Дисциплинарным проступком является противоправное, виновное Основными признаками, позволяющими квалифицировать проступок как.

Наличие дисциплинарного проступка



Нормативно-правовая регламентация дисциплинарной ответственности в административном праве осуществляется целой совокупностью актов, различных по юридической силе, содержанию, сфере применения.

Под дисциплинарной ответственностью согласно действующему законодательству Российской Федерации следует понимать виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей. Такие нарушения могут быть выражены как в действиях, так и в бездействии, допускаться как сознательно, так и по неосторожности.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Это разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении должностных обязанностей. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в дальнейшем.[1]

Некоторые категории государственных служащих, в связи с выполнением своих полномочий несут ответственность в дисциплинарном порядке и за проступки, порочащие их, как государственных служащих или дискредитируют органы, в которых они работают.

Основополагающим признаком дисциплинарной ответственности должностных лиц, отличающим ее от других видов дисциплинарной ответственности, является сфера ее действия, определяемая исходя из субъектной характеристики данной правовой конструкции как ответственности, применяемой специфическими субъектами дисциплинарной власти к определенной категории лиц — должностным лицам. [2]

Административно-правовой статус должностного лица — это урегулированное административно-правовыми нормами положение данного лица по отношению к иным персонально неопределенным участникам административных правоотношений, в содержание которого включаются следующие основные элементы:

а) административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность) должностного лица;

б) административно-правовая подведомственность должностного лица;

в) служебная зависимость (организационная подчиненность) должностного лица;

г) административно-правовые принципы, установленные для должностного лица;

д) административно-правовые функции должностного лица;

е) меры административно-правового поведения должностного лица;

ж) административно-правовые требования, установленные для должностного лица;

з) административно-правовые стимулы, установленные для должностного лица;

и) меры административно-правового принуждения, применяемые к должностному лицу;

к) меры дисциплинарного принуждения, применяемые к должностному лицу. [3]

Правильное разграничение дисциплинарных проступков, должностных административных правонарушений и должностных преступлений следует проводить по признаку их включения соответственно в законодательство об административных правонарушениях или в Уголовный кодекс Российской Федерации.

При этом дисциплинарное производство в отношении должностных лиц — это одна из разновидностей административных производств, составляющих административный юрисдикционный процесс. Под дисциплинарным производством предлагается понимать урегулированную административно-правовыми процессуальными нормами деятельность по привлечению должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Классификация дисциплинарных проступков должностных лиц по степени тяжести совершенного деяния с соответствующей дифференциацией дисциплинарных взысканий выглядит следующим образом:

− незначительные дисциплинарные проступки — это проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и не повлекшие нарушения охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также не причинившие материального ущерба государству;

− значительные проступки — проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и повлекшие нарушение охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц и (или) причинившие материальный ущерб государству;

− серьезные проступки.[4]

Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений.

Дисциплинарная ответственность может быть общей, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации и распространяется на всех работников организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; и специальной, предусмотренной отдельными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарной ответственности в административном праве, является Федеральный закон от 27 июля 204г. № 79-ФЗ (ред.от 25.11.2009) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Теперь рассмотрим, как нормативно-правовые акты различного уровня регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц.

На федеральном уровне:

Статья 56 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности. В частности, статья 413 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством.[5]

Закон «О государственной тайне» в статье 7 устанавливает, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут в том числе дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Статья 15 этого закона предусматривает, что уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.[6]

Подзаконные акты:

Правительство принимает решения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, вносит Президенту РФ предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. В частности Руководитель Аппарата Правительства решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства, принимает решение о поощрении сотрудников Аппарата Правительства и применении к ним мер дисциплинарного взыскания. [7]

Прокуратура Российской Федерации предписывает прокурорам при выявлении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. [8]

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти.

