подписание акта сверки задолженности. Тем самым, если с даты наступления срока исполнения обязательств прошло три года, но в.

Инвентаризируем дебиторскую и кредиторскую задолженности

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств организации.

В частности, инвентаризацию обязательств нужно провести в срок не ранее 1 декабря <*>.

Инвентаризация обязательств состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Проверяем правильность и обоснованность сумм расчетов, которые числятся в бухучете <*>

Проверка расчетов Счет Процесс проверки и нужная информация
С банками и иными организациями 66,

67

Проверяем документацию по получению кредитов и займов
С бюджетом 68 Сверяем данные бухучета с данными налоговых деклараций, отчетности по страхованию и проверяем перечисленные суммы
С ФСЗН 69
С Белгосстрахом 76-2
С покупателями, заказчиками 62 Проверяем договоры и первичные учетные документы (ТТН, ТН, акты, платежные поручения, выписки банка и другие документы) по исполнению обязательств
С поставщиками, подрядчиками 60
С другими дебиторами и кредиторами 76
С подотчетными лицами 71 Проверяем:

— первичные учетные документы (авансовые отчеты и расходные кассовые ордера);

— соответствие выданных и возвращенных средств данным бухучета;

— целевое использование израсходованных сумм;

— наличие оправдательных документов;

— суммы, срок представления отчетов по которым истек

С работниками 70,

73

Проверяем:

— первичные учетные документы (ведомости начисления зарплаты, лицевые счета и др.);

— наличие сумм заработной платы, не выплаченной работникам в срок из-за их неявки и недепонированной;

— наличие сумм депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности

С учредителями 75 Проверяем:

— учредительные документы;

— протоколы собраний участников (учредителей);

— кассовые и банковские документы, накладные, акты приемки-передачи и другие документы, подтверждающие расчеты с учредителями по вкладам в уставные фонды и по выплате им доходов

На заметку
Сверить расчеты с контрагентами на счетах 60, 62 и 76 лучше заранее (по состоянию на 1 ноября) и составить акты сверки расчетов <*>.

Форму акта сверки расчетов организация может разработать самостоятельно. Составленный документ подписывает руководитель. Обычно в нем предусмотрена и подпись главного бухгалтера для подтверждения указанных в акте сведений. Если организация работает с использованием печати, то можно проставить ее оттиск в акте сверки расчетов. Но не обязательно. А вот внести в акт сведения о договорах и первичных учетных документах, на основании которых возникла задолженность, нужно. Это придаст акту юридическую силу <*>.

Для сверки расчетов с банками данные выписок банков по предоставленным кредитам сравниваются с данными счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Для этого банк выдает организации выписки по состоянию на 1 января. Организация подтверждает данные в них письменно <*>.

Чтобы сверить расчеты с бюджетом, тоже нужна выписка. Только из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней. Для ее получения организация обращается с письменным заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет <*>.

С работниками и подотчетными лицами двухсторонние акты сверки не составляются.

В ходе проведения проверки расчетов могут быть выявлены ошибки. Они исправляются в соответствии с гл. 4 НСБУ N 80. Оформляется бухгалтерская справка-расчет <*>.

Исправление ошибок отражается путем доначисления или уменьшения обязательств <*>.

Этап 2. Определяем состояние задолженности: текущая, просроченная, с истекшим сроком исковой давности, невозможная (нереальная) для взыскания.

Для этого нужно:

— установить дату и причины образования задолженности;

— проанализировать условия договоров о расчетах и т.п.;

— при необходимости проверить данные о нахождении контрагента в процессе ликвидации и запросить сведения из ЕГР.

Этап 3. Проверяем правильность и обоснованность прочих видов обязательств и резервов предстоящих расходов<*>

Проверяемые обязательства Счет Процесс проверки и нужная информация
Резервы предстоящих расходов, установленные законодательством и учетной политикой организации

96

Проверяем:

— формирование резервов;

— использование резервов согласно данным смет, расчетов;

— другое

Этап 4. Оформляем результаты инвентаризации

По результатам проведенной инвентаризации оформляются акт инвентаризации расчетов формы 14-инв и справка к нему. Выявленная задолженность с истекшим сроком исковой давности на основании принятого руководителем решения списывается <*>. Списание кредиторской задолженности отражается следующим образом:

Проводка Содержание операции
Д-т 60, 62, 66, 67, 76 и др. — К-т 90-7, 91-1 Списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, возникшая в связи с осуществлением текущей, инвестиционной или финансовой деятельности

