Приложение № 1 к приказу МВД России от № I. Общие положения. 1. Настоящим Положением определяются принципы осуществления.

Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1139

(Казань, 27 сентября, «Татар-информ»). Сегодня исполняется 14 лет психологической службе МВД по Республике Татарстан. На сегодняшний день в Министерстве внутренних дел 11 практических психологов, каждый из которых специалист сразу в нескольких областях. Ведь помимо владения методами психологической коррекции, а их более ста, психологу необходимо быть знатоком в области социальной психологии, уметь работать с аудиторией, быть компетентным в вопросах консультирования и прочее.

В настоящее время в структуре МВД по Республике Татарстан действует система психологического сопровождения, которая учитывает основные направления деятельности службы в органах внутренних дел: психологическое обеспечение в экстремальных условиях деятельности, психореабилитационная работа, психологическое сопровождение деятельности аппарата МВД Татарстана и подразделений, непосредственно подчиненных МВД по РТ, а также психологическое обеспечение управлений и отделов МВД России на районном уровне.

Психологи в погонах занимаются сопровождением деятельности сотрудников на протяжении всей их службы. Также проводится комплексная работа по качественному отбору, психологической подготовке и сопровождению сотрудников, убывающих в служебную командировку в Северо-Кавказский регион, а также направляемых для охраны общественного порядка и безопасности при проведении спортивных и политических мероприятий в другие регионы России.

Сотрудниками психологической службы МВД Татарстана разработана и реализована система психологического обеспечения служебной деятельности при проведении массовых мероприятий (на примере проведения 1000-летия Казани, XXVII Всемирных летних студенческих игр – Универсиады 2013), получившая высокую оценку МВД России.

Каждое из данных направлений является объемным и трудоемким. Поэтому в работе психологов просто необходимо применение новейшей техники. Такой как, например, аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр», который уже успел доказать свою высокую эффективность и позволил значительно сократить временные затраты.

Как уточняет пресс-служба МВД по РТ, психологическая служба ведомства до марта 1999 года входила в состав отдела воспитательной работы Управления кадров МВД по Республике Татарстан. После она была выделена в самостоятельную структуру, центральным звеном которой являлся отдел морально-психологического обеспечения и развития личности. Тогда была разработана принципиально новая модель психологический службы, которая спустя 7 лет стала основой аналогичных подразделений во всех регионах России.

2000-е прошли в совершенствовании форм и методов психологического сопровождения личного состава и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Психологическая служба МВД Татарстана подтвердила свою состоятельность и необходимость для установки высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению профессиональных задач.

В 2006 году приказом МВД Татарстана Управление психологического обеспечения деятельности сотрудников при МВД РТ реорганизовано в самостоятельный отдел психологического обеспечения деятельности сотрудников Управления кадров МВД по Республике Татарстан.

В настоящий момент Психологическая служба МВД по Республике Татарстан представлена отделением организации психологической работы отдела морально-психологического обеспечения Управления по работе с личным составом МВД по Республике Татарстан, который возглавляет майор внутренней службы Елена Гарифулина.

***Рв

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Звонок гражданина в коммерческую фирму МВД РФ !

ную прокуратуру Республики Казахстан, Министерство внутренних дел. Республики Сегодня психологическая работа в таможенных органах востребова- В соответствии с приказом Минюста РФ от 12 декабря г. №

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ✅Отрицательный психологический климат в МВД.

Вы точно человек?