В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ,1 утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, воинская дисциплина представляет собой строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных российским законодательством, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников). В Законе РФ от 22 января 1993 г. № 4338–1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу 1 января 1998 г.) было впервые законодательно определено понятие дисциплинарного проступка — это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с российским законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

К характерным признаками дисциплинарной ответственности должностных лиц военной службы следует отнести следующие:

− объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка;

− в случае нарушения должностным лицом военной службы воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге;

− решение о наложении дисциплинарного взыскания на должностное лицо военной службы может быть принято любым из его командиров (начальником, т. е. вышестоящим должностным лицом), состав которых весьма обширен;

− дисциплинарное производство в отношении должностных лиц военной службы носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников). [9]

Особый порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности представляет собой установленный законодательством (п. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») специальный механизм привлечения должностных лиц военной службы и лиц, имеющих специальные звания, к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:

− если доказан факт нарушения воинской дисциплины;

− если деяние (действие или бездействие) совершено умышленно или по неосторожности и в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности;

− если вина при привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности доказана в порядке, установленном законом, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.. [10]

Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности должностных лиц военной службы состоит в следующих особенностях дисциплинарной ответственности:

а) применяется к членам организационно оформленного коллектива в рамках военно-служебных правоотношений за нарушение воинской дисциплины;

б) фактическим основанием дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарный проступок;

в) мерой дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарное взыскание, состоящее в оказании психического (морального, материального, организационного) воздействия на правонарушителя, связанного с лишением (ограничением) определенных прав военнослужащего), обусловленных осуществлением соответствующей военно-служебной деятельности;

г) дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

В качестве особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующие признаки:

− объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка;

− в случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге военнослужащего;

− решение о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего может быть принято любым из его командиров (начальников), состав которых весьма обширен;

− дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников). [11]

Судейская дисциплина является одним из видов специальной (статусной) дисциплины, поскольку связана с профессиональной деятельностью носителей судебной власти. Судейская дисциплина — это социальные правила поведения судей, предъявляемые к ним требования и их фактическая реализация.

Различия между дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком лица, замещающего иную государственную должность Российской Федерации, состоит в том, что досрочное прекращение полномочий судьи не является дисциплинарным взысканием в форме увольнения, поэтому нормы трудового законодательства к нему не применимы.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальный порядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Порядок и сроки рассмотрения материалов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности квалификационными коллегиями судей регулируются нормами главы III Федерального закона «Об органах судейского сообщества». [12]

В ст. 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества» и ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей содержатся поводы привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка.

Прекращение полномочий — крайняя мера дисциплинарного воздействия. В случае недостаточности оснований для прекращения полномочий, но при наличии виновного поведения, к судьям применяется такой промежуточный вид взыскания, как предупреждение, налагаемый за первый незначительный проступок судьи, в полном смысле слова предупреждающий досрочное прекращение полномочий по дискредитирующим основаниям. [13]

Эти выборочные примеры указывают на то, что различные по юридической силе нормативные акты по-разному регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц.

Виды дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применить за нарушение дисциплины труда, указаны в ст.192 ТК РФ. К ним относятся:

− замечание,

− выговор,

− увольнение по соответствующим основаниям.

Перечень этих взысканий является исчерпывающим. Возможность привлечения работников и служащих к дисциплинарной ответственности путем наложения, кроме вышеуказанных, и других видов дисциплинарных взысканий, установлена статьями 189 и 192 ТК РФ.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, сущность которого состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении работником возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.

Нормами административного права устанавливаются дисциплинарная ответственность и порядок ее реализации, круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц), которые наделены «дисциплинарной» властью, категории служащих, ответственность которых регулируется административным правом. Для большинства работников дисциплинарная ответственность предусмотрена нормами трудового и административного права, а в отношении некоторых категорий лиц (военнослужащих, работников органов внутренних дел и др.) — полностью нормами административного права, что объясняется необходимостью наряду с общими правилами дисциплинарной ответственности учитывать особые требования дисциплины к ним, специфику их дисциплинарной ответственности.

Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена рядом причин: во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых работниками; во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных трудовых обязанностей. При этом следует подчеркнуть, что специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не для всех работников и служащих, а только тех из них, которые указаны в соответствующих уставах и положениях о дисциплине, а также непосредственно в федеральных законах.

Статусом государственного служащего обладают граждане, состоящие на государственной службе. Система государственной службы, в соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», включает в себя следующие виды государственной службы:

− государственная гражданская служба;

− военная служба;

− правоохранительная служба.