Списание дебиторской задолженности зависит от того, создавался ли резерв по сомнительным долгам <*>:

Проводка Содержание операции
Д-т 63 — К-т 62 Безнадежная дебиторская задолженность списана за счет резерва по сомнительным долгам
Д-т 90-10 — К-т 62 Списание остатка безнадежной дебиторской задолженности, если суммы созданного резерва не хватило
Д-т 90-10, 91-4 — К-т 62, 60, 76 и др. Списание безнадежной дебиторской задолженности, если резерв по сомнительным долгам не создавался
Дт 007 Списанная сумма учитывается за балансом в течение 5 лет со дня списания

На заметку
Результаты инвентаризации отражаются не позднее 31 декабря <*>.

Выявленные ошибки надо исправить в налоговом учете: пересчитать налоговую базу и подать декларации с внесенными изменениями и дополнениями.

Если по списанной кредиторской задолженности истекли сроки исковой давности, ее нужно учитывать при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов <*>.

Убытки от списания дебиторской задолженности включаются во внереализационные расходы <*>.

 

Понравилась статья? Поблагодарите автора.

Как определить критерии для списания дебиторской задолженности и как должник принял и расписался в акте сверки;; прислал письмо — признание долга или Для списания дебиторской и кредиторской задолженности нужно.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как провести сверку взаиморасчетов с контрагентами

Безнадежные долги и невостребованная кредиторка

Как правило, наибольший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности имеет задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Она чаще всего и перерастает в просроченную, если вы по каким-то причинам не торопитесь расплачиваться и возвращать долг. При этом нужно помнить, что срок давности для таких долгов ограничен, и вряд ли стоит закрывать на них глаза.

В годовом балансе общую сумму кредиторcкой задолженности, не погашенной на отчетную дату, отражают по строке 1520. Это задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетами разных уровней, прочими кредиторами.

По правилам бухгалтерского учета кредиторская задолженность учитывается на соответствующих счетах и отражается в бухгалтерской отчетности (в балансе) до момента погашения. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками формируется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При формировании такой задолженности
в балансе нужно указать кредитовое сальдо по этому счету на конец отчетного периода.

Такая задолженность чаще всего и перерастает в просроченную.

Порядок формирования кредиторской задолженности в бухучете

Порядок формирования кредиторской задолженности перед поставщиками или подрядчиками зависит от условий сделки, в рамках которой она возникла. В общем случае ее сумма равна договорной цене полученных материальных ценностей, работ или услуг.

ПРИМЕР 1. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ

В отчетном году ООО «Астра» приобрело материалы на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).

Бухгалтер должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 10   КРЕДИТ 60
100 000 руб. (118 000 – 18 000) – оприходованы материалы;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60
18 000 руб. – учтен НДС по материалам (на основании счета-фактуры поставщика).

На конец отчетного года материалы оплачены не были. По строке 1520 баланса «Астры» нужно указать сумму задолженности перед поставщиком в размере 118 000 руб.

В ряде ситуаций показатель кредиторской задолженности формируют в особом порядке. Например, если вы расплатились с поставщиком собственным векселем, то задолженность перед ним по поставленным ценностям не гасится. Ее сумму также нужно учесть по строке 1520.

Оформление векселем

Для учета задолженности, оформленной векселем, откройте к счету 60 отдельный субсчет «Векселя выданные». Разница между номинальной стоимостью векселя и суммой задолженности перед поставщиком рассматривается как процент за отсрочку платежа.

Эту разницу включают в прочие расходы и увеличивают кредиторскую задолженность. В дальнейшем вексель может быть предъявлен к оплате не только поставщиком, но и любым лицом (по передаточной надписи – индоссаменту). По этой причине аналитический учет векселей по первоначальным держателям не применяется.

ПРИМЕР 2. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ,
ЕСЛИ В ОПЛАТУ ТОВАРОВ БЫЛ ВЫДАН ВЕКСЕЛЬ

В отчетном году ООО «Сатурн» приобрело у АО «Юпитер» материалы на сумму 11 800 руб. (в т. ч. НДС – 1800 руб.) с отсрочкой платежа сроком на 2 месяца.

В счет оплаты материалов ООО «Сатурн» выдало продавцу товарный вексель номинальной стоимостью 12 800 руб.

