Как правило, признаком служебной тайны является отсутствие ее коммерческой ценности и невозможность являться объектом коммерческих сделок.

5.1.1. Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны

После вступления в силу части четвертой Гражданского Кодекса РФ прекращает свое действие статья 139 Гражданского Кодекса РФ о служебной и коммерческой тайне.
Взамен этой статьи вносятся изменения в Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Прежде всего, изменилось само понятие коммерческой тайны. Теперь коммерческая тайна напрямую связана с объектом интеллектуальной собственности — секретом производства (ноу-хау).

Согласно статье 1465 Гражданского Кодекса РФ секретом производства (ноу- хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Для сравнения: до указанных изменений к коммерческой тайне могла быть отнесена любая информация, позволяющая ее обладателю увеличить доходы или получить иную коммерческую выгоду (статья 1, пункт 1 статьи 3 Закона о тайне).
Хотя основные признаки (увеличение доходов и получение выгоды) коммерческой тайны в новой редакции статьи 3 Закона о тайне и сохранились, относить их теперь можно не ко всей информации фирмы, а только к принадлежащему ей в установленном порядке ноу-хау.

С 1 января 2008 г. понятие «коммерческая тайна» связывается только с новым объектом интеллектуальной собственности — секретом производства (ноу-хау).
Для того чтобы стать объектом коммерческой тайны, ноу-хау должно отвечать следующим признакам (статья 1465 Гражданского Кодекса РФ, пункт 2 статьи 3 Закона о тайне в новой редакции):
—   иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность;
—    быть неизвестным третьим лицам;
—    должна быть обеспечена его недоступность для третьих лиц;
—    правообладатель должен специально ввести в отношении ноу-хау режим коммерческой тайны.
Одновременно в Законе о тайне изменен механизм отнесения информации (ноу-хау) к коммерческой тайне.

1. Из статьи 3 Закона исчезло определение режима коммерческой тайны. Этот режим, по-видимому, должен будет устанавливать сам правообладатель. На нем же лежит и обязанность охраны сведений, составляющих коммерческую тайну (статья 1467 Гражданского Кодекса РФ).
Само право на ноу-хау какой-либо специальной регистрации не подлежит.
Более того, само ноу-хау действует только до тех пор, пока правообладателю удается сохранить его конфиденциальность (статья 1467 Гражданского Кодекса РФ). Любое лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателем ноу-хау, также приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (пункт 2 статьи 1466 Гражданского Кодекса РФ).
Если же секрет стал общеизвестен, исключительное право прекращается у всех правообладателей (статья 1467 Гражданского Кодекса РФ).
Так что, если не сумели сохранить информацию в секрете, пеняйте только на себя!
Данное положение распространяется на всех заинтересованных лиц. Исключения нет и в случае осуществления работ для государственных нужд. В связи с этим из Закона о тайне исключается статья 9, регламентирующая режим коммерческой тайны при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд.

В связи с перечисленными новациями стали бесполезными и нормы Закона о тайне, касающиеся прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну (статья 7).
Зато у правообладателя появилась возможность официально продать полезную информацию, заключив с приобретателем договор об отчуждении исключительного права на секрет производства (статья 1468 Гражданского Кодекса РФ).
Любой обладатель исключительного права на ноу-хау (в том числе и приобретший это право по договору) может предоставить право пользования им любому лицу, заключив с ним лицензионный договор (статья 1469 Гражданского Кодекса РФ).
Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. При заключении бессрочного договора любая сторона в любой момент вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за шесть месяцев (пункт 2 статьи 1469 Гражданского Кодекса РФ).
Все лица, участвующие в договорах, относящихся к ноу-хау, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства вплоть до прекращения исключительного права на него (пункт 2 статьи 1468, часть 2 пункта 3 статьи 1469 Гражданского Кодекса РФ).