В результате изучения нормативных правовых актов- «О прокуратуре Российской Федерации», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положение о Федеральной налоговой службе; можно прийти к выводу, что к органам, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба, относятся:

− Прокуратура;

− Органы внутренних дел;

− Служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

− Таможенная служба;

− Налоговая служба;

− Служба судебных приставов;

− Служба исполнения наказаний

Вместе с тем, независимо от того, на основании какого законодательного акта наступает дисциплинарная ответственность, она характеризуется такими общими признаками:

1) ее основанием является дисциплинарный проступок;

2) за такой проступок предусмотрено наложение дисциплинарного взыскания;

3) взыскание налагается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в порядке подчиненности;

4) рамки «дисциплинарной» власти этого органа (должностного лица) четко устанавливаются правовыми нормами;

5) служащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание, может обжаловать его в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;

6) за один дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Большинство служащих за нарушение правил дисциплины несут ответственность согласно предписаниям трудового законодательства, а дисциплинарная ответственность служащих, которые реализуют свои полномочия вне рамок трудового договора или правил внутреннего трудового распорядка, регулируется законами, указами, уставами и положениями, утвержденными уполномоченными органами.

Значительное количество государственных служащих несут дисциплинарную ответственность не только за дисциплинарные проступки, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей, но и за превышение своих полномочий, несоблюдение ограничений, касающихся государственной службы, совершение действий, порочащих орган, где он работает, или его звание (нормы морали), присяги, обязанностей, предусмотренных контрактом, воинской чести и др.

К служащим этих органов, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде, могут применяться такие меры дисциплинарного воздействия, как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учреждений за нарушение трудовой дисциплины работников могут быть применены выговор или увольнение.

Дисциплинарное взыскание применяется органом (должностным лицом), которому предоставлено право приема на работу (избрания, утверждения, назначения на должность) данного работника. До применения дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен потребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения. В случае отказа работника дать письменное объяснение составляется соответствующий акт. Дисциплинарные взыскания применяются собственником или уполномоченным им органом непосредственно после обнаружения проступка, но без учета времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание объявляется приказом (распоряжением) и сообщается работнику под расписку. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины, проявил себя как добросовестный работник, взыскание может быть снято до истечения одного года. В течение срока действия дисциплинарного взыскания, меры поощрения к работнику не применяются.

Владелец или уполномоченный им орган имеет право вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа. Работник может обжаловать наложенное взыскание в комиссию по трудовым спорам (где она образована), вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган или в суд.

Определенные особенности существуют относительно порядка применения и видов дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены дисциплинарными уставами или специальными положениями о дисциплине в отдельных сферах (отраслях) деятельности. Они связаны с характером тех функций и задач, которые решаются соответствующими органами, их служащими. В некоторых случаях дисциплинарная ответственность регулируется кодексами (например, Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и др.). Дисциплинарными взысканиями являются: выговор, понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагрудного знака, увольнение, увольнение с лишением классного чина.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести проступка. В случае необходимости может быть назначена служебная проверка. Срок проведения служебной проверки не может превышать двух месяцев.

Особенность применения дисциплинарной ответственности состоит в том, что она применяется только в порядке подчиненности. Такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение сотрудника производится начальником органа, имеющего право назначения на должность. При этом правило о прямой подчиненности не является определяющим. Если в зависимости от степени тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить меры дисциплинарной ответственности, превышающие объем прав, предоставленных данному начальнику, он готовит для вышестоящего начальника соответствующее представление, на основании которого выносится решение о применении дисциплинарной ответственности.

По общему правилу, применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Дисциплинарным уставом определено, что если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

Отношение в сфере дисциплинарной ответственности характеризуется значительной субъективностью. Нередко, выяснив в достаточно полной степени мотив и цель проступка и отношение лица к содеянному, субъект применения дисциплинарной ответственности может освободить виновное лицо от дисциплинарной ответственности вообще.

