ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРОВЫХ СУДЕЙ ПО дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, Постановление по делу об административном правонарушении может.

Обжалование судебных актов

Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Минпромторга России и его должностных лиц

В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Минпромторга России.

Согласно статье 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с частью 9 статьи 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (часть 1 статьи 55 КАС РФ).

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

Форма и содержание административного искового заявления должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 125 КАС РФ.

Согласно статье 211 КАС РФ по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

В соответствии со статьей 295 КАС РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными главой 34 КАС РФ.

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (часть 2 статьи 295 КАС РФ).

Согласно статье 296 КАС РФ апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации рассматриваются апелляционные жалобы, поданные на решения по административным делам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены КАС РФ (статья 298 КАС РФ).

На основании статьи 311 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принимает судебный акт в форме апелляционного определения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии со статьей 332 КАС РФ вступившие в законную силу решения и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами.

Статьей 333 КАС РФ установлено, что указанные судебные акты могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в законную силу.

Согласно статье 337 КАС РФ надзорная жалоба, поданная в соответствии с правилами, установленными статьями 332 — 334 КАС РФ, изучается судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора, либо о передаче надзорной жалобы с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок рассмотрения Президиумом Верховного Суда Российской Федерации надзорной жалобы установлен статьей 340 КАС РФ.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает судебный акт в форме постановления.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит (статья 344 КАС РФ).

Судебный порядок оспаривания решений, обжалования действий (бездействия) Минпромторга России

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего (далее — орган, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями установлены статьей 220 КАС РФ.

Форма и содержание административного искового заявления должны соответствовать требованиям, которые предусмотрены статьей 125 КАС РФ.

В силу статьи 223 КАС РФ по административным делам об оспаривании решений, действий органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 КАС РФ вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

В соответствии со статьей 295 КАС РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными главой 34 КАС РФ.

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (часть 2 статьи 295 КАС РФ).

Апелляционные жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены КАС РФ (статья 298 КАС РФ).

На основании статьи 311 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принимает судебный акт в форме апелляционного определения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Статьей 318 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном 35 главой КАС РФ, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Согласно статье 323 КАС РФ кассационная жалоба, поданная в соответствии с правилами, установленными статьями 318 — 320 КАС РФ, изучается судьями, указанными в части 1 статьи 323 КАС РФ.

По результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, либо о передаче кассационной жалобы с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 323 КАС РФ).

Порядок рассмотрения кассационной жалобы с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции установлен статьей 327 КАС РФ.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом президиум суда кассационной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации выносит определения (статья 330 КАС РФ).

Согласно статье 331 КАС РФ судебный акт суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии со статьей 332 КАС РФ вступившие в законную силу решения и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами.

Статьей 333 КАС РФ установлено, что указанные судебные акты могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в законную силу.

Согласно статье 337 КАС РФ надзорная жалоба, поданная в соответствии с правилами, установленными статьями 332 — 334 КАС РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора, либо о передаче надзорной жалобы с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок рассмотрения Президиумом Верховного Суда Российской Федерации надзорных жалоб с административным делом установлен статьей 340 КАС РФ.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает судебный акт в форме постановления.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит (статья 344 КАС РФ).

Судебный порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Минпромторга России

В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее —АПК РФ) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц установлены статьей 199 АПК РФ.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Пунктом 8 статьи 201 АПК РФ установлено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Согласно статье 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (статья 259 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлен статьей 266 АПК РФ.

Согласно статье 271 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Статьей 273 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (статья 276 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции установлен статьей 284 АПК РФ.

Согласно статье 289 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое вступает в законную силу со дня его принятия.

Статьей 291.1 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; постановления и определения арбитражных апелляционных судов; решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции; постановления и определения арбитражных судов округов, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы), могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства полностью или в части лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ, если они полагают, что в оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кассационная жалоба подается в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу (статья 291.2 АПК РФ).