В учете «Сатурна» эту операцию нужно отразить так:

ДЕБЕТ 10   КРЕДИТ 60
10 000 руб. – оприходованы материалы, в оплату которых выдан вексель;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60
1800 руб. – отражен НДС по материалам;

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 76 субсчет «Векселя выданные»
11 800 руб. – задолженность оформлена векселем;

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 76 субсчет «Векселя выданные»
1000 руб. (12 800 – 11 800) – отражена сумма превышения номинала векселя над стоимостью материалов (дисконт по векселю).

На конец года задолженность погашена не была.

В балансе «Сатурна» по строке 1520 отражают кредиторскую задолженность перед поставщиком, оформленную векселем, в сумме 13 000 руб. (11 800 руб. + 1000 руб.).

Когда задолженность по векселю гасится, бухгалтер делает проводку:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Векселя выданные» КРЕДИТ 50 (51)
погашена задолженность по векселю, предъявленному к оплате.

Когда кредиторскую задолженность нужно списать

Если вы не погасите кредиторскую задолженность перед поставщиком, то ее придется списать.

Сделать это нужно в двух случаях:

  • по задолженности истек срок исковой давности (три года с того момента, как вы в последний раз признали свой долг);
  • стало известно о том, что кредитор ликвидирован.

Другими словами, в этих двух случаях кредиторская задолженность становится безнадежной.

Сумму списанной кредиторской задолженности включите в состав прочих доходов в бухгалтерском учете и в состав внереализационных доходов в налоговом учете.

Порядок списания

Кредиторскую задолженность списывают отдельно по каждому существующему обязательству. При этом основанием для проведения списания является инвентаризация кредиторской задолженности, а также внутренний документ, обосновывающий причины списания
(п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета).

По общему правилу, инвентаризацию компании обязаны проводить ежегодно, чтобы составить годовую бухгалтерскую отчетность, отвечающую критерию достоверности.

Вместе с тем руководитель вправе установить дополнительные основания для ее проведения, а также указать, какие активы и обязательства будут подлежать проверке. Списание «просроченной» кредиторки как раз является таким основанием.

По результатам инвентаризации фор­мируется акт инвентаризации расчетов с кредиторами (форма № ИНВ-17), который содержит информацию о размерах сово­купной, а не только «просроченной» кредиторской задолженности. В акте по каждому кредитору указывается, в частности, его наименование, бухгалтерские счета, на которых учитывается та или иная кредиторская задолженность в текущее время, информация о сверке (об отсутствии сверки, о наличии разночтений) взаиморасчетов с кредитором, а также объемы «просроченной» кредиторской задолженности. Акт составляется инвентаризационной комиссией
в 2 экземплярах и должен быть подписан членами комиссии.

Обратите внимание

В бухгалтерском балансе дебиторскую и кредиторскую задолженности указывают развернуто. Дебиторскую – в активе, а кредиторскую – в пассиве. То есть эти задолженности не сальдируют. Даже при условии, что по аналитическим счетам одного и того же счета возникло как дебетовое, так и кредитовое сальдо.

Для списания просроченной кредиторской задолженности кроме акта инвентаризации необходимо также письменное обоснование ее наличия. Таким обоснованием будет являться бухгалтерская справка, составленная в разрезе синтетических счетов учета на основании данных бухгалтерских регистров, а также прочих подтверждающих задолженность документов (к примеру, акт сверки расчетов с кредитором). Из справки должно явно следовать, когда и по каким причинам образовалась конкретная кредиторская задолженность, каков ее размер. Также в ней должны быть указаны реквизиты кредитора.

На основании акта проведенной инвентаризации и бухгалтерской справки руководитель компании должен подписать приказ, который будет являться основанием для проведения списания.

Списание кредиторской задолженности отражают записью:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91-1
списана кредиторская задолженность.

После списания задолженности ее сумму в балансе не отражают.

Когда списать кредиторскую задолженность выгодно

Сумма списанной кредиторской задолженности увеличивает налогооблагаемую прибыль фирмы. Значит, списать задолженность фирме выгоднее в том налоговом периоде, когда у нее есть убытки, сумма которых больше размера задолженности.

В этом случае налог на прибыль с суммы задолженности фирме платить не придется.

ПРИМЕР 3. СПИСАНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НЕ ПРИВЕЛО К УПЛАТЕ НАЛОГА

На начало IV квартала отчетного года у ООО «Пегас» числится кредиторская задолженность
по полученным, но не оплаченным товарам, срок исковой давности которой в этом квартале истекает.