Как и раньше, обладателем полученной в рамках трудовых отношений информации, составляющей коммерческую тайну, является работодатель. Только теперь данная норма применительно к ноу-хау закреплена в статье 1470 ГК РФ (а статью 8 Закона о тайне отменили за ненадобностью).
Согласно статье 1470 Гражданского Кодекса РФ исключительное право на секрет производства в рамках трудового договора принадлежит работодателю. При этом на работнике лежит обязанность сохранения конфиденциальности полученных сведений вплоть до прекращения исключительного права.
Что касается гражданско-правовых отношений, то Гражданский кодекс РФ устанавливает правила только в отношении договоров подряда и государственных (муниципальных) контрактов (статья 1471 Гражданского Кодекса РФ). Во всех перечисленных случаях действует общее правило о том, что исключительное право на секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю). Он также обязан соблюдать конфиденциальность в течение всего времени действия исключительного права.
Это в корне отличается от правила статьи 12 Закона о тайне, которая прекращает свое действие с вступлением в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Эти правила касались всех без исключения контрагентов правообладателя, причем условия охраны конфиденциальной информации должны были определяться в договоре. Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном им либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами.
Впрочем, это жесткое правило действовало лишь до окончания срока договора. Теперь контрагенты освобождены от обязанности хранить чужие тайны. Об этом должен заботиться сам правообладатель. Третьи лица становятся обязанными по отношению к нему лишь в перечисленных в законе случаях.

Все лица, неправомерно разгласившие или использовавшие сведения, составляющие секрет производства, по общему правилу несут ответственность перед правообладателем в размере причиненных убытков (статья 1472 Гражданского Кодекса РФ). Причем договором могут быть предусмотрены и другие формы ответственности.
Субъектом ответственности за разглашение коммерческой тайны может быть не любое лицо.
По смыслу статьи 1472 Гражданского Кодекса РФ за разглашение коммерческой тайны должны отвечать:
а) лица, которые обязаны соблюдать коммерческую тайну в соответствии с законом (договором) согласно пункту 2 статьи 1468, пункту 3 статьи 1469 и пункту 2 статьи 1470 Гражданского Кодекса РФ.
б) лица, которые неправомерно (т.е. с нарушением закона) получили сведения, относящиеся к коммерческой тайне (ноу-хау), а также неправомерно их разгласили или использовали.
Добросовестный приобретатель ноу-хау (т.е. тот, кто стал обладателем информации случайно или по ошибке и не знал, что незаконно ее использует) освобождается от ответственности.
Однако наряду с этими изменениями нетронутым остался перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Закона о тайне). Это сведения:
содержащиеся в учредительных документах и в государственных реестрах юридических лиц и предпринимателей;
—    о лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности;
—    о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения и об использовании ими бюджетных средств;
—    о загрязнении окружающей среды, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
—    о численности, составе работников, системах оплаты труда, условиях труда (об охране труда), производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;
—    о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
—    о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за них;
—    об условиях конкурсов (аукционов) по приватизации;
—    о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, их имуществе, расходах, о численности и об оплате труда;
—    о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени организации;
—    раскрытие которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правда о коммерческой тайне

статья Гражданского Кодекса РФ о служебной и коммерческой тайне. признаки (увеличение доходов и получение выгоды) коммерческой тайны​.

Понятие государственной, коммерческой и служебной тайны

Вопрос-ответ

11.09.2012  Может ли руководитель организации привлечь к ответственности за разглашение коммерческой тайны работника, обратившегося с жалобой в контролирующие или надзорные органы и сообщившего в своем обращении сведения о выплате заработной платы,  распределении прибыли?

Статьей 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законодательством.
Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать требованиям пункта 3 Положения о коммерческой тайне (далее – Положения), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 06.11.1992  № 670:
иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.
При этом в пункте 4 Положения предусмотрено, что  коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могут составлять:
учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
документы о платежеспособности;
сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.
За разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны ст. 22.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно данной норме, умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это деяние не влечет уголовной ответственности, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
За умышленное разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца при отсутствии признаков преступлений лицом, которому такая коммерческая тайна стала известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это  повлекло причинение ущерба в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 255 Уголовного кодекса Республики Беларусь в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок. То же действие, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается ограничением свободы на срок до 4 лет или лишением свободы на срок до 5 лет.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, согласно статье 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Однако если вернуться к конкретно поставленному вопросу о разглашении информации по прибыли организации, то необходимо отметить, что сведения о прибыли включаются в финансовую отчетность и являются источником информации для исчисления юридическим лицом соответствующего налога. Поэтому информация о распределении прибыли не может относиться к коммерческой тайне, а соответственно за ее разглашение ответственность не наступает. 

Вопросы служебной и коммерческой тайны рассматриваются в ст. ГК права базовые признаки информации, составляющей коммерческую тайну.

31. СЛУЖЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА

Название: Понятие государственной, коммерческой и служебной тайны

Вид работы: реферат

Рубрика:Государство и право

Размер файла: 37,98 Kb

Скачать файл:referat.me-34270.docx

Краткое описание работы: Коммерческая, государственная и служебная тайна: определение, способы защиты и существующие между ними различия. Роль перечисленных видов тайн в правовых отношениях. Проблемы, стоящие перед органами государственной службы и возможные методы их решения.

Понятие государственной, коммерческой и служебной тайны

Федеральное агентство по образованию Министерство образования Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета

в г. Пскове

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Реферат

Тема: Понятие государственной, служебной и коммерческой тайны

Псков

2007

Содержание

Введение

Глава 1. Государственная тайна

1.1 Понятие государственной тайны и её секретность

1.2 Защита государственной тайны

Глава 2. Коммерческая и служебная тайны

2.1 Понятие служебной тайны и её защита

2.2 Понятие коммерческой тайны

2.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рассматриваемые в нашем реферате тайны существовали всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы замечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой коммерческой, государственной и служебной тайн, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи реферата состоят в том, что, во-первых, понять вообще, что такое коммерческая, государственная и служебная тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в–третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.

Объект исследования — коммерческая, государственная и служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является также коммерческая, государственная и служебная тайна. Мы насколько можно кратко дали описание всех изучаемых тайн, их правового режима.

Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный. Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме.

Глава 1. Государственная тайна

1.1 Понятие государственной тайны

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ».

В ст.5 ФЗ «О государственной тайне» изложены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые подразделяются на четыре основные группы:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики:

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Данный Перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального Закона «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты — "совершенно секретно", затем "секретно".

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.

Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура — учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той или иной степени секретности зависит от того, в насколько широкой сфере может быть причинен ущерб безопасности государства.

1.2 Защита государственной тайны

Защита государственной тайны – наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

В ст.20 Федерального Закона «О государственной тайне» к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят:

— Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;

— органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;

— органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов защиты государственной тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны . Данный орган носит надведомственный характер и занимается исключительно вопросами защиты государственной тайны в отличие от других органов защиты государственной тайны, в функции которых входит исполнение также иных обязанностей согласно их основному профилю.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что подчеркивает особую важность и значимость данного органа.

В ч. 3 ст. 7 Закона "О федеральной службе безопасности" также указано, что граждане РФ, допущенные к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Нарушение законодательства о государственной тайне может совершаться как умышленно, так и неосторожно. За умышленное нарушение законодательства о государственной тайне в виде государственной измены, шпионажа, разглашения государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность ст. ст. 275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная ответственность предусмотрена и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную тайну, ст. 284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины.

Нарушение правил защиты информации, и незаконная деятельность в области защиты информации могут совершаться как умышленно, так и неосторожно и влекут административную ответственность, предусмотренную ст. ст. 13.12, 13.13 КоАП РФ.

Однако приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют и не хотят пресекать распродажу государственных секретов, которые принимают массовый, рыночный характер. На сегодняшний день отсутствует классификатор, т.е. методика расчёта ущерба, причинённого преступным посягательством, что не позволяет оценить тяжесть последствий. Правовая база, регламентирующая охрану государственной тайны, недоработана и не соответствует имеющейся нормативной базе, а именно – ФЗ «О государственной тайне» и указу Президента об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне.

Как следует из ФЗ «О государственной тайне», Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размера ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате её засекречивания.

На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной тайны. Одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время не представляется возможным. Отсутствует чёткое законодательное регулирование таких основных вопросов: что есть государственная измена, а что – разглашение гостайны, кто несёт ответственность, какой ущерб причинён безопасности и обороноспособности страны. К сожалению, пока ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но судьбы граждан, решаются по усмотрению и настроению суда, а не по чётким и однозначным регламентациям в законе.

Таким образом, рядовой человек, не знакомый с перечнем министерства, ведомств и других субъектов, наделённых правом засекречивания, не в состоянии определить, что есть государственный секрет, а что нет. Парадоксальная вещь: кража мешка картошки или мелочи из кармана уголовным законодательством более урегулирована, чем противоправная распродажа гостайны стоимостью в миллионы и миллиарды долларов. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить барьеры для предотвращения утечки гостайны и госсекретов. Безнаказанность истинных виновных способствует совершению подобных преступлений снова и снова.

На содержание аппаратов министерств ведомств идут огромные бюджетные средства, но ответственность за сохранение гостайны несут, к сожалению, не чиновники, а простые граждане.