Таким образом, дисциплинарная ответственность должностных лиц — это юридическая ответственность, представляющая собой одну из форм государственного принуждения — дисциплинарное принуждение, выражающееся в применении представителем нанимателя дисциплинарных взысканий к должностному лицу, совершившему дисциплинарный проступок, и влекущее не благоприятные для него последствия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет особенности нормативного регулирования. Она регламентирована нормативно-правовыми актами различного уровня, начиная с кодифицированных и кончая актами министерств и ведомств; из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) В отсутствие специального федерального закона о правоохранительной службе, на сотрудников различных органов правоохранительной службы налагаются различные дисциплинарные взыскания, перечень которых значительно шире предусмотренного Трудовым кодексом РФ.

2) Сотрудники органов правоохранительной службы за нарушение служебной дисциплины привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности на основании Трудового кодекса РФ и других федеральных законов. Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих»

3) Нормативно-правовые акты устанавливают необходимость получения письменного объяснения от сотрудников органов правоохранительной службы(кроме работников прокуратуры), совершивших дисциплинарный проступок.

4) Формой письменного расследования по дисциплинарным проступкам сотрудников органов правоохранительной службы является служебная проверка, а по дисциплинарным проступкам военнослужащих — «разбирательство»

5) Военнослужащие и сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, за совершение административных правонарушений (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ), несут дисциплинарную ответственность. Однако только военнослужащие могут быть подвергнуты такому дисциплинарному наказанию, как «дисциплинарный арест» (данное взыскание предполагается как «заменитель» «административного ареста», к которому ни военнослужащие, ни сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, не привлекаются).

Литература:

  1. Аникитин А. А. Понятие, место и роль должностного лица в системе административных правоотношений // Закон и право, 2008. — № 6.
  2. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 4-е изд. — М.: Норма, 2008.
  3. Носова Ю. Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих российской федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Воронеж, 2008.
  4. Савосина Н. В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Москва, 2009.
  5. Сапунова М. О. Юридическая ответственность судей. // Российская юстиция, 2007. — № 1.
  6. Сачко С. Ю. Проблемы совершенствования конституционно-правового регулирования мировой юстиции в Российской Федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Тюмень, 2009.
  7. Кузько А. В. Повышение эффективности конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление, 2008. -№ 5.
  8. Луцева Н. В. Материальная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания и приравненных к ним лиц // Административная ответственность: теоретические аспекты и вопросы реализации / Сборник научных статей (к 5-летию КоАП РФ). — Саратов, 2007.
  9. Мишунина А. А., Сачко С. Ю. Пределы законодательства субъектов Российской Федерации о мировых судьях // Власть, 2009. — № 2.
  10. Щепилова Ю. Б. Проблема эффективности применения дисциплинарных взысканий / Ю. Б. Щепилова // Вестник Российской правовой академии, 2007. — № 4.
  11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. от 13.10.2009 № 232-ФЗ).
  12. Закон от 21 июля 1993 года № 5485–1 «О государственной тайне» (в ред. от 18.07.2009 № 180-ФЗ).
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства российской федерации и положении Об Аппарате Правительства Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2009 № 389)
  14. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

Основные термины(генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, должностное лицо, Российская Федерация, дисциплинарный проступок, правоохранительная служба, воинская дисциплина, лицо, орган, военная служба.

Этот момент важно учитывать при определении, является ли новый проступок повторным. Прежде, чем определить его, как таковой.

Дисциплинарный проступок и виды дисциплинарной ответственности

ВОПРОС 2. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Отграничение административных проступков от иных правонарушений является одной из первоочередных и весьма важных задач органа (должностного лица), применяющего нормы законодательства. Сложность ее решения обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушений. Все они являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным существующим признакам.

По основному материальному признаку – степени общественной опасности – все правонарушения можно разделить на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые).

Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу отграничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости.

Преступление – это деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание.

Административный проступок (правонарушение) – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися в КоАП, за которое установлена административная ответственность. Названные признаки разграничения преступления и административного проступка не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а следовательно признаваться либо преступлениями, либо административными проступками. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот. Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений, дисциплинарных проступков и преступлений общие, вопрос об их размежевании довольно сложен. За совершение любого правонарушения применяются карательные санкции.

Правовая система Республики Беларусь охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными.