Сумма задолженности – 59 000 руб.

Фирма определяет выручку при расчете налога на прибыль по методу начисления.
Налог она платит ежеквартально.

Предположим, что по итогам года фирма получила убыток в сумме 120 000 руб. (без учета списанной задолженности).

Бухгалтер «Пегаса» списал задолженность по истечении срока исковой давности проводкой:

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 91-1
59 000 руб. – списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Сумму задолженности в годовом балансе «Пассива» отражать не нужно.

После списания кредиторской задолженности убыток фирмы составит:

120 000 руб. – 59 000 руб. = 61 000 руб.

Налог на прибыль «Пассиву» платить не надо.

Когда кредиторскую задолженность списывать невыгодно

Невыгодно списывать кредиторскую задолженность, если в текущем налоговом периоде фирма получила прибыль или убыток, сумма которого значительно меньше размера долга.

Списав кредиторскую задолженность, фирма будет вынуждена увеличить на нее налогооблагаемую прибыль.

В этой ситуации фирма заинтересована продлить срок исковой давности.

По общему правилу срок исковой давности начинают отсчитывать с даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору.

Обратите внимание

Не включается в состав внереализационных доходов задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов, а также обязательных страховых взносов, пеней и штрафов во внебюджетные фонды (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если же такая дата в договоре не установлена, срок исковой давности исчисляют с момента, когда право собственности на товар перешло от продавца к покупателю (ст. 200 ГК РФ).

Чтобы срок исковой давности прервался и начал отсчитываться снова, поставщик должен обратиться в суд с иском к должнику. В этом случае срок исковой давности прерывается в тот день, когда суд принял исковое заявление.

Кроме того, срок исковой давности прерывается, если фирма признала за собой долг.

Это должно быть подтверждено письменно – письмом или актом сверки расчетов.

Также подтверждением будет перечисление поставщику хоть какой-то суммы денег.
В этом случае фирма-должник кредиторскую задолженность списывать не должна.

Списанная кредиторская задолженность в налоговом учете

Сумму списанной кредиторской задолженности включают в состав внереализационных доходов, если она списана в связи с истечением срока исковой давности (как правило, три года) (п. 18 ст. 250 НК РФ). Делается это на основании данных инвентаризации, письменного обоснования списания (например, бухгалтерской справки) и приказа руководителя организации (письмо Минфина России от 12 сентября 2014 г. № 03-03-Р3/45767).

Дата признания внереализационных доходов в целях налогообложения определяется в соответствии с положениями пункта 4 статьи 271 НК РФ. Доходы в виде списанной кредиторской задолженности напрямую там не упомянуты. На наш взгляд, финансисты полагают, что руководствоваться нужно абзацем 5 подпункта 5 указанной нормы «по иным аналогичным доходам» и учитывать списанную кредиторскую задолженность в год истечения срока исковой давности, а именно в последний день отчетного периода, в котором этот срок истек.

Напомним, что отчетными периодами по налогу на прибыль являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, – месяц,
два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

ПРИМЕР 4. ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА СПИСАНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Срок исковой давности по кредиторской задолженности компании истек 22 августа 2016 года. Пакет документов, обосновывающих списание задолженности, был подготовлен 28 августа 2016 года. Для организации отчетными периодами по налогу на прибыль являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Значит, внереализационный доход должен быть признан на последний день отчетного периода – девять месяцев, то есть 30 сентября 2016 года.

Не забудьте, что не включается в состав внереализационных доходов задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов, а также обязательных страховых взносов, пеней и штрафов во внебюджетные фонды (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС, ранее не принятый к вычету, включается в состав внереализационных расходов (подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Опасности не списания кредиторской задолженности

Практика показывает, что компании-должники не всегда внимательно относятся к кредиторской задолженности и не торопятся (а порой просто пропускают срок) списать свой долг.
Это, разумеется, дает налоговикам основание для доначисления налогов.

Срок исковой давности по векселю

Компания не включила в состав внереализационных доходов кредиторскую задолженность в виде обязательства с истекшим сроком исковой давности по простому векселю сроком платежа по предъявлении, но не ранее наступления обусловленной векселем даты.

Инспекция по результатам выездной проверки сочла, что срок исковой давности по этому обязательству истек, и признать доход следовало.

Компания суд проиграла.

Верховный суд РФ в своем постановлении от 14.07.2016 № 302-КГ16-8806 напомнил: если такой простой вексель не был предъявлен векселедержателем векселедателю (Компании) к оплате в течение годичного срока со дня его составления, то векселедержатель вправе в течение трех лет со дня окончания срока для платежа предъявить векселедателю требования по векселю в исковом порядке.

При этом нужно представить подлинный документ, на котором он основывает свои требования (ст. 851 ГК РФ, п. п. 1, 21 постановления Пленума ВС РФ № 33, Пленума ВАС РФ № 14
от 04.12.2000, ст. ст. 34, 70, 77 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 07.08.1937 № 104/1341, далее – Положение о векселе).

Обратите внимание

НДС, ранее не принятый к вычету, при списании кредиторской задолженности включается в состав внереализационных расходов (подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Законодательно установленным условием перерыва вексельной давности являются действия векселедержателя, совершенные против Компании как векселедателя, а именно предъявление к ней соответствующего иска (ст. 71 Положения о векселе).

Поскольку иск не был предъявлен, право требования векселедержателя по спорным векселям является прекращенным по истечении срока, предусмотренного статьей 70 Положения о векселе.

Суды исходили из того, что материальные требования против Компании по простым векселям сроком по предъявлении считаются погашенными по истечении четырех лет с момента срока для предъявления векселя к оплате (при незаявлении в установленный срок исковых требований).

По истечении этого срока появляются основания для списания кредиторской задолженности
по вексельным обязательствам по истечении срока давности и для включения ее в состав внереализационных доходов (ст. 203 ГК РФ, п. 18 ст. 250 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 17462/09 по делу № А26-5933/2008).

Кредиторская задолженность по дивидендам

Кредиторская задолженность может образоваться и в связи с тем, что акционеру (участнику) фирмы не были выплачены дивиденды.

Если дивиденды не были востребованы, в общем случае их суммы восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли, но в налоговые доходы их не включают. Однако для этого нужны основания.

Лицо, не получившее объявленных дивидендов в связи с тем, что у общества или регистратора нет точных и необходимых адресных данных или банковских реквизитов,, вправе обратиться с требованием о выплате таких (невостребованных) дивидендов в течение трех лет с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества.

При этом срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов при его пропуске восстановлению не подлежит, за исключением случая, если лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы (письмо Минфина России от 21.03.2016 № 03-03-06/1/15735).

По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается.

Такие доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако Закон № 208-ФЗ предусматривает еще одну причину неполучения дивидендов.
От нее зависит то, что они должны быть списаны в качестве просроченной кредиторской задолженности и учтены при налогообложении прибыли.

Суммы кредиторской задолженности по выплате дивидендов в ситуации, когда акционеры общества обращались к обществу с требованием о выплате дивидендов, но не получили удовлетворения из-за отсутствия денежных средств, по истечении срока исковой давности подлежат включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на основании пункта 18 статьи 250 НК РФ.

Редакция «ПБ»

Выбор читателей

Если акт сверки организация решит не создавать, то подтвердить согласование суммы задолженности можно письмом контрагента о.

Бухгалтерский учет списания кредиторской и дебиторской задолженности

По тем или иным причинам у бюджетных организаций могут возникать обязательства перед другими субъектами хозяйственной деятельности или физическими лицами за приобретенные товары, выполненные работы или предоставленные услуги, являющиеся кредиторской задолженностью. В этой статье мы уделим внимание вопросам возникновения кредиторской задолженности и ее учета.

Ирина НЕСТРУГИНА, начальник КРО в г. Харькове

ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Кредиторская задолженность — задолженность организации, учреждения перед другими физическимии юридическими лицами: за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги; по суммам авансов, полученных от других лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ (услуг); по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с работников; задолженность по оплате труда, включая депонированную заработную плату; задолженность по внутриведомственным расчетам; другая задолженность по текущим обязательствам.

Причиной возникновения кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях и организациях в основном является недостаточное финансирование расходов учреждения, произведенных в пределах утвержденных показателей сметы.

Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 51 БКУ распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Это же ежегодно устанавливает и закон о Государственном бюджете Украины. Так, в 2009 году ст. 61 Закона № 835 определено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют соответствующие расходы по общему фонду бюджета только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Госказначейства Украины, и в случае их соответствия бюджетным паспортам. По специальному фонду распорядители бюджетных средств берут обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в него.

Бюджетное обязательство — это любые осуществленные в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или другие аналогичные операции в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Все другие обязательства, т. е. взятые сверх сметных назначений, являются небюджетными.

Согласно Порядку № 136 небюджетное обязательство — любое обязательство по средствам государственного и/или местных бюджетов, взятое распорядителями или получателями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, установленных БКУ, законом о Государственном бюджете Украины и решением о местном бюджете на соответствующий год.

Взятие небюджетных обязательств и покрытие кредиторской небюджетной задолженности за счет бюджетных средств недопустимо. Это является бюджетным правонарушением, имеет последствием приостановление бюджетных ассигнований*и влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 16412 КУоАП — наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 1190 грн.), а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — от 70 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1700 грн.).

* Порядок приостановления бюджетных ассигнований утвержден приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Согласно п. 46 Порядка № 228 объем бюджетных обязательств, взятых учреждением в течение года, должен обеспечить снижение уровня задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и недопущение возникновения задолженности по бюджетным обязательствам в текущем году.

Ежегодно законом о Государственном бюджете уделяется особое внимание вопросам защищенных статей расходов и возникновению задолженности по ним.

2009 год не является исключением. В соответствии со ст. 44 Закона № 835 местные органы власти при утверждении соответствующих бюджетов должны обеспечить в полном объеме потребность в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы, проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по указанным расходам.

Обратим внимание на меры, касающиеся избежания кредиторской задолженности по заработной плате.

В соответствии с письмом Государственного казначейства Украины от 18.04.2007 г. № 3.4-10/1005-4724 для избежания расхождения между зарегистрированными финансовыми обязательствами и кредиторской задолженностью по состоянию на 1-е число отчетного периода Госказначейство предлагает:

— разработать график документооборота**;

** См. статью «График документооборота»//«Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 35, с. 14.

— если срок выплаты заработной платы установлен с 1-го по 5-е число месяца, то табель учета использования рабочего времени составлять до 25-го числа отчетного месяца, а начисление заработной платы и регистрацию финансовых обязательств осуществлять до конца месяца, за который начисляется заработная плата.

Кроме того, учитывая то, что организация оплаты труда осуществляется на основании коллективных договоров, с целью недопущения возникновения кредиторской задолженности по заработной плате Госказначейство рекомендовало распорядителям бюджетных средств пересмотреть условия коллективных договоров по установлению сроков получения заработной платы за вторую половину месяца до 1-го числа следующего месяца.

В соответствии со ст. 26 Закона № 835 распорядителям средств государственного и местных бюджетов необходимо обеспечить заключение соглашений по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления с учетом уменьшения объемов потребления энергоносителей не менее чем на 20 %. Распорядителям бюджетных средств при выполнении бюджета необходимо обеспечить в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по оплате указанных выше товаров и услуг.

При этом согласно разъяснениям Государственного казначейства, предоставленным в письме от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380*, просроченной кредиторской задолженностью считается задолженность, возникающая на 30-й день по истечении срока обязательного платежа в соответствии с заключенными договорами, или если дата платежа не определена после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги.

* Это письмо опубликовано на с. 4 этого номера.

При наличии у распорядителей бюджетных средств просроченной кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг и энергоносителей Государственное казначейство Украины осуществляет платежи общего фонда по расходам, кроме защищенных статей расходов, предусмотренных ст.27 Закона № 835, только после погашения такой задолженности.

Распорядители бюджетных средств должны принимать меры по своевременному получению первичных документов, оговаривая в договорах, соглашениях сроки предоставления поставщиками товаров, работ или услуг первичных документов (платежных требований, накладных, товарно-транспортных накладных и счетов к ним, счетов-фактур и т. п.), которые подтверждают возникновение финансового обязательства. Это позволит своевременно обеспечивать распорядителей бюджетных средств ассигнованиями на проведение расходов и позволит уменьшить кредиторскую задолженность.

КАЗНАЧЕЙСКИЙ УЧЕТ

Учет обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляется органами Государственного казначейства Украины в соответствии с Порядком № 136.

Порядок взятия на казначейский учет небюджетных обязательств Порядком № 136 не определен. Однако следует обратить внимание на письмо Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380. В этом письме четко указано, что органы Госказначейства должны регистрировать и учитывать в бухгалтерском учете исполнения бюджетов все обязательства распорядителей бюджетных средств, не учитывая рамок плановых назначений.

При этом напомним, что в соответствии с п. 19 Порядка № 228 за возникновение небюджетной задолженности по специальному фонду сметы несут ответственность непосредственно распорядители бюджетных средств.

Ответственность за управление бюджетными ассигнованиями и осуществление контроля за выполнением процедур и требований, установленных БКУ, также возложена на распорядителей бюджетных средств (ст. 51 БКУ).

Таким образом, органы Госказначейства должны регистрировать любые обязательства, а отвечать за бюджетные правонарушения в части взятия обязательств сверх сметных назначений будут распорядители бюджетных средств.

В п. 2.11 Порядка № 136 определен перечень случаев, когда органы Государственного казначейства Украины не регистрируют обязательства, а именно при:

— отсутствии документов, подтверждающих факт взятия обязательства;

— несоответствии направлений расходования бюджетных средств обязательству;

— неподаче или подаче неполного пакета подтверждающих документов по проведению процедур закупки товаров, работ и услуг за государственные средства;

— несоблюдении распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, вводимых законодательными и другими нормативно-правовыми актами;

— несоблюдении требований по оформлению поданных документов.

Согласно письму Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380 сумма зарегистрированных непроплаченных финансовых обязательств распорядителя бюджетных средств должна соответствовать сумме кредиторской задолженности и сумме предварительной оплаты, отраженным в отчетах о бюджетной задолженности (форма № 7д, № 7м), установленных Порядками составления месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов на соответствующий год. В конце года сумма финансовых обязательств должна соответствовать сумме кредиторской задолженности, а финансовых обязательств по предварительной оплате и авансовым платежам не должно быть.

УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ

В связи с тяжелой финансовой ситуацией в этом году у бюджетников может появиться желание скрыть кредиторскую задолженность.

Например, учреждение имеет финансирование меньше, чем необходимо за фактически употребленную электроэнергию, и в учете показывает кредиторскую задолженность только на сумму финансирования или не отражает задолженность вообще. Или учреждение получило товарно-материальные ценности, а средств на их оплату на момент получения ТМЦ не имеет и откладывает накладную «до лучших времен», не отразив при этом кредиторскую задолженность в учете. В таких случаях возникает скрытая кредиторская задолженность.

Не советуем вам этого делать, поскольку это является ведением бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, которое влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 1642 КУоАП — наложение штрафа от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 1642 КУоАП, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

Объясним, почему это является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

Законом № 996 предусмотрено, что все хозяйственные операции должны быть отражены в учете в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены,на основании первичных документов. При этом первичные документы должны быть оформлены в установленном порядке и в дальнейшем найти свое отражение в регистрах бухгалтерского учета учреждения, последний день регистрации в которых приходится на последний день отчетного периода*.

* Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 32, с. 8).

Таким образом, вся кредиторская задолженность должна быть отражена в учете учреждения.

В письме Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380 определено, что распорядитель бюджетных средств должен отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции по использованию тепло-, водо-, энергоснабжения и услуг связи в том отчетном периоде, в котором были получены соответствующие первичные документы, подтверждающие фактическое осуществление таких операций. В данном случае идет речь о счетах, предоставленных организациями-поставщиками коммунальных услуг и энергоносителей.

Органы контрольно-ревизионной службы скрытую кредиторскую задолженность могут выявить путем проведения встречных сверок у организаций-поставщиков.

Напомним, что в соответствии с п. 12 ст. 10 Закона № 2939 органы государственной контрольно-ревизионной службы имеют право проводить у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, встречные сверки с целью документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения.

Например, в учреждении здравоохранения, где проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности, установлен большой оборот медицинских препаратов. В ходе ревизии была проведена встречная сверка у организации-поставщика медикаментов, по результатам которой установлено, что оплата по накладной от 12.12.2008 г. № 321/1, по которой учреждение получило медикаменты на сумму 3200 грн., не производилась. При этом по результатам инвентаризации установлены остатки медицинских препаратов. По бухгалтерскому учету медицинские препараты не были оприходованы своевременно, следовательно, кредиторская задолженность перед организацией-поставщиком медикаментов не отражена. Таким образом, специалистами контрольно-ревизионной службы было установлено занижение в учете кредиторской задолженности на сумму 3200 грн.

Другой пример. При проведении инвентаризации в учреждении образования было установлено лишнее количество учебников. Как свидетельствуют результаты встречной сверки в учреждении поставщика учебников ООО «Школьная книга», по данным накладной от 01.02.2009 г. № 12, в учреждение образования были отправлены учебники на сумму 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Документальной ревизией в учреждении образования установлено, что, по данным бухгалтерского учета, поступление этих учебников не отражено и оплата от учреждения образования в ООО «Школьная книга» за полученные учебники не перечислена. Кредиторская задолженность перед ООО «Школьная книга» по данным бухгалтерского учета отсутствует. Таким образом специалистами контрольно-ревизионной службы были установлены остатки товарно-материальных ценностей на сумму 1500 грн. и занижение в учете кредиторской задолженности на сумму 1800 грн.

Для учета расчетов с поставщиками за полученные товары, работы и услуги, оплата за которые будет перечислена позже, используется субсчет 675 «Расчеты с другими кредиторами».

Аналитический учет расчетов по субсчету 675 «Расчеты с другими кредиторами» ведется в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами» (Форма № 409 (бюджет)).

Записи в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами» осуществляются отдельно по каждому кредитору и в разрезе кодов экономической классификации расходов позиционным методом по каждой операции, подтвержденной документом (платежным поручением, счетом-фактурой и т. п.).

Операции по расчетам с кредиторами, осуществляемые за счет средств специального фонда, ведутся в отдельном ордере по этой форме.

Полученные материальные ценности и услуги, за которые учреждение рассчитается в будущем, или зачисленные денежные средства за материальные ценности и услуги, которые будут отгружены и предоставлены учреждением в будущем, сопровождаются записями в кредит субсчета 675 «Расчеты с другими кредиторами» и дебет корреспондентских субсчетов по графам 2, 5, 8 — 12 в строке соответствующего кредитора.

В графе «Остаток на конец месяца по субсчету 675» рассчитывается общий остаток и отдельно по каждому кредитору в разрезе кодов экономической классификации расходов.

В соответствии с письмом Государственного казначейства Украины от 23.01.2009 г. № 15-04/170-1063 распорядители бюджетных средств ежемесячно составляют и подают в органы Государственного казначейства Украины следующие формы финансовой отчетности:

— «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (форма № 7д, № 7м);

— «Отчет о задолженности по отдельным программам» (форма № 7д.1, № 7м.1).

В указанных формах финансовой отчетности приводятся суммы дебиторской и кредиторской задолженности, сложившиеся в учреждении на начало года и на отчетную дату.

Согласно п. 1.5 Инструкции № 90 учреждения обязаны проводить инвентаризацию расчетов:

— с дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год;

— в порядке плановых платежей и с депонентами — не менее одного раза в месяц;

— платежей в бюджет — не менее одного раза в квартал.

Это позволяет осуществлять своевременный контроль за сроками возникновения задолженности, ее состоянием, течением срока исковой давности и выявлять задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Напомним, что согласно ст.257 ГКУ общая исковая давность установлена продолжительностью в три года. Таким образом, в течение трех лет кредитор может и должен совершить действия для взыскания задолженности — вести претензионно-исковую работу.

Контролировать сроки возникновения и ход задолженности обязан работник бухгалтерии, на которого возложены обязанности по учету расчетов, главный бухгалтер или его заместитель.

Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, должны проводить списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, в соответствии с Порядком № 73.

В бухгалтерском учете списание сумм кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, отражается следующим образом:

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Списаны суммы кредиторской задолженности:

— по средствам общего фонда бюджета

675

431

— по средствам специального фонда бюджета

675

432

Более детальному рассмотрению вопросов списания просроченной кредиторской задолженности посвящена статья «Списываем просроченную задолженность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 24, с. 20).

Следует отметить, что Государственное казначейство Украины в письме от 04.06.2008 г. № 15-06/1372-8937 отмечает, что возникновение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений в основном связано с несовершенством планирования ими объема расходов на обеспечение своей деятельности, несовершенством управления бюджетными ресурсами, а также снесоблюдением бюджетными учреждениями финансовой дисциплины при взятии обязательств и проведении платежей. Поэтому все участники бюджетного процесса должны неуклонно соблюдать требования БКУ и других законодательно-нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения в Украине, в том числе по взятию обязательств распорядителями бюджетных средств.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 835 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 2939 — Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Порядок № 136 — Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136.

Порядок № 73 — Порядок списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 08.05.2001 г. № 73.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це

Акты сверок не подписывались. Каковы способы и варианты списания данной кредиторской задолженности? Каковы все нюансы.