые действия, совершенные в порядке личной ответственности и в соответствии с пониманием нормы права управомоченным лицом для выполнения поставленной законом цели»258. Таким же образом определяют «право» свободного усмотрения такие административисты Германии как Беттерман, Феликс, Форстхофф . В российской юридической литературе также поднимался этот вопрос, причем в начале XX века. Например, А. Ф. Евтихиев писал о связанности действий агентов государства юридическими нормами, т.е. о возможности так называемого свободного усмотрения.» Допустимым признавалось издание актов органов управления, основывающихся на «праве» свободного усмотрения, т.е. принятие решений, не регламентированных позитивным правом. А.И. Елистратов также писал о том, что «административное усмотрение или так называемая дискреционная власть администрации может иметь различный характер в зависимости от степени правовой связанности властвующих… Усмотрение при этом должно всегда оставаться в пределах права»261.

Однако практика показывает, что идеи указанной теории не вполне совмещаются с современной действительностью, в которой проявляется зачастую отсутствие и личной ответственности гражданских служащих и понимание ими целей определенных действий. Проблема осложняется еще и наличием в законодательстве оценочных понятий, которым не дано точного объяснения. К их числу в области дисциплинарной ответственности гражданских служащих можно отнести «ненадлежащее исполнение», уважительные причины, понятие «высокого профессионального уровня», требования корректности, нейтральности, «общественную необходимость», «целесообразность», «публичные интересы», «общественную безопасность».

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ответ о привлечение к дисциплинарной ответственности

Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I. Основные положения о поощрении и дисциплинарных взысканиях на государственной гражданской службе

Дисциплинарная практика на государственной гражданской службе складывается из двух составляющих:

— поощрений и награждений государственных гражданских служащих;

— дисциплинарных взысканий.

Решение о поощрении и награждении гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии с частями 2, 5 статьи 55 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) принимается представителем нанимателя / по представлению представителя нанимателя — руководителя государственного органа и оформляется правовым актом государственного органа (нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Поощрения (награждения) гражданских служащих могут носить как материальный (единовременное поощрение, ценный подарок), так и моральный характер (орден, медаль, почетное звание) (часть 1 статьи 55 Закона N 79-ФЗ).

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, гражданские служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Перечень взысканий, установленных в Законе N 79-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а»-«г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона N 79-ФЗ.

Право применения и выбора вида взыскания принадлежит работодателю — государственному органу в лице руководителя / иного представителя.

При этом важно, что соответствующее дисциплинарное взыскание не должно быть слишком строгой мерой наказания. Если работодателем не будут учтены тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, характер нарушения, обстоятельства его совершения, предшествующее поведение служащего, а также специфика прохождения государственной службы, как профессиональной деятельности, предопределяющей особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к профессиональной пригодности, к интеллектуальным качествам и исполнительской дисциплине, привлечение служащего к дисциплинарной ответственности может быть признано судом незаконным.

Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен в статье 58 Закона N 79-ФЗ и предусматривает проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (часть 2 статьи 58 Закона N 79-ФЗ).

Дисциплинарным проступком может быть признано только виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, то есть для признания соответствующего деяния работника дисциплинарным проступком необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: противоправность поведения работника, наличие его вины (в форме умысла или неосторожности), а также наличие причинно-следственной связи между указанным деянием работника и наступившими неблагоприятными последствиями.

Соответственно, при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2 статьи 59 Закона N 79-ФЗ).

Следует отметить, что несоблюдение требований к порядку применения дисциплинарного взыскания влечет отмену взыскания, примененного по результатам служебной проверки, то есть является самостоятельным основанием для признания незаконным наложения взыскания.

Иными словами, как отсутствие законного основания для применения дисциплинарного взыскания (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка), так и несоблюдение представителем нанимателя установленного законом порядка привлечения служащего к дисциплинарной ответственности (при наличии состава дисциплинарного проступка) влечет признание применения дисциплинарного взыскания незаконным.

Отдельные ситуации применения к государственным гражданским служащим дисциплинарных взысканий рассмотрены в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).

Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по вопросам поощрения и дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе, а именно:

— споры о включении в трудовую книжку записи о поощрении, взыскании единовременного поощрения;

— основания признания наложения дисциплинарного взыскания незаконным:

— отсутствие (недоказанность) вины гражданского служащего в связи с ненадлежащей регламентацией должностных обязанностей, вменение нарушения тех должностных обязанностей, которые на гражданского служащего возложены не были;

— наличие уважительных причин отсутствия на рабочем месте;

— гражданский служащий действовал в пределах компетенции и в соответствии с законом и должностным регламентом;

— нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания, дефекты заключения по результатам служебной проверки.

II. Выводы судов по вопросам поощрения и дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе

1. Споры о включении в трудовую книжку записи о поощрении, взыскании единовременного поощрения

1.1. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2016 N 33-38274/2016

Исковые требования:

С.В. (гражданский служащий) обратился в суд к Счетной палате Российской Федерации (государственному органу) с требованиями о внесении в личное дело и трудовую книжку записи о поощрении в виде благодарности Президента Российской Федерации, объявленной коллективу Счетной палаты Российской Федерации Распоряжением Президента Российской Федерации, и взыскании с нанимателя единовременного поощрения.

Решение суда:

В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция суда:

Руководствуясьстатьей 55 Закона N 79-ФЗ,Положением о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, утв.Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2008 N 487, исходя из того, что благодарность Президента Российской Федерации как одна из форм поощрения за заслуги в защите Отечества и обеспечении безопасности государства, укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, спорте, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством объявляется как гражданам Российской Федерации, имеющим названные заслуги, так и коллективам предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, однако сведения о таком награждении вносятся в личное дело и трудовую книжку только поощренных лиц, то есть когда такое награждение (поощрение) носит исключительно адресный характер и применено непосредственно к конкретному гражданину, суд, установив, что в данном случае Распоряжением Президента Российской Федерации благодарность за заслуги в укреплении системы государственного финансового контроля и большой вклад в повышение эффективности использования средств федерального бюджета была объявлена всему коллективу государственного органа без персонификации его членов, лично гражданскому служащему (С.В.) такая благодарность не объявлялась, пришел к выводу о том, что у государственного органа не возникло обязанности по внесению в личное дело и трудовую книжку С.В. требуемых сведений и, как следствие, выплате единовременного поощрения.

1.2. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 22.04.2014 по делу N 33-1325/2014

Исковые требования:

С. (гражданский служащий) обратилась в суд к Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта субъекта РФ по муниципальному району (государственному органу) с требованиями о взыскании невыплаченной части единовременного денежного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет и денежной компенсации морального вреда.

Решение суда:

Исковые требования удовлетворены в части взыскания невыплаченной части единовременного денежного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Позиция суда:

Признав несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что определение размера единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию является прерогативой работодателя и производится за счет экономии фонда заработной платы, суд апелляционной инстанции, установив, что решение о выплате единовременного поощрения гражданского служащего (С.) в связи с выходом его на пенсию было принято, однако при определении размера данной выплаты не было учтено, что при принятии представителем нанимателя решения о выплате единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию размер выплаты должен быть определен в соответствии с региональным законодательством о государственной гражданской службе, рассчитал сумму единовременной выплаты, подлежащей взысканию с государственного органа, с учетом указанных положений.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу [email protected]

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

всего за 49 руб.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ответственность муниципальных служащих и контроль за их деятельностью

Законодательством предусмотрены специальные сроки привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. Согласно ч.3 ст