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 26 июня 2000 г. N 690 (НЦПИ) Во исполнение решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 января 2000 г. N 1км "Об итогах деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 1999 году и задачах на 2000 год", объявленного Приказом МВД России от 28 января 2000 г. N 86дсп, приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. 2. Начальникам главных управлений, управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТиВС, РУБОП, УВД УРО МВД России, образовательных и научно — исследовательских учреждений МВД России до 1 августа 2000 года обеспечить организацию деятельности подразделений психологического обеспечения в соответствии с утверждаемым Положением. 3. Возложить организационное и научно — методическое руководство деятельностью по психологическому обеспечению сотрудников органов внутренних дел соответственно на Главное управление кадров и кадровой политики МВД России и Координационно — методический совет по психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. 4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на статс — секретаря — первого заместителя Министра, генерал — полковника милиции Федорова В.И. Министр внутренних дел Российской Федерации, генерал — полковник В. РУШАЙЛО 26 июня 2000 г. N 690 Приложение к Приказу МВД России от 26 июня 2000 года N 690 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Под психологическим обеспечением в настоящем Положении понимается система организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с кадрами и повышение эффективности профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел. 2. Настоящее Положение регулирует вопросы организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации <*>, задачи, функции и основные методы осуществления данного вида деятельности, полномочия психологов, а также порядок выполнения возложенных на них функций. ——————————— <*> Далее — "сотрудники". 3. Психологическое обеспечение сотрудников осуществляют специалисты — психологи главных управлений, управлений МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, РУБОП, ОУМТиВС, УВД УРО МВД России, специалисты центров психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также групп психологического обеспечения учебно — воспитательного процесса образовательных и научно — исследовательских учреждений МВД России <*>. ——————————— <*> Далее — "психологи органов внутренних дел". 4. На должности психологов органов внутренних дел назначаются сотрудники и специалисты, имеющие, как правило, высшее психологическое, медицинское образование, или специалисты с высшим образованием после прохождения послевузовской подготовки по практической психологии. 5. Численность подразделений психологического обеспечения, определенная нормативными правовыми актами МВД России, может быть увеличена пропорционально численности сотрудников органов внутренних дел за счет перераспределения имеющейся численности. II. Организация работы по психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел Российской Федерации 6. Подразделение психологического обеспечения организует свою работу на основе перспективного и текущего планирования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России. 7. Перечень психологических и психофизиологических методик, используемых психологами и специалистами, устанавливается Координационно — методическим советом МВД России по психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. 8. Запрещается применение методов психологической диагностики, проведение социально — психологических исследований, использование психологической информации лицами, не имеющими соответствующего образования и необходимого уровня квалификации. 9. Рекомендации и заключения психолога являются информацией, предназначенной для служебного пользования. Информация о результатах психологического обследования сотрудников, имеющаяся в распоряжении сотрудников подразделений психологического обеспечения, подлежит разглашению лишь в случаях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. 10. Для осуществления профессиональной деятельности психологу выделяются: рабочий кабинет, персональная электронно — вычислительная машина, программные продукты, аудио- и видеотехника, учебные и методические пособия, психологические тесты и методики, диагностические и психокоррекционные приборы. На подразделение, в котором предусмотрена штатная должность психолога, выделяется дополнительный кабинет психологической регуляции. 11. Привлечение психолога к другим видам деятельности, исключающим или затрудняющим выполнение его профессиональных задач, запрещается, за исключением случаев привлечения его к выполнению задач в экстремальных ситуациях. Нарушение психологом норм профессиональной этики несовместимо с исполнением им должностных функциональных обязанностей. III. Задачи психологического обеспечения 12. Организация и проведение профессионального психологического обследования лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел, сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России, с целью определения их психологических характеристик, учитываемых при определении годности к службе в органах внутренних дел, а также прогнозирования психологической готовности к выполнению определенных оперативно — служебных задач. 13. Осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников, проведение мероприятий по их психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности. 14. Организация и проведение социально — психологической работы, обеспечение благоприятного социально — психологического климата в коллективах, психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел, образовательных и научно — исследовательских учреждений МВД России, а также сотрудников и членов их семей. 15. Осуществление профессионально — психологической подготовки сотрудников, оказание сотрудникам, вновь принятым на службу, психологической помощи в адаптации к условиям оперативно — служебной деятельности. Психологическое обеспечение оперативно — служебной деятельности сотрудников, в том числе в экстремальных условиях. IV. Функции 16. В области организации и проведения профессионального психологического обследования: 16.1. Осуществление психологического обследования, изучение личностных, интеллектуальных и психофизиологических характеристик лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, а также сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России. 