Согласно статье 291.6 АПК РФ кассационная жалоба, поданная в соответствии с правилами, установленными статьями 291.1 — 291.3 АПК РФ изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 291.7 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

По результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение: об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Срок и порядок рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определен статьей 291.12 АПК РФ.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносит определение (статья 291.12 АПК РФ).

Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы, вступает в законную силу со дня его вынесения (статья 291.15 АПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Согласно статье 308.1 АПК РФ надзорная жалоба на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

В соответствии со статьей 308.4 АПК РФ надзорная жалоба, поданная в соответствии с правилами, установленными статьями 308.1 и 308.2 АПК РФ, изучается судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно статье 308.5 АПК РФ надзорная жалоба рассматривается в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

По результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение: об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора либо о передаче надзорной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы вместе с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации установлен статьей 308.9 АПК РФ.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы Президиум Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление (статья 308.11 АПК РФ).

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит (статья 308.13 АПК РФ).

Судом апелляционной инстанции по административным делам является апелляционный административный суд, в пределах территориальной.

Вы точно человек?

Требования к документам при обращении по административным делам

Статья 4. Право на обращение в суд

Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в административный суд (суд) за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов.

В случаях, предусмотренных законодательством, в суд вправе обратиться прокурор, государственные органы и иные лица.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Статья 5. Форма обращения в суд

Обращение в суд осуществляется в форме:

заявления (жалобы) и ходатайства — по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

жалобы (протеста) — при обращении в суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Обращение и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в суд в виде электронного документа.

Статья 6. Административное дело

Административное дело формируется на основе документов, представленных в суд лицами, участвующими в деле, и другими участниками административного судопроизводства, либо истребованных судом, а также судебных и иных актов, оформленных на бумажных носителях.

Административное дело может быть сформировано в электронной форме.

При формировании административного дела в электронной форме лица, участвующие в деле, и другие участники административного судопроизводства вправе представить в суд документы в электронной форме, подтвержденные своей электронной цифровой подписью. Письменные документы, представленные в суд лицами, участвующими в деле, и другими участниками административного судопроизводства, приобщаются к делу в электронной форме, после чего письменные документы возвращаются лицам, их представившим.

В случае формирования административного дела в электронной форме судебные акты подтверждаются электронной цифровой подписью судьи (судей), а протоколы судебных заседаний и отдельных процессуальных действий подтверждаются электронной цифровой подписью председательствующего и секретаря судебного заседания.

Передача административного дела в электронной форме в другой административный суд или иной орган осуществляется через информационную систему.

Административное дело, сформированное в электронной форме, может иметь копию на бумажном носителе.

Статья 7. Судебные акты

Суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления.

В суде первой инстанции по результатам рассмотрения дела по существу принимается решение, постановление.

Судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб (протестов), а также Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных и надзорных жалоб (протестов) принимаются постановления.

Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора принимаются постановления.

Акты суда, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений.

Статья 92. Основания принятия мер предварительной защиты

По заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять меры предварительной защиты, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или лица, в интересах которого подано заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов заявителя будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Статья 93. Меры предварительной защиты

Мерами предварительной защиты могут быть:

1) запрещение ответчику совершать определенные действия;

2) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) приостановление реализации имущества;

4) приостановление исполнения оспариваемого акта административного органа, органа самоуправления граждан полностью или в части.

Судом одновременно может быть принято несколько мер предварительной защиты.

Меры предварительной защиты должны быть соотносимы с заявленным требованием.

Статья 94. Заявление о принятии мер предварительной защиты

Заявление о принятии мер предварительной защиты может быть подано в суд одновременно с заявлением (жалобой) или в процессе производства по делу.

В заявлении о принятии мер предварительной защиты должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименования (фамилия, имя и отчество) сторон, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство;

3) предмет требования;

4) обоснование необходимости принятия меры предварительной защиты;

5) вид меры предварительной защиты, которую просит принять заявитель;

6) перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения.

Заявление о принятии мер предварительной защиты подписывается заявителем или его представителем.

К заявлению, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание заявления.

Ходатайство о принятии мер предварительной защиты может быть изложено в заявлении (жалобе).