Так, за нарушение правил охраны труда, санитарных, 100 экологических норм, норм природопользования, права собственности могут применяться административные и дисциплинарные взыскания, а также уголовные наказания. Сходство этих санкций заключается в том, что они защищают правопорядок; установлены законами; применяются за виновные противоправные действия (правонарушения); законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это; их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных законами сроков. В условиях режима законности очень важно различать виды право нарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных. Для этого приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права, дисциплинарного законодательства.

Преступление от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия – это общественная опасность и вид противоправности.

И здесь прежде всего учитывается материальный критерий – уровень вредности для общества, на основе чего решается вопрос о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной. При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил виновные несут административную ответственность, если нарушения по своему характеру не влекут в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административные проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений, и в первую очередь от дисциплинарных проступков. Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения.

Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (в учреждениях, на предприятиях), отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины.

Указанные отношения объектами административных правонарушений по общему правилу не являются. Административные проступки – деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Они, как уже указывалось, сформулированы в Особенной части КоАП.

Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного права. Описания конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат. Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на работника определенного предприятия (учреждения, организации). В отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограничений), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право их применять. В некоторых случаях одно и то же деяние одновременно признается административным правонарушением и дисциплинарным проступком, при этом лицо, его совершившее, привлекается и к административной, и к дисциплинарной ответственности. Так, сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренное ст. 9.20 КоАП, одновременно является нарушением трудовой дисциплины и влечет применение к страхователю дисциплинарного взыскания.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения).

Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административный проступок представляет собой нарушение общеобязательных правил.

Гражданско-правовой деликт – деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-противоправное деяние, закрепленное в КоАП. Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, вина же является неотъемлемым свойством административного проступка. Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Административный проступок – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных (предупреждение, арест, лишение специального права) ограничениях правонарушителя.

Вывод по вопросу:

Таким образом, по степени общественной опасности все правонарушения можно разделить на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Отграничение административных проступков от иных правонарушений является одной из первоочередных и весьма важных задач должностных лиц, применяющих нормы права.  Сложность ее решения обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушений. Все они являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм.

Вывод по лекции:

Таким образом, административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права. Административные правонарушения по степени общественной опасности и ряду иных признаков отличаются от преступлений, дисциплинарных проступков и гражданско-правовых деликтов.

являются: 1) докладная записка, содержащая информацию о признаках (​фактах) 1) признаки совершения работником дисциплинарного проступка.

Вы точно человек?

Трудовая деятельность требует от граждан надлежащего выполнения возложенных на них обязанностей и соблюдения установленного распорядка, правил поведения, нарушение которых является дисциплинарным проступком. Данное понятие подразумевает под собой привлечение виновных лиц к ответственности в виде дисциплинарного взыскания.

При этом данная мера используется работодателем на свое усмотрение, то есть законодательство не обязывает его применять в отношении работника, совершившего проступок, какие-либо меры воздействия, а только наделяет его таким правом (ч.1 ст.22 ТК РФ). Поэтому решение о наложении взыскания принимается им самостоятельно.

Однако привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности требует от руководства предприятия соблюдения установленной законодательством процедуры. Она предусматривает обязательное истребование письменных объяснений от нарушителя, а также проведения при необходимости служебного расследования.

Необходимость доказывания вины работника в наступлении негативных последствии вследствие совершения им умышленных действий, невыполнения своих должностных обязанностей или по неосторожности возлагается на работодателя. В случае отсутствии достаточных оснований для привлечения лица к дисциплинарной ответственности, на трудящегося не может быть наложено взыскание.

Это касается и ситуаций, когда наступление негативных последствий или невыполнение им своих должностных обязанностей произошло не по вине данного лица. К дисциплинарным проступкам также не относятся правонарушения гражданина, не связанные с выполнением им своих должностных обязанностей.

Нормами трудового законодательства установлено два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная. Первая распространяется на всех трудящихся и может быть применена к любому работнику в случае допущения им нарушений трудовой дисциплины. Меры взыскания в этом случае устанавливаются федеральными нормативными актами, а также локальными документами, действие которых распространяется на всех трудящихся предприятия.

Специальная ответственность в свою очередь распространяется на отдельную категорию трудящихся и закрепляется соответствующими отраслевыми нормативными актами или локальными документами. Она предусматривает наложение на виновных лиц более строгих мер воздействия.