16.2. Подготовка заключения о степени функциональной и психологической готовности кандидатов к службе в органах внутренних дел, а также о психологической готовности сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России, к выполнению оперативно — служебных задач в различных условиях, психологической годности к службе в органах внутренних дел. 16.3. Изучение особенностей профессиональной деятельности сотрудников с целью совершенствования методов и критериев профессионального психологического отбора кандидатов и прогнозирования их психологической пригодности к обучению и выполнению оперативно — служебных задач. 17. В области осуществления психологического сопровождения и поддержки: 17.1. Диагностика профессиональной работоспособности сотрудников, составление заключения для направления сотрудников с дезадаптивными психическими состояниями в лечебно — профилактические учреждения органов внутренних дел для углубленного обследования и оказания специализированной медицинской помощи. 17.2. Организация и проведение профилактической и реабилитационной работы с сотрудниками, имеющими признаки психической дезадаптации, осуществление коррекции нервно — психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний; организация и обеспечение работы кабинета психологической регуляции. 17.3. Осуществление индивидуально — психологического консультирования руководителей подразделений, сотрудников и членов их семей; психологической помощи молодым сотрудникам в процессе их адаптации к оперативно — служебной деятельности, психологической помощи сотрудникам при их подготовке к выходу на пенсию, в разрешении личных и семейных психологических проблем. 18. В области организации и проведения социально — психологической работы: 18.1. Проведение социально — психологического обследования сотрудников, изучение психологического климата в коллективах, разработка методических рекомендаций по его улучшению, а также предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций. 18.2. Разработка предложений по комплектованию служебных коллективов с учетом индивидуально — психологических характеристик сотрудников, их психологической совместимости для эффективного выполнения оперативно — служебных задач. 18.3. Участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел, в формировании резерва на выдвижение, проведение психологического обследования сотрудников при их перемещении на вышестоящие должности. 19. В области осуществления профессионально — психологической подготовки: 19.1. Проведение занятий в системе профессиональной подготовки сотрудников по тематике психологической подготовки, направленной на развитие профессионально значимых психологических качеств, способствующих повышению психологической устойчивости при выполнении оперативно — служебных задач в штатных и экстремальных условиях. 19.2. Консультирование руководителей органов внутренних дел по вопросам применения психологических технологий в работе с кадрами, прогнозирования психического состояния сотрудников и организации работы в экстремальных условиях. 19.3. Консультирование сотрудников органов внутренних дел по психологическим аспектам оперативно — служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, психологическом обеспечении переговорной деятельности при угрозе совершения террористических актов и захвате заложников, участие в составлении психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, проведение различных видов психологических экспертиз <*>. ——————————— <*> Психологические экспертизы выполняются психологами, имеющими специальную подготовку, дающую право проведения психологической экспертизы. 19.4. Разработка для руководителей органов внутренних дел, кадровых подразделений методических рекомендаций по применению в работе с сотрудниками мер социально — психологического, индивидуально — воспитательного и реабилитационного характера. V. Полномочия психолога 20. Вносит предложения по рациональному использованию и расстановке кадров. 21. Проводит индивидуально — психологические, социально — психологические исследования, психодиагностические обследования кандидатов на службу в органы внутренних дел; сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России, а также при выполнении ими оперативно — служебных задач в экстремальных условиях. 22. Запрашивает и получает у должностных лиц информацию, необходимую для осуществления психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. 23. Определяет приоритетные направления психологического обеспечения сотрудников; изучает, обобщает и распространяет передовой опыт в области организации психологической работы в органах внутренних дел. 24. Взаимодействует с общественными объединениями по вопросам совершенствования работы с кадрами, анализирует результаты психологического обеспечения деятельности сотрудников. 25. Разрабатывает и вносит руководителю органа внутренних дел предложения по совершенствованию организации работы по психологическому обеспечению соответствующего органа внутренних дел, материально — техническому, научно — методическому и кадровому обеспечению подразделений психологического обеспечения. 26. Принимает участие в работе семинаров и научно — практических конференций по вопросам психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников. VI. Материально — техническое и финансовое обеспечение 27. Начальники главных управлений, управлений МВД России, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, РУБОП, ОУМТиВС, УВД УРО МВД России, образовательных и научно — исследовательских учреждений МВД России несут ответственность за материально — техническое, финансовое обеспечение и методическое оснащение подразделений психологического обеспечения. 28. Непосредственное материально — техническое, финансовое обеспечение и методическое оснащение подразделений психологического обеспечения осуществляют руководители соответствующих кадровых подразделений главных управлений, управлений МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, РУБОП, ОУМТиВС, УВД УРО МВД России, образовательных и научно — исследовательских учреждений МВД России в порядке, установленном МВД России.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Порядок назначения на должности в полиции. Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50.