В случае, если ходатайство о принятии мер предварительной защиты изложено в заявлении (жалобе), в нем должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 4 и 5 части второй настоящей статьи.

Статья 127. Основания возбуждения дела

Суд возбуждает дело по заявлениям (жалобам):

1) заинтересованных лиц;

2) прокурора;

3) государственных органов и иных лиц в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, общества и государства.

Статья 128. Форма и содержание заявления (жалобы)

Заявление (жалоба) подается в суд в письменной форме. Оно подписывается заявителем или его представителем.

В заявлении (жалобе) должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление (жалоба);

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовые адреса) или местожительство;

3) обстоятельства, на которых основаны заявленные требования (при наличии таковых);

4) доказательства, подтверждающие основания заявленных требований;

5) требования заявителя со ссылкой на законодательство, а при предъявлении требования к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;

6) перечень прилагаемых документов.

В заявлении (жалобе) могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес заявителя или его представителя.

В заявлении (жалобе) указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у заявителя ходатайства.

Заявитель вправе соединить в одном заявлении (жалобе) несколько требований, связанных между собой, если эти требования подведомственны административному суду.

Статья 129. Направление копии заявления (жалобы) и прилагаемых к нему документов

Заявитель при подаче заявления (жалобы) обязан направить ответчику и третьим лицам копии заявления (жалобы) и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Статья 130. Документы, прилагаемые к заявлению (жалобе)

К заявлению (жалобе) прилагаются документы, подтверждающие:

1) уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, когда это предусмотрено законом для данной категории дел;

2) направление ответчику и третьим лицам копии заявления (жалобы) и приложенных к нему документов;

3) обстоятельства, на которых основываются заявленные требования;

4) полномочия на подписание заявления (жалобы), если оно подписано представителем.

Статья 190. Подача ходатайства о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации

Орган внутренних дел, в случае выявления обстоятельств, требующих помещения лица без определенного места жительства в центр реабилитации, обязан в течение 48 часов с момента доставления такого лица в орган внутренних дел подготовить материалы для направления в суд ходатайства о его помещении в центр реабилитации на срок не более тридцати суток.

Ходатайство о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации и материалы, подтверждающие необходимость его помещения в такой центр, подаются органом внутренних дел в районный (городской) суд по месту обнаружения лица без определенного места жительства либо по месту нахождения центра реабилитации.

Статья 191. Форма и содержание ходатайства

Ходатайство о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации подается в суд в письменной форме и подписывается руководителем органа внутренних дел или его заместителем.

В ходатайстве должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается ходатайство;

2) наименование органа внутренних дел и его местонахождение (почтовый адрес);

3) фамилия, имя, отчество лица без определенного места жительства;

4) обстоятельства, на которых основано ходатайство;

5) доказательства, подтверждающие основания заявленного ходатайства;

6) просьба о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации с указанием срока;

7) перечень прилагаемых документов.

В ходатайстве могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес органа внутренних дел.

Ходатайство о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации, поданное с нарушением требований, предусмотренных в настоящей статье, возвращается органу внутренних дел.

Статья 192. Документы, прилагаемые к ходатайству

К ходатайству о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации прилагаются:

1) утвержденное начальником соответствующего районного (городского) органа внутренних дел решение должностного лица, выявившего лица без определенного места жительства, о внесении в суд ходатайства о помещении лица в центр реабилитации;

2) справка органа, выдающего сведения об адресах проживания (адресное бюро), а также сведение о результатах проверки последнего известного места жительства в Республике Узбекистан лица без определенного места жительства;

3) объяснение лица без определенного места жительства или надлежащим образом составленный акт об отказе дачи объяснения таким лицом;

4) медицинская справка по результатам освидетельствования лица без определенного места жительства;

5) протокол о разъяснении прав лицу без определенного места жительства, в том числе права воспользоваться юридической помощью адвоката и права на телефонный звонок своим близким.

К ходатайству могут быть приложены и иные документы, обосновывающие заявленное ходатайство.

Статья 200. Право апелляционного обжалования (опротестования)

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать апелляционную жалобу, а прокурор — апелляционный протест на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) полностью или в части.