В общем порядке согласно ст.192 ТК РФ в отношении провинившегося сотрудника могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Прекращение трудового договора.

При оформлении документов руководство предприятия или уполномоченный им сотрудник должен указывать вид применяемого взыскания в той формулировке, которая указана в Трудовом кодексе. Поэтому пункт про прекращение трудовых отношений, в качестве меры дисциплинарной ответственности должен содержать формулировку – «увольнение», в противном случае работник, получивший взыскание может обжаловать данное решение.

Отдельно необходимо упомянуть о проступках, за совершение которых предусмотрено привлечение к административной или уголовной ответственности. В данном случае наложение дисциплинарного взыскания возможно только в случае, если в составе преступления содержатся элементы дисциплинарного проступка. В противном случае наложение взыскания руководством предприятия невозможно.

Что касается совмещения материальной и дисциплинарной ответственности, то работник может быть привлечен к ним одновременно, если в отраслевых или локальных нормативных актах, предусмотрена такая возможность.

Отличия дисциплинарного проступка от других видов нарушений

Дисциплинарное правонарушение – особый вид проступков, который связан с осуществлением лицом трудовой деятельности. Любая работа накладывает на граждан определенные обязанности и устанавливает правила поведения. При этом данные ограничения закрепляются в федеральных, отраслевых и локальных нормативных актах.

Нарушение установленных правил, в зависимости от его тяжести, может быть квалифицировано как преступление или проступок. Исходя из этого, а также обстоятельств совершения правонарушения, определяется ответственность, к которой привлекается гражданин.

На рабочем месте лицом может быть совершено и преступление, и проступок. Но не каждое из них может рассматриваться в качестве дисциплинарного правонарушения. К данной группе относится действие или бездействие, непосредственно связанное с выполнением трудящимся своих должностных обязанностей.

Еще одно отличие дисциплинарной ответственности от других её видов заключается в специфике её наложения. Во-первых – наложение взыскания производится руководителем предприятия, а если виновным лицом является директор, то вышестоящей организацией, если таковая имеется. Во-вторых, привлечение к данному виду ответственности не является обязательным. То есть при выявлении дисциплинарного проступка работодатель самостоятельно определяет, будет он налагать на сотрудника взыскание или нет.

Несмотря на то, что трудящийся может совершить на рабочем месте и преступление и проступок, работодатель не имеет права привлечь его, к примеру, к административной ответственности. В зависимости от вида совершенного правонарушения и его тяжести, наложение соответствующей меры воздействия производится уполномоченным лицом или организацией.

Руководитель фирмы со своей стороны может наказать служащего только за проступок непосредственно связанный с выполнением им своих должностных обязанностей. С другой стороны за аналогичные нарушения трудящийся не может быть привлечен к ответственности иными лицами или органами.

Для наложения взыскания работодателю необходимо провести ряд обязательных действий:

  • Истребовать у провинившегося лица письменные объяснения, а при отказе от их предоставления – составить соответствующий акт за подписями не менее двух свидетелей.
  • Собрать доказательства, подтверждающие вину указанного лица в наступлении негативных последствий.
  • При необходимости, провести полноценное служебное расследование.
  • Оформить приказ о наложении на виновного сотрудника дисциплинарного взыскания и вручить его под роспись работнику.

При определении меры воздействия на служащего, необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, а также степень его вины. К примеру, такой вид взыскания, как увольнение, может быть применен только в отношении трудящегося допустившего проступок, несовместимый с дальнейшим продолжением работы на данной должности.

В некоторых ситуациях классификация правонарушения может быть затруднена из-за достаточно расплывчатых формулировок, содержащихся в нормах действующего законодательства. В таких случаях работодателю, зачастую, приходится обращаться в уполномоченные органы и подолгу ждать от них ответа о возбуждении или отказе в возбуждении дела в отношении виновного лица. Только после это руководство предприятия имеет право налагать на трудящегося дисциплинарное взыскание.

При этом необходимо учитывать сроки привлечения к ответственности, после истечения которых, наказать виновное лицо уже не получится. В общем порядке наложение дисциплинарного взыскания возможно в течение месяца после выявления правонарушения, за исключением времени ожидания ответа от уполномоченных органов. Но при этом привлечь к ответственности виновное лицо можно не позднее 6-ти месяцев со дня совершения им проступка.