Глава 2. Коммерческая и служебная тайны

2.1 Понятие служебной тайны и её защита

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца — для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна — этоинформация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны.[1] Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство.[2] Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.

Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Л.А. Трахтенгерц[3] критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ[4] имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ — отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП[5] РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации[6] , функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности[7] , которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

2.2 Понятие коммерческой тайны

В пункте 2 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Ст.139 ГК РФ, полностью повторяя первые два из перечисленных условий отнесения информации к коммерческой тайне, в качестве третьего закрепляет принятие обладателем информации мер к охране её конфиденциальности. При этом ГК РФ не приводит границы между коммерческой и служебной тайной, распространяя одинаковые признаки на оба понятия. Таким образом, законодательство использует фактически одинаковые признаки для определения трёх понятий: информация, составляющая секрет производства (ноу-хау); информация, составляющая коммерческую тайну; информация, составляющая служебную тайну.

Исходя из изложенного, возникают некоторые вопросы. Во-первых, есть ли различия между информацией, составляющей коммерческую и служебную тайну или это синонимы? На наш взгляд, признак коммерческой ценности к служебной тайне неприменим[8] . Указанная ценность есть свойство приносить прибыль от использования информации её обладателем в процессе предпринимательской деятельности. Служебную же тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти[9] . Следовательно, такая информация используется этими органами для государственно-властных (публичных) функций, а потому несовместима с предпринимательской деятельностью. Мы видим, что коммерческая тайна отличается от служебной тайной как минимум по двум признакам:

a) по субъекту, устанавливающему перечень сведений, относимых к служебной или коммерческой тайне;

b) по сфере использования.

Разновидностью коммерческой или служебной тайны нельзя считать банковскую тайну. Банковская тайна – обособленная группа сведений, связанных с профессиональной деятельностью кредитных организаций, Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ), доступ к которой ограничен на основании ст.857 ГК РФ и ст.26 Федерального закона от 2.12.1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (действует в редакции с 29.07.2004 г.).

Во-вторых, как соотносятся понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая секрет производства (ноу-хау)? До принятия ФЗ «О коммерческой тайне» буквальное толкование ст.151 Основ гражданского законодательства и ст.139 ГК РФ позволяло прийти к выводу о совпадении указанных понятий. Теперь в ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне» чётко закреплено, что ноу-хау – один из видов информации, составляющей коммерческую тайну. Понятие «ноу-хау» дословно означает «знать, как» (сокращённо от «знать, как делать»). Впервые этот термин был применён в американской судебной практике в 1916 г. и стал использоваться в правовой литературе большинства стран.

В-третьих, идентичны ли понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну»? Полагаем, что они соотносятся как форма и содержание. Иными словами, коммерческая тайна – содержание конфиденциальности информации, формализованное соответствующим грифом, в то время как информация, составляющая коммерческую тайну – это соответствующие сведения. Согласно п.1 ч.1 ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна — конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Такая формулировка подчёркивает цель и значение коммерческой тайны, а также её неразрывную связь с предпринимательской деятельностью.

2.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны, в соответствии со ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», — это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности. Именно установление основ правового режима коммерческой тайны и составляет предмет регулирования ФЗ «О коммерческой тайне». Анализ его норм позволяет выделить следующие составляющие правового режима коммерческой тайны:

· виды информации, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне;

· перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну;

· порядок отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну;

· порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну;

· меры по охране коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне». Правом относить ту или иную информацию (с учётом перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну) к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять её перечень и состав, наделён обладатель информации. Для того чтобы режим коммерческой тайны мог считаться установленным, необходимо принятие мер по охране конфиденциальности информации, которые можно свести в три группы:

1. меры, вводимые локальным актом юридического лица . К ним относится определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; установление порядка обращения с этой информацией, т.е. ограничение доступа к ней; учёт лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

2. меры договорно-правового характера, регулирующие отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и конрагентами на основании гражданско-правовых, в том числе предпринимательских, договоров.

3. меры формально-информационного характера – вводятся путём нанесения на документы грифа «Коммерческая тайна» с указателем обладателя этой информацией (для юридических лиц – полное наименование и местонахождение; для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество и место жительство).

Следует обратить внимание, что согласно ч.2.ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия всех перечисленных мер в совокупности: введение одной или нескольких мер не влечёт признание данного режима установленным. Исключение сделано для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников.