Статья 201. Суд, рассматривающий апелляционную жалобу (протест)

Апелляционная жалоба (протест) рассматривается:

административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента — на решение районного (городского) административного суда и на решение, принятое административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента по первой инстанции;

Военным судом Республики Узбекистан — на решение территориального военного суда и на решение Военного суда Республики Узбекистан, принятое по первой инстанции;

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан — на решение, принятое Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции.

Статья 202. Порядок подачи апелляционной жалобы (протеста)

Апелляционная жалоба (протест) адресуется суду апелляционной инстанции, но подается в суд, принявший решение.

Суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд апелляционной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.

Статья 203. Срок подачи апелляционной жалобы (протеста)

Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение двадцати дней со дня принятия решения, если иной срок не установлен законом.

По ходатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднее двух месяцев со дня принятия решения и причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) судом признаны уважительными.

О восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы (протеста) указывается в определении о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству.

Об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) указывается в определении об отказе в принятии апелляционной жалобы (протеста).

Статья 204. Форма и содержание апелляционной жалобы (протеста)

Апелляционная жалоба (протест) подается в суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем.

В апелляционной жалобе (протесте) должны быть указаны:

1) наименование суда, которому адресуется апелляционная жалоба (протест);

2) наименование (фамилия, имя и отчество) лица, подающего жалобу (протест);

3) наименование суда, принявшего решение, на которое подается жалоба (протест), номер дела и дата принятия решения, предмет требования;

4) требования лица, подающего жалобу (протест), и основания, по которым лицо, подающее жалобу (протест), считает решение неправильным со ссылкой на законы и иные акты законодательства, обстоятельства дела и доказательства;

5) перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов.

В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес лица, подающего жалобу, или его представителя.

Статья 205. Направление копии апелляционной жалобы (протеста)

Лицо, подающее апелляционную жалобу (протест), должно направить или вручить лично под расписку другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы (протеста) и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют.

Статья 206. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе (протесту)

К апелляционной жалобе прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют;

3) в случае подписания апелляционной жалобы представителем — документ, подтверждающий полномочия на ее подписание.

К апелляционному протесту прилагается документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии протеста и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

К апелляционной жалобе (протесту) на определение о возвращении заявления (жалобы) либо об отказе в принятии заявления (жалобы) должны быть также приложены возвращенное заявление (жалоба) и документы, приложенные к нему при подаче в суд.

Статья 224. Право кассационного обжалования (опротестования)

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать кассационную жалобу, а прокурор — кассационный протест на решение суда первой инстанции, вступившее в законную силу, не рассмотренное в апелляционном порядке.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано (опротестовано) полностью или в части.

Статья 225. Суды, проверяющие законность и обоснованность решений в кассационном порядке

Кассационная жалоба (протест) рассматривается:

административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента — на решение районного (городского) административного суда и на решение, принятое административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента по первой инстанции;

Военным судом Республики Узбекистан — на решение территориального военного суда и на решение Военного суда Республики Узбекистан, принятое по первой инстанции;

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан — на решение, принятое Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции.

Статья 226. Порядок подачи кассационной жалобы (протеста)

Кассационная жалоба (протест) адресуется суду кассационной инстанции, но подается в суд, принявший решение.

Суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд кассационной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.

Статья 227. Срок подачи кассационной жалобы (протеста)

Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда.

По ходатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачи кассационной жалобы (протеста) может быть восстановлен судом кассационной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения и причины пропуска срока подачи кассационной жалобы (протеста) судом признаны уважительными.

О восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы (протеста) указывается в определении о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству.

Об отказе в восстановлении срока подачи кассационной жалобы (протеста) указывается в определении об отказе в принятии кассационной жалобы (протеста).

Статья 228. Форма и содержание кассационной жалобы (протеста)

Кассационная жалоба (протест) подается в суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем.