обстоятельствах — это одно из направлений работы психологов, связанное обстоятельствах, утвержденным приказом МВД России от.

Приказ МВД РФ № 660, «Положение О психологической работе в МВД … «

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими воспитательную работу в органах внутренних дел, являются:

Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;

Директива МВД России от 27.02.2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации устанавливает, что воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности[1].(п.46  Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80)

Цели, задачи и содержание воспитательной работы с кадрами органов внутренних дел обусловлены конкретно-исторической обстановкой, политикой государства, реальными событиями, интересами и потребностями общества, а также содержащими основные требования к кадрам нормативно-правовыми актами.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством ре­шения следующих задач:

— формирование государственно-правово­го мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государ­ственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

— мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

— обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь, профессионального становления и формирования личности сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел;

— воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

— формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

— воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

— использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

— психологическое обеспечение работы с кадрами, повышение психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

— формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престиж­ности профессии стража правопорядка.

Задачи и содержание воспитательной работы в каждом конкретном подразделении, органе определяются, конкретизируются руководителями, кадровыми и воспитательными аппаратами в зависимости от конкретной обстановки.

Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел,посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально- психологического состояния личного состава.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом.

Воспитательной работе присущи закономерности:

— соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

— выбор средств, форм и методов воспитания, адекватных целям и зада­чам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются: формирование государственно-правового мировоззрения; правовое воспитание;  профессионально- нравственное воспитание;   патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональ­ных отношений; эстетическое воспитание.

Основными средствами реализации задач воспитания являются  индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов.

Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) является важнейшей со­ставной частью многогранного процесса воспитания. Одним из основных средств реализации задач воспитания, в соответствии с Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», является именно индивидуальная воспитательная работа.

Индивидуальную воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи:

всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;

обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;

оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;

подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;

оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир. Таким образом, формирование личности — это процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и изменение в связи с этим внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы не было места индивидуальной воспитательной работе. Она может найти свое применение и на службе и в быту.

Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

В отличие от коллективных форм воспитательного воздействия ИBP имеет свои особенности, которые дают ей определенные преимущества, при этом она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, так как проводится всегда с конкретным сотрудником и преследует актуальные для каждого конкретного момента цели; характеризуется оперативностью, так как может проводиться в любое время и в любой обстановке; обладает наиболее высокой действенностью в силу ее избирательности и конкретности, так как обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.

Сущность ИВР, ее особенности обусловливают ее место и значение во всей системе воспитательной работы, во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и с учетом этих данных определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность. Во-вторых, ИВР является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности. В-третьих, ИВР способствует повышению взаимоответственности руководителя и сотрудника друг перед другом.

Значение ИВР в значительной мере повышается еще и в связи с тем, что в ней заложены наиболее широкие возможности для проведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства. Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами (блоками).

Блок 1 – это требования к личности сотрудника органов внутренних дел – это требования системы МВД России, подразделения (службы), должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

Блок 2 – это изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться руководителю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Блок 3 –  это анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям должен учитывать, что будущие сотрудники испытывают значительные затруднения при попытке анализа своей пригодности к той или иной должности, обусловленные неадекватностью оценки не только своих качеств, но и требований профессии. Даже у более опытных сотрудников нередко бывают слишком ограниченные представления о своих обязанностях, ошибочное представление о предъявляемых к ним профессиональных требованиях.

