Герда Мета. Медиация – искусство разрешать конфликты [Текст] /. Мета герде. Однако и работа по самопознанию, и планирование конфликт в организации, можно сказать, что он представляет собой столк- лирования споров при содействии медиатора на основе добровольного со-.

§4. РАБОТА МЕДИАТОРА ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Педагогам о медиации

Медиация— это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого лица или лиц, привлекаемых сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

 

Школьная служба медиации (примирения) это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление подростков школы.

 

Основная цель службы школьной медиации (примирения) состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при

возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.

 

Задачи службы медиации (примирения):

  • создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
  • внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
  • интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
  • повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.

Зачем нужна медиация школе?

Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Школьная медиация – это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. Школьная медиация – это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить.

      Что такое конфликт, и как часто они встречаются в школе?

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении.

Восстановительная программа – это процесс, в котором независимая третья сторона руководит общением и переговорами, выступая за добровольное принятие решений участниками спора.

Способы выхода из конфликтной ситуации

Соперничество (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Условия, при которых конфликтная ситуация рассматривается в Службе школьной медиации (примирения)

  • Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
  • Сторонам больше 10 лет.
  • Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
  • Если в конфликте участвуют учителя или родители, программу проводит взрослый ведущий.

Основные принципы восстановительной медиации

  1. Добровольность участия сторон.  Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
  2. Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
  3. Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
  4. Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации.

Программы примирения помогают:

  • разрешению конфликтных ситуаций;
  • возмещению ущерба пострадавшей стороне, если это необходимо;
  • взятию ответственности правонарушителем за совершенный проступок перед пострадавшей стороной;
  • налаживанию диалога;
  • поддержке конструктивного способа решения проблем, вместо столкновения между людьми.

 

Цисана Шамликашвили,
президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права.

Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.

Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта.

Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

Перед российским медиативным сообществом встала задача разработать специально для нашей страны оригинальный метод с использованием понимающего подхода для образовательно-воспитательной сферы – школьную медиацию. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщен тот опыт, который накоплен в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

Таким образом, "школьная медиация" – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками. Ни в коем случае нельзя недооценивать значимость какого-либо из этих аспектов, хотя в разные периоды жизни влияние и значимость их варьируются.

Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

Цели метода "Школьной медиации" можно сформулировать следующим образом:

  1. создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  2. воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  3. улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д., и именно они должны выступать посредниками при урегулировании "школьного конфликта", а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов.

При разработке метода о школьной медиации был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной.

 

Что означает "понимать"? На первый взгляд, если есть коммуникация, то все очень просто: "Я сказал – ты понял". Однако это — кажущаяся простота. В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают "уничтожить" противника, порой в ущерб самим себе. Получить информацию – мало, ее еще нужно правильно понять.

И это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга. Важно понимать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода "Школьной медиации" является позитивное общение. Школьная медиация – это своеобразная школа общения.

Интеграция метода "Школьной медиации" начинается с обучения взрослых основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода. Воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и другие, кто работает в воспитательно-образовательной системе в силу своей профессиональной деятельности, стоят на "передовой", и именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить.

Сложные конфликтные ситуации в воспитательно-образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло.

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 16 Конфликт в организации. Природа конфликтов

Медиация — конструктивное разрешение конфликтов. Состоялся тренинг «​Стресс-менеджмент и работа с эмоциями» Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Некоторые коммуникативные техники в работе медиатора

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 31» город Ярославль

Медиация как способ разрешения конфликтов

Светлана Сычёва,
заместитель управляющего УПУ «Центр медиации и переговоров»,
медиатор

В жизни каждого человека случаются конфликты. Это совершенно нормально, ведь все мы разные. Конфликты происходят в семье, в бизнесе, на работе. Большинство людей старается избежать спора, а в случае его возникновения – договориться мирными средствами и способами. Но эмоции и враждебный настрой зачастую становятся препятствием к конструктивному разговору. И в такой ситуации для разрешения спора стороны чаще всего обращаются в суд. При этом тратится много времени, сил, денег и здоровья. Каждая сторона хочет, чтобы решение было принято только в ее пользу. Однако в суде всегда есть выигравший и проигравший.

Самое страшное – зачастую в конфликт оказываются вовлечены дети. Ребенок становится очевидцем ссор, а иногда и орудием в разрешении конфликта. Взрослые сбрасывают на детей свои отрицательные эмоции, нанося психологическую травму. Дети получают образец сценария конфликтного поведения как единственного метода разрешения проблем. Ребенок, проживая конфликт и неверный способ его разрешения, будет считать это нормой и сам будет поступать так же уже в своей взрослой жизни.