Количество взысканий за один дисциплинарный проступок

В соответствии с ч.5 ст.193 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка на виновное лицо может быть наложено только одна мера воздействия. Таким образом, работодатель может выбрать только одну санкцию в качестве наказания за совершенное трудящимся правонарушение. И если им при вынесении решения была выбрана одна мера воздействия, то изменить впоследствии её он уже не сможет.

Если работодатель, к примеру, хочет уволить работника, но тяжесть его проступка не позволяет наложить на него данный вид взыскания, то ему придется ограничиться объявлением выговора. А вот при совершении данным сотрудников еще одного проступка до снятия взыскания, работодатель имеет право, согласно п.5 ч.1 ст. 81 ТК РФ расторгнуть с ним трудовые отношения.

Согласно нормам действующего законодательства срок действия выговора, объявленного сотруднику, составляет один год. По истечению данного времени дисциплинарное взыскание снимается автоматически. Если работодатель, по каким бы то ни было причинам, хочет досрочно снять выговор с сотрудника, то он имеет такое право. Для этого ему потребуется оформить соответствующий приказ и сделать запись в личном деле работника.

В тоже время, если руководитель в качестве меры воздействия выбрал расторжение трудовых отношений, то впоследствии он не сможет отменить своё решение или изменить его. Восстановление служащего на работе может быть произведено только по решению уполномоченных органов. Работодатель имеет право принять работника после увольнения обратно, но взыскания на нем уже числиться не будет.

Что касается привлечения к материальной ответственности, то она может быть применена как отдельно, так и совместно с дисциплинарной. При этом важно помнить, что основания у данных видов ответственности различные и для наложения соответствующего взыскания требуется установить наличие необходимых обстоятельств и соблюсти установленную законодательством процедуру.

Признаки дисциплинарного правонарушения

При рассмотрении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника руководству в первую очередь необходимо оценить действия работника, определить наличие основания для привлечения его к ответственности. Признаками дисциплинарного проступка являются:

  1. Наличие факта нарушения установленных трудовых правил или ненадлежащего выполнения служащим его работы, выражающееся в виде умышленных действий или преступного бездействия.
  2. Должностные обязанности, которые должен был исполнять сотрудник, наложены на него действующим законодательством, трудовым договором или локальными нормативными актами предприятия.
  3. Должна быть установлена прямая связь между действиями служащего и нарушением установленных правил или наступившими негативными последствиями. При этом наличие преступного умысла со стороны работника, является не обязательным.

Работодатель обязан установить наличие всех указанных признаков до вынесения окончательного решения и привлечения трудящегося к дисциплинарной ответственности. При этом необходимо учитывать, что действия сотрудника, за которые он может быть привлечен к ответственности, могут и не повлечь негативных последствий. Если он допустил нарушение установленных правил, к примеру, опоздал на работу, но это не повлекло за собой никаких отрицательных последствий, работодатель имеет право наложить на него дисциплинарное взыскание.

Виды дисциплинарных проступков

В действующем трудовом законодательстве не закреплен исчерпывающий перечень проступков граждан, за которые они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом в ст.81 ТК РФ указаны правонарушения, влекущие за собой расторжение трудовых отношений. Среди них такие дисциплинарные проступки, примеры:

  • Прогул;
  • Отказ от выполнения возложенных на служащего обязанностей;
  • Работа в состоянии токсического, алкогольного или иного вида опьянении;
  • Отказ от прохождения мед. обследования или проф. обучения, если таковое предусмотрено для занимаемой гражданин должности;
  • Разглашение данных, защищенных законодательством как коммерческая, государственная или иная тайна;
  • Совершение кражи при выполнении должностных обязанностей (при этом ущерб может быть нанесен как работодателю, так и другим служащим предприятия);
  • Предоставление заведомо ложной информации (поддельных документов) при поступлении на работу.

Однако даже в отношении указанных правонарушений работодатель может назначить иную меру воздействия, а не увольнение, так как именно он принимает решение о привлечении трудящегося к дисциплинарной ответственности.

Автор

Дисциплинарный проступок является одной из разновидностей правонарушений, поэтому ему прису- щи все признаки последнего, в то же время он.