Говоря о возникновении и пределах ответственности за нарушение режима коммерческой тайны (нарушение может выражаться в разглашении коммерческой тайны, передаче информации третьим лицам, а также в использовании информации в личных целях), следует различать 3 ситуации:

1. лицо получило доступ к коммерческой тайне в результате своих противоправных действий;

2. контрагент нарушил режим коммерческой тайны, к которой он имел доступ на основе договора о передаче коммерческой тайны;

3. работник нарушил режим служебной коммерческой тайны, к которой он имел доступ.

В первом случае, противоправный доступ к коммерческой тайне порождает гражданско-правовое обязательство, возникающее вследствие причинения вреда. Ответственность нарушителя заключается в обязанности возместить обладателю коммерческой тайны причинённый ущерб в полном объёме (п.1 ст.1064 ГК). Существует два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре и возмещение убытков (ст.1082 ГК). Убытки включают реальный ущерб и упущенную стоимость. П.7 ч.2 ст.7 ФЗ «О коммерческой тайне» также устанавливает, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право требовать возмещение убытков от лица, которое разгласило, незаконно получило или незаконно использовало указанную информацию.

Во втором случае, нарушение режима коммерческой тайны договорным контрагентом влечёт ответственность в соответствии с законом ( глава 25 ГК «Ответственность за нарушение обязательств; ст.12 ФЗ «О коммерческой тайне»). Основания и размер этой ответственности могут быть изменены договором. В ст.393 ГК указывается, что должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Таким образом, из ст.393 ГК автоматически вытекает право потерпевшей стороны требовать от нарушителя – договорного контрагента – полного возмещения ущерба. Основная сложность, связанная с судебным взысканием убытков, состоит в необходимости доказывания их размера. Обладатель коммерческой тайны должен с помощью документов доказать величину своих убытков.

В последнем случае, ответственность работника за нарушение режима служебной коммерческой тайны регулируется в основном статьями 11 и 14 ФЗ «О коммерческой тайне». Рассматривая вопрос об ответственности работника за разглашение служебной коммерческой тайны, надо различать два случая:

· разглашение имело место в период трудового договора;

· разглашение имело место после прекращения (или расторжения) трудового договора.

Если работник разгласил служебную коммерческую тайну в период действия трудового договора, то он обязан возместить работодателю причинённый ущерб (а не убытки!) – п.4 я.3. ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне». Под ущербом здесь понимается «реальный ущерб», как он определяется в ст.15 ГК РФ – это расходы, которые обладатель коммерческой тайны произвёл или должен будет произвести для восстановления нарушенного права. Кроме взыскания ущерба с работника, к нему в соответствии с ч.2 ст.14 ФЗ «О коммерческой тайне» могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, т.е. замечание, выговор или увольнение.

Если работник разгласил служебную коммерческую тайну в тот период, когда он уже не состоит в трудовых отношениях, но ещё обязан хранить тайну (3 года – по Закону или в течение иного срока – по соглашению), то он обязан возместить убытки работодателя (ч.4 ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне»).

Заключение

Тема реферата «Понятие государственной, служебной и коммерческой тайны», и мы считаем, что справились с поставленной нами задачей. И вполне достаточно раскрыли тему для того, чтобы понять какие проблемы существуют в российском законодательстве на данный момент.

Главная проблема, на наш взгляд, недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения.

Также проблемой является отсутствие федерального закона о служебной тайне. Принятие такого закона позволило решить проблему распространения информации, составляющей служебную тайну. Мы не имеем ни чёткого определения понятия «служебная тайна», ни федерального закона. Таким образом, происходит разглашение служебной тайны. А из-за отсутствия понятийного аппарата служащие могут и не догадываться, что информация, которую они распространяют, является служебной тайной.

Таким образом, Правительству РФ надо доработать некоторые нормативно-правовые акты, принять новые законы, дать конкретные определения, установить меру ответственности за разглашение той или иной тайны.

Список используемой литературы

1. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части первой (постатейный)/ Под. ред. О.Н. Садикова. – Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005 г.

2. Федеральный Закон от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне».

3. Федеральный Закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне».

4. Базарова С. Шпион с классификатором // Ваше право. – 2002 г. — №39. – с.13.

5. Гаврилов Э.П. «О коммерческой тайне» // Юридическая пресса. – 2004 г.

6. Правоведение // Под. ред. М.Б. Смоленского. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г.

7. Пыхтин С.В. Правовой режим коммерческой тайны // Закон. – 2005 г. — №2. – с.94-99.

8. Соколова О.С. Почему невозможно привлечь должностное лицо к ответственности за разглашение служебной тайны // Закон. – 2005 г. — №4. – с.89-93.

[1] Структура данного правового режима включает порядок документирование информации, установление права собственности на соответствующие информационные ресурсы, ограниченного доступа и правовую защиту. См. ст.ст. 2, 4, 10 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» № 24 – ФЗ от 20.02.1995г. (в редакции от 10.02.2003г.)

[2] Аналогичная формулировка содержится и в иных федеральных законах, регулирующих отдельные виды государственной службы. Например, это п.7 ст.17 ФЗ от 21.07.1997г. № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах» (в редакции от 01.12.2003г.)

[3] Комментарий к ч.1 ГК РФ под общей ред. Садикова О.Н. КонсультантПлюс

[4] Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13.06.1996г. (в редакции 28.12.2004г.)

[5] Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. ФЗ от 30.12.2001г. №145-ФЗ (в редакции от 30.12.2004г.)

[6] См. постановления Правительства от 15.06.2002г. №526, от 23.09.2002г. №691, утверждающие Положения о лицензировании деятельности по данным видам защиты информации. См. также ст.138 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по распространению средств технической защиты информации без соблюдения установленных лицензирующим органом требований.

[7] Утверждена Президентом РФ от 09.09.2000г.

[8] Однако информация, составляющая служебную тайну, может иметь экономическую ценность в том смысле, что лицо, получившее к ней доступ, может продать её за определённую сумму третьим лицам, неправомерно получив тем самым доход.

[9] Поэтому то, что названо служебной информацией на рынке ценных бумаг в гл.8 Федерального Закона от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (действует в редакции от 28.07.2004г.), на самом деле является информацией, связанной с профессиональной деятельностью.

Похожие работы

  • Ноу-хау Секреты производства

    Работа Власовой Е.С. — Ноу-хау , как термин, появился в США и в переводе с английского означает «знать, как» — разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать».

  • Правовое регулирование профессиональной деятельности

    Структура модуля: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — являющаяся основным источником дохода трудовая деятельность человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы

  • Правовые режимы информации

    Рассмотрение особенностей режимов свободного и ограниченного доступа, документированной информации как основных разновидностей законодательного регулирования интеллектуальной продукции. Понятие коммерческой, банковской, служебной и государственной тайны.

  • Управление в области государственной безопасности Республики Беларусь

    Характеристика понятий, законодательного регулирования и мер наказания за нарушение административно-правовых режимов пограничного и по защите государственных секретов (в областях внешних отношений, экономики, науки, розыскной деятельности) в Беларуси.

  • Охрана коммерческой тайны

    Основные понятия, связанные с термином "коммерческая тайна". Ценность информации как комплексный показатель ее качества, ее утечка, хищение, искажение, уничтожение, копирование. Аспекты законодательства, регулирующего вопросы охраны коммерческой тайны.

  • Коммерческая тайна

    Коммерческая тайна: понятие, признаки и правовой режим. Учредительный договор и устав (положение) предприятия, правила внутреннего трудового распорядка. Законные способы получения коммерческой тайны. Меры по охране конфиденциальности информации.

  • Состояние и эффективность законодательства о служебной и коммерческой тайне

    Правовой институт коммерческой и служебной тайны — один из старейших методов охраны собственности. Понятие служебной и коммерческой тайны в Гражданском кодексе. Несогласованность норм защиты коммерческой тайны. Отсутствие правовой регламентации.

  • Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни

    Сущность взаимоотношения государства и личности. Юридические обязанности и ответственность государства. Понятие, виды, объекты и субъекты служебной тайны. Правовое регулирование права на служебную тайну и уголовная ответственность за ее разглашение.

  • Информация как объект гражданских прав предпринимателей

    Понятие информации. Основные направления законодательного регулирования информации. Виды тайны. Порядок установления режима коммерческой тайны. Разглашение коммерческой тайны — одна из форм недобросовестной конкуренции.

  • Информация с ограниченным правом доступа

    Общие подходы к ограничению информационных прав. Защита права на неприкосновенность частной жизни. Административный порядок подачи жалобы. Источники персональных данных. Государственная тайна, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

Информация, составляющая коммерческую тайну, должна отсутствии признаков преступлений лицом, которому такая коммерческая тайна стала которая составляет служебную или коммерческую тайну, согласно статье