А есть ли выход? Самым эффективным способом разрешения конфликтов, основанным исключительно на интересах сторон, является процедура медиации.

В январе 2014 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации». Появилась возможность внесудебного разрешения гражданских споров.

  • Медиация – это переговоры с участием нейтрального лица – медиатора.
  • Медиатор – человек с высшим образованием, который прошел дополнительную специальную подготовку по медиации и получил свидетельство медиатора Министерства юстиции Республики Беларусь.

Для разрешения спора участники конфликта конструктивно разговаривают при непосредственном участии профессионального переговорщика (медиатора). При этом стороны спора могут самостоятельно выбрать медиатора, например, воспользовавшись списком лиц, внесенных в Реестр медиаторов, размещенный на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь. Также стороны могут обратиться в организацию, обеспечивающую проведение процедуры медиации.

Участники процедуры высказывают свое мнение о сложившейся ситуации, поясняют важные для них моменты, оговаривают все волнующие их детали, вырабатывают предложения по каждому конкретному вопросу. В процессе обсуждения они должны самостоятельно прийти к взаимовыгодному решению. Задача медиатора – создать условия для разрешения конфликта: подготовить, организовать и провести переговоры, оформить медиативное соглашение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

С помощью медиации можно разрешить большую часть гражданских споров:

  • трудовые;
  • наследственные;
  • семейные;
  • земельные.

Эффективно разрешаются вопросы об участии в воспитании детей, жилищные вопросы, вопросы по разделу имущества, а также споры, возникающие между членами семьи относительно материальной поддержки и помощи.

Важным моментом в процедуре медиации является готовность сторон к конструктивному диалогу и желание сторон договориться.

Но существуют ситуации, когда невозможно прибегнуть к процедуре медиации:

  • когда один из участников спора хочет нанести ущерб другому или решить конфликт только через суд;
  • в случае неравенства сторон или зависимости одной стороны от другой (например, спор между директором и работником предприятия);
  • если участник спора не может принять решение: не знает, чего он хочет.

На этапе подготовки медиации проводится бесплатная консультация, в ходе которой выясняется, подходит ли спор для медиации и готовы ли участники спора к переговорам. Только после этого заключается соглашение о проведении медиации.

Что важно знать о медиации?

  • Участие в медиации является добровольным.
  • Организация процедуры медиации возможна по инициативе одной из сторон.
  • Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства, в том числе по рекомендации судьи.
  • Наличие соглашения о применении процедуры медиации не является препятствием для обращения в суд.
  • Медиатор не вправе вносить предложения об урегулировании спора.
  • Медиатор может встречаться как с обеими сторонами спора, так и с каждой из них в отдельности.
  • При проведении процедуры медиации медиатор нейтрален.
  • Стороны имеют равные права.
  • Информация медиации конфиденциальна.

Главным преимуществом медиации является то, что участники спора самостоятельно принимают решения по волнующим их вопросам на основе взаимных интересов.

Как проходит медиация?

  • Участники спора принимают решение о применении процедуры медиации.
  • Выбирается медиатор. Подписывается соглашение о применении медиации.
  • Проводятся переговоры (медиативные сессии). Вырабатывается взаимоприемлемый вариант разрешения конфликта.
  • Подписывается медиативное соглашение.
  • Исполняется медиативное соглашение.

В Беларуси медиация еще не приобрела повсеместного распространения, но очевидно одно: данный способ разрешения спора позволяет найти удобные для сторон решения с минимальными затратами.

Более подробную информацию о медиации можно получить в организациях, которые проводят процедуру медиации. Ссылки на информационные ресурсы организаций, обеспечивающих проведение медиации, размещены на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Разрешение конфликтов. Медиация — досудебное разрешение конфликтов

вительного подхода в работе с конфликтами и криминальными ситуаци- ями в России. Практикующий организация и навыки работы медиатора. (​практическое Восстановительное разрешение конфликтов и крими- нальных.

10 основных мифов о медиации

В Международном арбитражном исследовании 2015: Улучшение и инновации в международном арбитраже отмечается, что недостаток понимания преимуществ медиации приводит к ограниченному ее использованию, при этом демистификация медиации помогла бы увеличить ее популярность. В целом указанное исследование показывает насколько недостаток знаний и понимания процессов медиации мешает использовать данный инструмент для эффективного решения споров.

Несмотря на то, что медиация, как способ разрешения конфликтов при участии третей независимой стороны, появилась достаточно давно, для украинского бизнеса — это все еще новый способ решения споров. При этом, как все новое, часто медиация воспринимается скептически и через призму других знаний и убеждений. Поэтому о медиации, как о достаточно новом инструменте решения конфликтов в бизнес среде, сформировалось много различных мифов и заблуждений. Чтобы разобраться в сути медиации, предлагается рассмотреть следующие основные мифы о медиации.

МИФ №1. МЕДИАЦИЯ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ В УКРАИНЕ

Развитие и применение медиации в Украине началось еще в 90-е годы на базе некоммерческих общественных организаций. Сейчас медиация применяется в Украине для решения корпоративных, организационных (между сотрудниками), трудовых, семейных споров и даже в рамках уголовного судопроизводства. Одним из наиболее авторитетных учреждений по предоставлению услуг медиации является Украинский центр медиации («УЦМ»).

Услуги медиации в Украине предоставляются сертифицированными медиаторами, которые прошли обучение по учебным программам Великобритании, США, Германии. Обучение навыкам медиации также предоставляется УЦМ. Услуги медиации также оказываются на базе Торгово-промышленных палат Киева и Львова.

МИФ №2. ОТСУТСТВИЕ ЗАКОНА О МЕДИАЦИИ ПРЕПЯТСТВУЕТ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ

Несмотря на то, что проекты законов о медиации неоднократно регистрировались в Верховной Раде Украины в 2015 г. закон так и не был принят парламентом. Но отсутствие специального законодательства не препятствует применению медиации.

Необходимо отметить, чтомедиация — это, прежде всего, добровольный способ решения конфликтов. По своей сути во многих аспектах медиация представляет собой переговоры сторон при участии третей независимой стороны. Если посмотреть на медиацию с этой стороны, то очевидно, что если для проведения переговоров никогда не требовалось специальное законодательство, то и для применения медиации закон тоже не требуется. При этом процесс проведения медиации достаточно гибкий и определяется с учетом пожеланий сторон, поэтому правовое регулирование процесса медиации также не требуется. Решения, принятые сторонами в процессе медиации, оформляются в форме определенной по договоренности сторон. При этом, отсутствие специальных требований и строгой регламентации процесса законом позволяет участникам конфликта исключить дополнительные организационные споры и сосредоточиться на решении конфликта.

Исследование правового регулирования медиации в зарубежных странах показывает, что в законодательных актах большинства стран содержится ограниченное количество норм и главный акцент делается на саморегулировании медиации организациями медиаторов. Но в тоже время, это не значит, что закон о медиации совершенно не нужен. Наличие закона о медиации также может позволить развивать институт медиации в Украине. При этом важно понимать, что отсутствие закона — это не препятствие для применения медиации.

МИФ №3. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ МЕДИАЦИИ НЕ ОПРЕДЕЛЕНО ЗАКОНОМ

Основным аргументом приверженцев данного мифа является отсутствие гарантий исполнения решений. При этом данная аргументация не учитывает, что в рамках медиации исполняются именно, те решения, которые приняли сами стороны, а не судья или арбитр. Стоит понимать, что при решении споров в медиации стороны мотивированы не наступлением негативных событий от неисполнения, а исполнением своих решений. Достигнутые сторонами договоренности оформляются в виде договора между сторонами, исполнение которого регулируется законодательством Украины.

Конечно, есть и исключения, когда сторонам не удается выполнить принятые в процессе медиации решения. Но, несмотря на это, выполняемость решений в рамках медиации в несколько раз выше, чем по судебным решениям. Так, опыт УЦМ показывает, что 80% хорошо организованных медиаций успешны для сторон. При этом кроме желания сторон исполнить решение, процесс медиации обязательно включает в себя проверку медиатором выполнимости предложенных сторонами решений. В процессе медиации не допускаются к рассмотрению сторонами варианты решений, которые заведомо не исполнимы.

Поэтому несмотря ни на какие-либо препятствия или исключения, главное преимущество медиации — это исполнение принятых сторонами решений.

МИФ №4. СУД НАДЕЖНЕЕ МЕДИАЦИИ

Обращение к данному аргументу противниками медиации основано на мнении, что суды — это проверенный и традиционный механизм решения споров. Но следует учитывать, что в отличие от гибкого процесса медиации, порядок разрешение споров в суде всегда строго регламентирован и ограничен определенными временными рамками. При этом решение суда принимается в соответствии с законом без учета интересов обеих сторон.

Необходимо понимать, что суд никогда не будет разбираться несколько часов подряд в истинных интересах сторон, а просто примет решение на основании фактически предоставленных доказательств. В лучшем случае решением суда остается довольна одна из сторон конфликта, но часто обе стороны не получают полного удовлетворения от результатов судебных разбирательств. В отличие от суда, медиация — это всегда гибкий процесс, направленный на поиск сторонами удовлетворяющего их решения. Основным принципом медиации является принятие решения именно сторонами, а не медиатором.

Кроме строгой регламентации судебного процесса, стороны судебного процесса лишаются конфиденциальности. Присутствовать на судебном процессе могут третьи лица, а все решения вносятся в Единый государственный реестр судебных решений, информация из которого доступна всем. Медиация же позволяет обеспечить полную конфиденциальность и избежать публичности в рассмотрении спора.

Необходимо также понимать, что зачастую судебное решение — это еще не решение конфликта. После получения судебного решения стороны продолжают оставаться в состоянии конфликта и бороться с его негативными последствиями. Медиация, по сути, — процесс, направленный на решение конфликта и, главное, сохранение отношений сторон. От судебного решения не выигрывает ни одна из сторон, при этом стороны теряют время, которое может быть более ценным, чем сам предмет конфликта.

МИФ №5. МЕДИАЦИЯ — НЕНАДЕЖНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Главным аргументом скептиков в данном случае выступает сомнения относительно добросовестности использования информации, полученной в ходе медиации сторонами. Но нужно учитывать, что медиация — это тоже процесс, основанный на определенных правилах и принципах. Одним из основных принципов медиации является конфиденциальность. Прежде чем вступить в процесс медиации стороны подписывают соглашения о конфиденциальности.

Процесс ведет медиатор только при строгом соблюдении всех принципов конфиденциальности, вплоть до применения необходимых средств и способов защиты от неправомерного получения информации. Вся информация, полученная медиатором при личных встречах со сторонами, разглашается второй стороне только в том объеме и форме, которые были предварительно согласованы первой стороной. Стороны полностью контролируют информацию, которую получает другая сторона конфликта.

Основными принципами медиации являются также независимость и непредвзятость медиатора. Поэтому ни одна из сторон медиации не может иметь приоритета или поддержки со стороны медиатора в процессе. Это также дополнительная гарантия надежности процесса медиации.

МИФ №6. ОБЩЕСТВО НЕ ГОТОВО К РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ ЧЕРЕЗ МЕДИАЦИЮ

Скептики медиации часто указывают на низкое правосознание общества для применения медиации. Но если посмотреть на общество более широко, то очевидно, что наше общество состоит из различных социальных групп с разным уровнем правосознания.

Если же брать медиацию в бизнесе, то в целом средний и крупный бизнес Украины уже готов к альтернативным способам решения конфликтов. За годы независимости Украины, бизнес вырос и стал намного профессиональнее, чем был раньше. Сейчас ценятся эффективные решения и время. А медиация позволяет экономить время и деньги.

Необходимо также понимать, что украинским бизнесом руководит много топ-менеджеров, которые получили образование в США — стране, где взяло начало развитие альтернативных способов решения споров, в Великобритании и других европейских странах, где активно применяется медиация. Поэтому общество и бизнес в целом готов к разрешению споров через медиацию.

Кроме того, учитывая то, что медиация достаточно широко применяется в США, Великобритании, Германии и других странах ЕС, все чаще при заключении контрактов с нерезидентами украинский бизнес соглашается включать в контракты оговорки о применении медиации в случае возникновения споров.

МИФ №7. ОБИЖЕННАЯ СТОРОНА ДАЖЕ ПОСЛЕ МЕДИАЦИИ НЕ ИСПОЛНИТ ДОГОВОРЕННОСТИ

Медиация — это урегулирование конфликта. Если у сторон остались обиды — конфликт не урегулирован. В процессе медиации главной задачей перед медиатором стоит построение доверительных отношений между сторонами и выяснение основных интересов и потребностей сторон.

Через выявление и обсуждение основных интересов стороны определяют приемлемые для них варианты решения спора. При этом процесс медиации направлен на то, чтобы убрать из отношений сторон негативные эмоции и удовлетворение важных для сторон потребностей.

Таким образом, до тех пор, пока стороны не найдут оптимальные для них решения, которые уберут все противоречивые и негативные эмоции, процесс медиации закончится не может.

МИФ №8. МЕДИАЦИЯ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТЕКУЩЕМУ ПОДХОДУ РЕШЕНИЯ СПОРОВ В БИЗНЕСЕ

Если посмотреть внимательно на медиацию — то это идеальный вариант решения спора для бизнеса. Во все времена бизнес был заинтересован решать споры с учетом своих интересов. Но ни один суд или арбитраж никогда не будет учитывать интересы всех сторон спора. А в медиации решения принимаются сторонами исходя из их интересов.

Сейчас сложный период в Украине, и экономическая ситуация в государстве достаточно сложная. Поэтому текущий подход бизнеса в решении споров должен быть основан как минимум на стремлении экономить на расходах. При этом все знают, что арбитраж и суды с новыми размерами судебных сборов — это достаточно дорогое удовольствие.

Сравнение судебных расходов и расходов на медиацию показывает, что расходы на медиацию на 80% меньше судебных. К этому важно также добавить, что услуги медиации обычно оплачиваются почасово и в равных размерах сторонами спора, что дополнительно стимулирует стороны к быстрому разрешению конфликта.

Если учесть, что кроме экономии денежных средств, медиация помогает также существенно экономить время для решения спора, то преимущества медиации для бизнеса в текущей ситуации очевидны каждому. Но главное преимущество медиации — это возможность сохранить хорошие отношения с другой стороной.

МИФ №9. МЕДИАЦИЯ НЕ РАБОТАЕТ, ЕСЛИ СТОРОНА ЖЕЛАЕТ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Медиация — это процесс разрешения конфликта, а не наказания сторон. В процессе медиации стороны ищут приемлемые для них решения, а не приемлемые наказания.

Даже при нарушении договорных обязательств, в решении проблемы всегда есть место консенсусу и достижению договоренностей.

Если смотреть на данный процесс со стороны бизнеса, то медиация в коммерческих спорах, по сути, позволяет урегулировать конфликт, путем достижения консенсуса с учетом интересов обеих сторон.

МИФ №10. МЕДИАЦИЯ — ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ

Главным аргументом данного мифа является убежденность в невозможности урегулировать конфликт в рамках медиации. При этом практика показывает, что большинство конфликтов возможно урегулировать с помощью медиации. Так, согласно исследованиям в 2013 году 90% коммерческих медиаций закончилось успешным результатом.

Стоит также отметить, что зачастую медиация помогает сторонам экономить время. Если просто сравнить имеющуюся статистику по срокам рассмотрения споров в медиации и судах, то получается следующее: согласно ежегодному исследованию Международного Банка для рассмотрения спора в судах Украины требуется порядка 378 дней. В то время как по статистике ICC — срок рассмотрения дела в медиации не превышает 4 месяцев с момента передачи материалов дела медиатору. При этом коммерческие медиации в странах ЕС проводятся наиболее часто в течение одного дня. Поэтому если сравнивать время необходимое для проведения медиации с фактическими сроками рассмотрения дела в суде, становится очевидным преимущество медиации.

Важно понимать, что бывают исключения, когда стороны не могут прийти к приемлемому решению по конфликту. Но даже в этом случае медиация помогает сторонам лучше понять истинные причины конфликта, интересы и потребности сторон конфликта. В процессе медиации стороны понимают возможные альтернативы в решении конфликта, и, как минимум, могут начать вести диалог о решении спора.

Главное, не стоит бояться медиации. Важно понять, что урегулированный конфликт в медиации — это всегда лучше, чем длящийся конфликт в судах и исполнительном производстве.

Конечно, медиация не гарантирует позитивный результат по всем спорам, но попытка урегулировать конфликт данным способом позволяет убедиться в возможности или безнадежности решения конфликта другими способами. В тоже время, все стороны конфликта часто руководствуются эмоциями. Поэтому, как бы вам не хотелось решить конфликт, в свою пользу в суде, прежде чем пойти в суд, желательно подумать несколько раз, что вы получите от суда и стоит ли это потраченных усилий.

Марина Грицышина, главный юрисконсульт ООО «ВИНД ПАУЭР», бизнес-медиатор ТПП Мюнхена и Верхней Баварии

Подготовлено специально для Платформы ЛІГА:ЗАКОН

Связаться с редактором

Главная > Контрольная работа >Психология Управление и разрешение конфликтов через посредника (медиатора) фирма, государственная структура, учреждение системы образования, спортивная организация, семья и др.