В кассационной жалобе (протесте) должны быть указаны:

1) наименование суда, которому адресуется кассационная жалоба (протест);

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лица, подающего жалобу (протест);

3) наименование суда, принявшего решение, на которое подается жалоба (протест);

4) номер дела, дата принятия решения, предмет требования;

5) требования лица, подающего жалобу (протест) и основания, по которым лицо, подающее жалобу (протест), считает судебный акт неправильным со ссылкой на законы или акты законодательства, обстоятельства дела и доказательства;

6) перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов.

В кассационной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес лица, подающего жалобу, или его представителя.

Статья 229. Направление копий кассационной жалобы (протеста)

Лицо, подающее кассационную жалобу (протест), должно направить или вручить лично под расписку другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы (протеста) и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют.

Статья 230. Документы, прилагаемые к кассационной жалобе (протесту)

К кассационной жалобе прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют;

3) в случае подписания кассационной жалобы представителем — документ, подтверждающий полномочия на ее подписание.

К кассационному протесту прилагается документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии протеста и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

К кассационной жалобе (протесту) на определение о возвращении заявления (жалобы), об отказе в принятии заявления (жалобы), о возвращении апелляционной жалобы (протеста) и об отказе в принятии апелляционной жалобы (протеста) должны быть также приложены возвращенное заявление, жалоба (протест) и документы, прилагавшиеся к ним при подаче в суд.

Статья 249. Право обжалования (опротестования) судебных актов в порядке надзора

Судебные акты по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение.

Судебные акты по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам:

председателем Верховного суда Республики Узбекистан и Генеральным прокурором Республики Узбекистан — на решения, определения и постановления любого суда Республики Узбекистан;

заместителями председателя Верховного суда Республики Узбекистан — на решения, определения и постановления судов Республики Узбекистан, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;

заместителями Генерального прокурора Республики Узбекистан — на решения, определения и постановления судов Республики Узбекистан, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан.

Статья 250. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора

Дела в порядке надзора рассматриваются:

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан — по жалобам (протестам) на судебные акты, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;

Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан — по протестам лиц, указанных в части второй статьи 249 настоящего Кодекса.

Статья 251. Истребование дел

Председатель Верховного суда, Генеральный прокурор Республики Узбекистан и их заместители, а также судьи Верховного суда Республики Узбекистан вправе истребовать из соответствующего административного суда дело для разрешения вопроса о наличии оснований для пересмотра дела в порядке надзора.

Статья 252. Порядок и срок подачи надзорной жалобы (принесения протеста)

Надзорная жалоба (протест) подается непосредственно в Верховный суд Республики Узбекистан.

Надзорная жалоба (протест) может быть подана в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Статья 253. Содержание надзорной жалобы (протеста)

Надзорная жалоба (протест) должна содержать:

1) наименование суда, в который она подается;

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лица, подающего жалобу (протест), его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования (фамилия, имя, отчество) других лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебный акт, который обжалуется (опротестуется);

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу (протест).

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Протест подписывается должностным лицом, принесшим протест.

К надзорной жалобе прилагаются копии судебных актов, принятых по делу, и доказательство направления копии жалобы (протеста) лицам, участвующим в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены также документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как я обжаловал решение в апелляционном суде

В случае истребования административного дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания.

Статья 330 Кодекса административного судопроизводства КАС РФ. Кассационное определение

Отмечая безусловную необходимость и практическую значимость постановления, двое из троих экспертов указали, что разъяснения не являются исчерпывающими. В частности, один из них обратил внимание, что документ не учитывает неравномерность формирования новых судов – когда, к примеру, на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный еще нет. По мнению другого, ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени.

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

Читайте также

Президент подписал закон о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Законом, в частности, вводится ограничение срока пребывания в должности председателя СОЮ

30 Июля 2018

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Читайте также

Поправки в ГПК, АПК и КАС от Верховного Суда

О законопроекте Верховного Суда, который предполагает целый комплекс поправок в ГПК, АПК и КАС

09 Июля 2019

Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом. Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он. Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он. – КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры. Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

Читайте также

Верховный Суд разъяснил применение норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой

Пленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

09 Июля 2019

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная.