государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности финансов, успешного решения проблем экономического развития.

Содержание

Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита

Библиографическое описание:

Мальцева, Т. С. Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита / Т. С. Мальцева. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1585/ (дата обращения: 11.04.2020).



В статье рассмотрены понятие государственного кредита, его формы и сравнение с банковским кредитом. Предоставлены данные в динамике по внутреннему и внешнему долгу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Кредит обслуживает довольно большое множество видов внешнеэкономических связей — внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и так далее. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, обычно, одновременно выступают и в виде должников, и в виде кредиторов, привлекая и предоставляя нужные кредиты. Всем известно, что существует огромное количество различных форм кредитования, но наиболее популярными формами кредитования считаются коммерческие и банковские. Вместе с коммерческими и банковскими формами кредитования преобладает и государственный. И несмотря на присутствие довольного широкого списка форм кредитования, всё же государственный кредит является далеко немаловажной формой кредитования.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором или заёмщиком) является государство, а другой — физические и юридические лица [1]. Как экономическая (финансовая) категория, государственный кредит осуществляет три функции:

1. Распределительная функция, с помощью которой идёт процесс формирования и развития централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности;

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заёмщиков;

3. Контрольная функция, при помощи которой контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [2].

В России оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства традиционно исполняет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ.

Государственный кредит имеет две формы. Во-первых, это сберегательное дело. Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм кредитования можно показать за счёт сравнения государственного кредита от банковского, т.к. банковский кредит является как таковой базовой формой кредитования.

Банковский кредит — это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Отличие государственного кредита от банковского кредита представлено в таблице 1.

Таблица 1

Различия государственного кредита от банковского

Признак

Государственный кредит

Банковский кредит

1. Потребность в кредите

Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита

Обусловлен неравномерностью поступления денежных средств в процессе производства и обмена

2. Экономические интересы субъектов

Различаются

Совпадают

3. Назначение кредита

Использование исходя из текущих потребностей экономики, а также для финансирования расходов, которые носят чрезвычайный характер

С целью обеспечения бесперебойного денежного оборота

4. Субъектность

Государственный

Банковский

5. Срок возврата

Строгая регламентация отсутствует, экономические санкции к заёмщику-государству отсутствуют

Строгая регламентация срока возврата ссуды, нарушение срока влечёт санкции

6. Влияние на состояние денежной массы

Сокращает объем денежной массы

Может как увеличивать, так и сокращать денежную массу

Основные черты различия по отношению к другим формам кредитования сводятся к разнообразию субъектов кредитования. Однако можно смело заявить, что для экономики страны государственный кредит всё же наиболее важен. Понятие государственного кредита неразрывно связано с государственным долгом, в связи с этим динамика внешнего долга РФ в период с 1997 по 2016 года представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика государственного внешнего долга РФ, млрд долл. США [3]

1997

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

123,5

158,7

143,7

133,5

125,7

121,7

114,1

76,5

52,0

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

44,9

40,6

37,6

36,0

34,7

54,4

61,7

41,6

30,6

Как видим, динамика внешнего долга положительна. С 1997 года внешний долг уменьшился на 92,9 млрд долл. США. Наибольшее место в структуре внешнего долга занимают еврооблигационные займы (рис. 1). Связанно это с тем, что облигации сами по себе низкорисковый актив, и их привлечение даёт постоянный доход и дополнительные средства при минимальном риске.

Рис. 1. Структура внешнего долга России на 2015 г. [3]

Что касается внутреннего долга, то его объём, начиная с 1993 года, находится в постоянном росте, увеличившись в 2435 раз, с 3 миллиардов до 7 триллионов (табл. 3).

Из рис. 2 можно увидеть, что довольно высокую долю в структуре внутреннего долга имеют облигации Федерального займа с постоянным доходом — их доля составила 47,9% или 2,7 триллиона рублей.

Государственный кредит имеет такие основные проблемы, как выплата процентов по государственному долгу (увеличивает неравенство в доходах); подъём налоговых ставок (подрывает формирование производства и понижает энтузиазм к вложению средств в инновации); выплата внешнего долга в иностранной валюте (способствует переводу конкретной доли реального продукта за рубеж); государство переносит настоящее и, можно сказать, реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений.

Таблица 3

Государственный внутренний долг РФ с 1993 по 2016 гг., млрд руб. [4]

Дата

Объём долга

Дата

Объём долга

01.01.1993

3,57

01.01.2005

778,47

01.01.1994

15,64

01.01.2006

875,43

01.01.1995

88,06

01.01.2007

1064,88

01.01.1996

187,74

01.01.2008

1301,15

01.01.1997

364,46

01.01.2009

1499,82

01.01.1998

490,92

01.01.2010

2094,73

01.01.1999

529,94

01.01.2011

2940,39

01.01.2000

578,23

01.01.2012

4190,55

01.01.2001

557,42

01.01.2013

4977,90

01.01.2002

533,51

01.01.2014

5722,24

01.01.2003

679,91

01.01.2015

7241,17

01.01.2004

682,02

01.01.2016

7307,61

Если сравнить данные с табл. 2, то можно заметить, что внешний долг за это время плавно уменьшался, когда внутренний наоборот рос большими темпами.

Рис. 2. Структура государственного внутреннего долга

Решение этих проблем предполагается провести по трём направлениям: Во-первых, стимулирование экономического подъёма из-за мобилизации внутренних ресурсов, так как займы ведут к финансовой зависимости от кредиторов. В частности, контроль за вывозом капитала, экономия валютных средств и т.д. Во-вторых, рыночное управление внешним долгом. В какой-то степени это связано с реструктуризацией задолженности бывшего СССР, которая была переоформлена в финансовый инструмент наряду с еврооблигациями. В-третьих, упорядочение взаимоотношений с внешними кредиторами и введение новых графиков платежей

Можно сделать вывод о том, что современная Российская Федерация, не являясь лидером по привлечению дополнительных ресурсов и увеличению обязательств перед другим, как к примеру США, всё равно находится не в оптимальном положении. Растущий внутренний долг и медлительно погашаемый внешний, создает высокую нагрузку на бюджет, который в кризисное время не имеет возможности похвастать профицитом.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь экономики и права. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/2762/ (дата обращения 8.9.2016)
  2. Финансовое право: 24.1. Функции государственного кредита. URL: http://bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/53.htm (дата обращения 8.9.2016)
  3. Сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения 8.9.2016)
  4. Сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/ (дата обращения 8.9.2016)

Основные термины(генерируются автоматически): государственный кредит, банковский кредит, долг, внешний долг, денежная масса, РФ, форма кредитования, США, государственный внутренний долг, Россия.

Ключевые слова

государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг

Похожие статьи

государственныйдолгрф и его роль на современном этапе

долг, РФ, млрд, РоссийскаяФедерация, США, государственныйвнешнийдолг, иностранная валюта, долговая политика, государственныйвнутреннийдолг, ценная бумага РФ. Управление государственнымдолгом | Статья в журнале…

Управление государственнымдолгом | Статья в журнале…

Ключевые слова: государственныйкредит, внешнийдолг, государственныйвнутреннийдолг.

государственныйдолг, внутреннийдолг, государственный бюджет, ценные бумаги, облигации, фондовый рынок, дефицит бюджета, денежнокредитная политика, кризис, дефолт…

Управление государственнымдолгомРФ | Статья в журнале…

Управление государственнымдолгомРФ. Автор: Пахомова Екатерина Николаевна.

РоссийскаяФедерация, Россия, долг, федеральный бюджет, российская экономика, государственныйдолг, РФ, дефицитное финансирование, верхний предел.

Анализ внутреннегогосударственногодолгаРоссийской

долг, РФ, млрд, РоссийскаяФедерация, США, государственныйвнешнийдолг, иностранная валюта, долговая политика, государственныйвнутреннийдолг, ценная бумага РФ.

Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса

долг, РФ, млрд, РоссийскаяФедерация, США, государственныйвнешнийдолг, иностранная валюта, долговая политика, государственныйвнутреннийдолг, ценная бумага РФ.

Правовая регламентация государственногодолгаРоссийской

Государственныйдолгдолговые обязательства РоссийскойФедерации перед физическими и юридическими лицами Российской

Государственныйдолг складывается из совокупности государственноговнешнего и государственноговнутреннегодолга.

Управление государственнымдолгом: проблемы и возможности

долг, РФ, млрд, РоссийскаяФедерация, США, государственныйвнешнийдолг, иностранная валюта, долговая политика, государственныйвнутреннийдолг, ценная бумага РФ. Анализ внутреннегогосударственногодолга Российской…

Сущность и значение государственногодолга в экономике

Ключевые слова: государственныйкредит, внешнийдолг, государственныйвнутреннийдолг.

Управление государственнымдолгомРФ | Статья в журнале… В структуре государственноговнешнегодолга по видам долговых обязательств на 01.01.2016 г…

Формыкредита и принципы банковскогокредитования.

Банковскийкредит — предоставляется банками хозяйствующим субъектам (заемщикам) в виде денежныхссуд.

Государственныйкредит — система кредитных отношений, непременным участником которых является государство.

Гарантий государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами; Кредитов, выданных государству банками и другими кредиторами.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дополнительный заработок для фермера. Что купить за 1,5млн кредита от государства

3.1 Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации.

Подробнее

ГОУ ВПО Государственный университет управления Институт финансового менеджмента, 2009 г. Дисциплина — Финансы и бюджетная система Введение Государственный кредит и его значение Сущность и функции государственного кредита Формы государственного кредита Анализ государственного кредита для экономики России Современное состояние государственного долга РФ…

  • 36,80 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Подробнее

Смоленск, 2008 Введение Социально-экономическая сущность государственного кредита. Понятие кредита Функции кредита . Формы государственного кредита Государственный кредит в РФ. Основные этапы развития государственного кредита и его особенности . Классификация государственных займов . Заемная деятельность государства на внутреннем рынке Заемная деятельность государства…

  • 23,30 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Подробнее

СПбГУЭФ, заочный факультет, 2010 год. Введение, Государственный кредит и его значение, Сущность и функции государственного кредита, Отличия государственного кредита от банковского, Государственный долг, Анализ государственного кредита для экономики России, Современное состояние государственного долга РФ, Социально-экономические последствия государственного долга, Управление…

  • 38,40 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Подробнее

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет. — Екатеринбург, 2012. — 40с. Введение Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита Сущность и значение государственного кредита Функции государственного кредита Формы государственного редита Государственный кредит в России в современных условиях Основные тенденции развития…

  • 55,70 КБ
  • добавлен
  • изменен

Подробнее

Уфа, УГАТУ. — 19 с. Преподаватель: Савенко О.В. Тематика задач: Группировка и ее виды. Графическое построение рядов распределений Обобщающие статистические показатели Структурные средние величины Показатели вариации Выборочное наблюдение Корреляционно-регрессионный анализ Ряды динамики и их статистический анализ Экономические индексы Полностью решенный один вариант задач….

  • 119,04 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: РКФР проблемы с погашением выданного кредита

В рассмотрении ряда проблем были полезны работы, посвященные проблематике государственного кредита, современных экономистов, в числе​.

Государственный кредит: сущность и значение для экономики государства

Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.

К основным проблема можно отнести:

— Высокий риск невозвратности средств;

— Про­блема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых плате­жей и финансовых санкций;

— низкий уровень банковского капитала;

— значительный объем невозвращенных кредитов;

-высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;

— проблемы в корпоративном управлении кредитных организаций;

-чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

-значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;

-низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

-масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

-недостаточная жесткость надзорных требований;

Направления совершенствования денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты.

Заключение

Главной целью написания работы по данной теме является выявление закономерностей развития централизованных финансов.

При написании данной работы использовался материал: нормативно-правовые акты в области бюджетной и налоговой системы, кредитной и банковской системы, учебные материалы по финансам, экономике, а также статистические данные для анализа.

В теоретической части курсовой работы были рассмотрены вопросы связанные с понятием централизованных финансов, их роли в финансовой системе Российской Федерации.

По своему составу Финансы– совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы– экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

Сущность централизованных финансоввыражаются в том, что они представляют собой экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Здесь же были рассмотрены основные функции и структура централизованных финансов.

Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

— государственный бюджет,

— внебюджетные фонды,

— государственный кредит.

Состояние централизованных финансов— один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы.

Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, эко­логии, обороны и пр.

Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определениероли финансовв рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

Аналитическая часть курсовой работы посвящена анализу закономерностей развития централизованных финансов в России.

Здесь были рассмотрены основные этапы развития финансовой системы начиная с развития финансовой системы в годы советской власти, заканчивая современным этапом развития.

В заключении главы был проведен анализ современного состояния развития централизованных финансов.

Анализируя основную часть финансовой системы государственный бюджет можно отметить, что в последние три года в нашей стране благодаря активизации хозяйственной деятельности и росту производства возросли доходы государственного бюджета, причем не только в текущих ценах, но и в реальном выражении.

Распределение поступлений в федеральный и местный бюджет изменилась в сторону сокращения доходной части федерального бюджета.

Развитие денежно-кредитного сектора также характеризуется завидной динамикой разви­тия.

Не смотря на развития основных звеньев централизованных финансов существуют многие проблемы. Которые требуют незамедлительного решения.

Заключительная глава посвящена основным направлениям совершенствования централизованных финансов в России.

А именно рассмотрению и анализу основных проблем централизованных в области централизованных финансов России и пути их решения.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ? Нечем Платить Кредит (ИПОТЕКА) в Кризис 2020 года — Шерягин

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные Если предоставление кредита или получение займа сразу влияет на.