Блок 4 – составление Программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

Блок 5 – это подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия, что предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т.д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств, индивидуальная беседа и др.). В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и замыслов.

Блок 6 – это направление усилий руководителей на личность, что предусматривает учет уровня подготовленности и профессионализма каждого сотрудника, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании. К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования.

Блок 7 – это контроль индивидуальной воспитательной работы, что  выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (карточка, дневник и т.п.), в составлении карт сотрудников с оценкой уровня развития их личностных и служебно-профессиональных качеств.

Основными требованиями к индивидуальной воспитательной работе выступают:

— ИВР должна осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

— ИВР должна охватывать всех сотрудников.

— При проведении индивидуальной воспитательной работы необхо­димо учитывать динамичность развития личности сотрудника, так как с течением времени человек развивается, приобретает жизненный опыт и знания, меняется в нравственном и физическом отношении и т.д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент.

Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи повышенного внимания требуют лица, проходящие стажиров­ку перед их поступлением на службу.

— Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что, прежде всего, выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа.

— Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Эта работа предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т.д. Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

— Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности.

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

— Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т.д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается как на члена коллектива.

— Базироваться на рекомендациях психологии и педагогики.

Значительную помощь в индивидуальном воспитании сотрудников оказывают такие общественные формирования органов и подразделений внутренних дел, как собрания личного состава (общие и по категориям сотрудников), советы ветеранов, наставников и др.

В соответствии с п.44приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» документирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определены категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании:

— сотрудники, в том числе курсанты (слушатели) образовательных организаций МВД России, имеющие по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности (не менее 6 мес.);

— сотрудники с низкими адаптационными способностями к условиям оперативно — служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости (не менее 3 мес.);

— сотрудники, имеющие низкий социометрический статус, находящиеся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц (не менее 3 мес.);

— сотрудники, склонные к аддиктивному поведению (не менее 3 мес.);

— сотрудники, допустившие грубые нарушения служебной дисциплины или неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме (не менее 1мес.).

В соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками: впервые принятыми на службу в органы внутренних дел; окончившими образовательные учреждения МВД России; вновь назначенными на вышестоящие должности; переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений); многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей; пережившими сложные жизненные ситуации.

Индивидуальные формы воспитательной работы с личным составом, сроки проведения и их периодичность определяются руководителем (заместителем) подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Индивидуальная воспитательная работа проводится в форме  индивидуальных бесед (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие; индивидуальной помощи; индивидуальных заданий и поручений; систематического индивидуального контроля за деятельностью сотрудника;  заслушивания сотрудников по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; посещения сотрудника по месту жительства.        

Групповые формы воспитательной работы предполагают государственно-правовое информирование; групповые беседы; доклады; устные журналы.

Коллективные формы воспитательной работы проводятся в форме общих собраний; торжественных ритуалов (вручения Знамени, возложение венков к памятникам боевой славы, торжественного принятия Присяги, вручения удостоверений, погон, государственных наград, наградных знаков, объявление поощрений); празднований, посвященных датам и событиям общенародного, профессионального характера; наглядной агитации.

Таким образом, можно отметить, что сущность воспитания сотрудника органов внутренних дел проявляется как процесс целенаправленного взаимодействия всех субъектов служебной деятельности, которое обеспечивает эффективное решение оперативно-служебных задач и формирования сотрудников как гармонично развитых личностей, как профессионалов.

Эффективность применения различных методов и форм воспитательного воздействия во многом зависит от руководителя, а также от наличия или отсутствия у сотрудника соответствующей потребности на приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, на самостоятельную работу по формированию и развитию необходимых профессионально важных качеств, на способность самосовершенствования и самовоспитания.

Стиль руководства опирающийся на командно-административные методы работы с людьми остался в прошлом и на сегодняшний день руководитель в рамках управленческой деятельности должен владеть различными формами воспитательной работы, наиболее эффективными на современном этапе методами воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ✅Слабое звено в системе МВД (Полиция России)

N Приложение к Приказу МВД России от 26 июня года N Организация работы по психологическому обеспечению деятельности органов.