Ведущим направлением экспертной работы является производство судебно-​психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам, а также.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Jump to navigation

Виды экспертной и консультационной работы

  • Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого (подсудимого). Каждый из рассматриваемых видов психологической экспертизы может претендовать на подобное название предмета экспертизы, поскольку практически в любом случае проводится экспертное исследование личности испытуемого. Однако, выделяемая как отдельный вид, судебно-психологическая экспертиза имеет собственные задачи – создание объективного психологического портрета подэкспертного, выявление его индивидуально-психологических особенностей, психологических мотивов противоправных поступков. Юридическую важность имеют те свойства и состояния личности виновного, которые проявились в механизме преступного поведения. Правовым последствием является учет судом индивидуально-психологических особенностей либо как смягчающее, либо как отягчающее обстоятельство.
  • Судебно-психологическая экспертиза аффекта – достаточно традиционный и  часто назначаемый вид судебно-психологической экспертизы. Психолог-эксперт при проведении этой экспертизы руководствуется тем, что физиологический аффект не является патологическим эмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его, не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, снижая уровень осмысления окружающего.
  • Судебно-психологическая экспертиза способности  несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Подобный вид экспертизы связан с решением вопроса о способности несовершеннолетнего нести уголовную ответственность за инкриминируемое ему деяние. Подобный вывод психолога-эксперта базируется на анализе возможности несовершеннолетнего осознавать значение своих действий и руководить ими.
  • Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Поводом для назначения такого рода экспертизы могут служить данные о низком уровне развития свидетелей и потерпевших, недостаточности развития речи, противоречивость показаний, особенностях характера (внушаемость, склонность к фантазированию и т.д.), недостаточных условиях восприятия, необычном психическом состоянии в момент восприятия событий (растерянность, напряженность, тревога, фрустрация), наличие эйдетической памяти, возможное влияние на свидетеля или потерпевшего заинтересованных лиц.
  • Судебно-психологическая экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивлении. При расследовании дел о сексуальном насилии центральным является момент оценки состояния жертвы, а именно. Установление факта нахождения потерпевших в беспомощном состоянии, поскольку изнасилованием является сексуальный акт, совершенный с использованием беспомощного состояния потерпевших. Законодатель указывает, что беспомощное состояние предполагает неспособность понимать характер и значение сексуальных действий и невозможность оказания сопротивления. 
  • Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (посмертная экспертиза).Этот вид экспертизы помогает следственным органам установить, является ли самоубийство добровольным актом или имело место доведение до самоубийства. Психолог-эксперт дает вероятностное заключение о психическом состоянии, предшествующего смерти.
  • Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза – назначается в отношении обвиняемых, свидетелей и потерпевших, у которых предполагаются пограничные состояния психического здоровья. К пограничным состояниям относятся минимальная мозговая дисфункция (ММД), последствия органического поражения головного мозга, интеллектуальное недоразвитие в форме олигофрении степени легкой дебильности, психопатии, неврозы и др. основными задачами комплексной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) являются: квалификация психического состояния испытуемого, определение индивидуально-психологических свойств и определение влияния выявленных характеристик  на его возможности  адекватно отражать окружающее и регулировать свое криминальное или виктимное поведение в конкретной ситуации.
  • Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза – в ходе исследования сравнительному лингвистическому анализу подвергаются исследуемые тексты, свободные и экспериментальные образцы письменной речи испытуемого. В отношении испытуемого проводится также экспериментально-психологическое обследование.
  • Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза – назначается в случаях необходимости установления направленности и степени воздействия на сознание и бессознательную сферу личности произведений искусства, порнографического,  садистского или экстремистского содержания.
  • Судебно-психологическое исследование преступной группировки. Потребности практики и развитие психологической науки расширили возможности судебно-психологической экспертизы, в том числе и анализа участившихся в настоящее время групповых криминальных действий. Эксперт-психолог анализирует структуру и функции группы, распределение ролей, помогает определить лидера преступной группировки.
  • Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном ущербе – новый вид судебно-психологической экспертизы,  когда психолог может установить наличие либо отсутствие причиненного личности морального ущерба. По этому виду экспертизы психологом исследуются индивидуально-психологические особенности личности подэкспертного, основные жизненные ценности и т.д. 
  • Психологическая экспертиза рекламы. Этот вид психологической (психотехнической) экспертизы в редких случаях имеет судебную перспективу, но она все чаще используется не только в маркетинговых исследованиях, но и с целью установления фактора небезопасности рекламы в воздействии на массового потребителя, пределах ее добросовестности и этичности. Экспертиза предполагает не только анализ формально-содержательных аспектов рекламы с целью выявления источника патогенности на уровне текстовых форматов, но и выявление аффективной реакции потребителей на рекламу.
  • Психологическая экспертиза Internet-пространства. В настоящее время отсутствуют судебные прецеденты этого вида экспертизы, но стали возможными отдельные консультации специалистов-психологов в ходе психотехнических и психолингвистических экспертиз сайтов, баннеров, чатов, форумов, способов навигации, содержания материалов, сопровождающихся неблагоприятными манипулятивными воздействиями на пользователей или прямыми оскорблениями их с применением ненормативной лексики. Безопасность Internet-функционирования в настоящее время не обеспечена ни в правовом, ни в этическом аспекте, поэтому  Internet- пространство сейчас представляет собой, кроме всего прочего, нагромождение агрессии, цинизма, мстительности, анонимности. Манипуляций, деформаций и явлений психической патологии, что может оказывать неблагоприятное психологическое воздействие на жизнедеятельность отдельных представителей Internet- сообщества, особенно молодежь, являющуюся основным потребителей Internet-услуг. 
  • Судебно-психологическая экспертиза родительских прав — правовыми последствиями этого вида экспертизы является, согласно ст. 73 Семейного Кодекса, лишение родительских прав и ограничение родительских прав  в виде отобрания детей без лишения родительских прав.
  • Комплексная медико-социальная (трудовая) экспертиза – руководствуется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» (1995). Заключение клинициста и психолога должно содержать квалификацию нозологической формы заболевания в соотчветствии с МКБ-10, определение течения заболевания, степени функциональных нарушений, уровень сохранности профессиональных знаний и навыков.
  • Комплексная военно-врачебная экспертиза – имеет целью определение годности к военной службе призывников и военнослужащих, регулирует правовые отношения  между государством и гражданами, на которых возлагается воинская обязанность. Заказчиком экспертизы является Военное ведомство, ее цель – укомплектовать Вооруженные силы психически здоровыми, умственно развитыми, нравственно зрелыми, способными освоить воинскую специальность, адаптироваться к военной службе и преодолеть специфические для нее психофизические нагрузки. Освидетельствование призывников – это всегда психолого-психиатрическое исследование, здесь психолог работает патопсихологом, его задачей является прогноз поведения в армейских условиях.
  • Экспертиза недееспособности как способности приобретать и защищать права проводится  согласно ст. 21 ГК, может назначаться принудительно и обычно проводится как комплексная (врач+психолог) в гражданском процессе. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является способность самостоятельного заключения сделок («сделкоспособность») и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность («деликтоспособность»). ГК РФ в качестве элемента дееспособности гражданина выделил также возможность гражданина заниматься предпринимательской. Правовым последствием является установление опеки для обеспечения социально-правовой защиты данного лица. В настоящее время часты случаи проведения подобного рода экспертизы на дому (для нетранспортабельных больных) – этот вопрос решается ВКК районной поликлиники.
Общим принципом судебно-психологической экспертизы является направленность исследования на анализ содержания и структуры индивидуального.

Психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Такое исследование осуществляется амбулаторно комиссией экспертов или одним экспертом (если создание экспертной комиссии невозможно или нецелесообразно).
Судебная психологическая экспертиза базируется на данных психологической науки, категориях и понятиях общей психологии и использует возможности всех отраслей психологии. В судебной психологической экспертизе системно используются надежные, положительно зарекомендовавшие себя в экспертной практике методы, заимствованные из общей психологии, клинической психологии дифференциальной психологии, психофизиологии, психолингвистики, психологии речи и других областей, а также специально разработанные для решения конкретных экспертных задач и выяснения обстоятельств, способствующих установлению истины по делу.
В последнее время в судопроизводстве все чаще возникает необходимость в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Общим объектом для указанных экспертиз является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимый период.
Цель комплексной психолого-психиатрической экспертизы состоит в более дифференцированной, чем при проведении судебно-психиатрической экспертизы, оценке индивидуальной возможности подэкспертного полностью сознавать значение своих действии и определении, в какой мере он мог ими руководить. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться также в отношении свидетелей и потерпевших.
Назначение судебно-психологической экспертизы по уголовному делу целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической (или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы).
Как род судебная психологическая экспертиза может быть условно разделена на виды (отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих родовых объектов исследования):
экспертизу психических (эмоциональных) состояний;
экспертизу индивидуально-психологических особенностей;
экспертизу психических процессов.
Родовым объектом судебной психологической экспертизы является психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение. Судебно-экспертному психологическому исследованию подвергаются живые лица, требующие очного обследования; лица, в отношении которых обследование проводится заочно (в отсутствие лица либо в отношении умершего лица, посмертные); вещественные доказательства (тексты, видео-, аудиозаписи, материализованные продукты деятельности); документы и материалы дела.
Специфика объекта судебной психологической экспертизы обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением соответствующих методов. При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования также становятся материализованными источниками информации, которые содержат общие психологические сведения о субъекте и сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведении) субъекта в определенный период.
Экспертному исследованию и анализу подвергаются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, проч.), справки, медицинская документация, показания участников процесса; письменные доказательства, вещественные доказательства, документы, аудио-, видеозаписи, заключения судебных экспертиз других родов (медицинской, психиатрической, криминалистической) и т.д. Изучение и анализ материалов дела является основным методом судебной психологической экспертизы.
Эффективность судебной психологической экспертизы во многом определяется корректностью вопросов, выносимых на разрешение эксперта. В судебной и следственной практике нередки случаи постановки вопросов, либо не относящихся к компетенции судебной психологической экспертизы, либо не конкретизирующих задачу экспертного исследования. Недопустимо ставить перед экспертом-психологом правовые вопросы. Эксперт-психолог не должен давать правовую оценку материалам дела, имеющимся в них доказательствам, устанавливать виновность лица, квалифицировать совершенные деяния.
К задачам судебной психологической экспертизы относится установление характера психического состояния лица и его влияния на подлежащее правовой оценке поведение. В психологии понятие » психическое состояние» используется для условного вычленения в психике человека относительно статического момента в отличие от динамических моментов, отображенных в понятии «психический процесс», и устойчивых, т.е. закрепленных и повторяемых, проявлений психики, отображенных в понятии «психическое свойство». Различные проявления психики могут рассматриваться одновременно как психическое состояние, психический процесс и психическое свойство*(187).
В судебной психологической экспертизе понятие психического состояния трактуется в широком смысле как интегративный показатель функционирования всех психических процессов во взаимосвязи с психическими свойствами.

Примерные вопросы:

I. Установлении способности воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обследуемого и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?
Учитывая психическое состояние обследуемого в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?
Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого)?
Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?

II. Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному.
Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности, например не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий?
Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказать сопротивление?

III. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими.
Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии и если да, то в чем конкретно они выражаются?
Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?
Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

IV. Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность.
Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?
Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?

V. Установление психических особенностей, исключающих нормальное выполнение профессиональных функций.
Находился ли обследуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
Мог ли обследуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его?
Соответствует ли психологический уровень сформированности у обследуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?

VI. Установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
Если обследуемое лицо находилось в предшествующий смерти период в предрасполагающем к самоубийству состоянии, чем это состояние могло быть вызвано?

VII. Установление у испытуемого лица особенностей, которые могли способствовать совершению противоправных действий.
Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Наиболее распространенными в гражданском процессе являются следующие виды судебно-психологических экспертиз, устанавливающих:
эмоциональное состояние;
способность стороны в процессе, в том числе несовершеннолетней, в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими;
способность сторон, свидетелей, как взрослых, так и несовершеннолетних, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания;
личностные особенности сторон в деле;
особенности функционирования в человеко-машинных системах (при выполнении человеком профессиональных функций в области управления современной техникой) — преимущественно в отношении ответчиков по регрессным искам;
содержание и иерархия основных мотивационных линий личности.
В гражданском процессе судебная психологическая экспертиза назначается по таким категориям дел, как:
дела о признании недействительными сделок с пороками воли (ст. 177, 178, 179 ГК РФ) — при наличии обоснованного сомнения в нарушении волеизъявления стороны, не было ли у стороны сделки сформировано неправильное представление о ее существе, не действовала ли сторона в условиях принуждения и т.п.;
о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ) для установления психического состояния лица в период, последовавший после психотравмирующего события, качественных и динамических характеристик такого состояния (глубины, стойкости, длительности); ценностей и отношений субъекта, наименее устойчивых к психотравмирующему воздействию, особенностей, способствующих увеличению глубины и интенсивности негативных субъективных переживаний (страданий), причинно-следственной связи между состоянием, имеющимися изменениями в психической деятельности и психотравмирующим событием (действиями причинителя вреда);
об определении места проживания ребенка, порядка участия в воспитании отдельно проживающего родителя, целесообразности усыновления, о лишении или ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах, установлении опеки и попечительства (ст. 24, 65, 66, 67, 69, 72, 75, 76, 146 СК РФ) для установления действительного отношения и привязанности ребенка к каждому из родителей (или опекунов), влияния состояния, личных качеств (индивидуально-психологических особенностей) родителей, опекунов, их действительного отношения к ребенку, стиля воспитания и прочих психологических факторов на всестороннее развитие ребенка.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как судебная практика может потребовать расширить круг гражданских дел, по которым может быть назначена судебная психологическая экспертиза.
В последнее время судебная психологическая экспертиза нередко назначается при рассмотрении дел об оспаривании сделок по основаниям ст. 177 ГК РФ. Эта потребность проявилась в увеличении числа экспертиз (психологических, а также комплексных психолого-психиатрических), назначаемых по указанным делам с целью установления наличия у стороны сделки психологических коррелятов порока воли.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как назначается и проводится экспертиза по гражданскому делу

Общим предметом судебно-психологической экспертизы являются психологические особенности (свойства, состояния, процессы) психически здорового.

9. Назначение психологической экспертизы

Содержание

Введение 3

1. Понятие и содержание методов судебно-психологической экспертизы 4

2. Назначение судебно-психологической экспертизы 7

3. Метод психологической экспертизы 11

Заключение 15

Литература 17

Введение

Понятие судебно-психологической экспертизы может быть дано посредством конкретизации общего определения судебной экспертизы, с учетом ее родовых признаков.

Судебно-психологическая экспертиза — это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом — экспертом в отношении человека — субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога

Понятно, что специфика данной экспертизы обусловливается характером и особенностями науки психологии — как отрасли знания, теоретически и экспериментально разрабатываемой основные психологические проблемы (т. е. такие, основным объектом которых является человек, его психика).

В начале 70-х годов в области судебной экспертизы возникло новое направление, основывавшееся на достижениях и исследованиях психиатриии и психологии – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Сегодня такая экспертиза имеет огромное значение для юриспруденции. Она сочетает в себе использование научных и методических возможностей судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человека и, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования.

1. Понятие и содержание методов судебно-психологической экспертизы

Современной психологии свойственна «разветвленность»; сложились целые подотрасли психологической науки — инженерная психология, геронтопсихология, клиническая, педагогическая, социальная, юридическая (в том числе судебная) психология и целый ряд других. Каждой такой подотрасли свойствен свой частный предмет, выработаны специальные методы исследования. В то же время теоретической и методологической базой для всех подотраслей психологии является общая психология, разработанный ею категориальный и понятийный аппарат, общие методы психологического исследования. Данный тезис справедлив и в отношении теории судебно-психологической экспертизы.

Постулаты общей психологии важны для построения специальных методов психологического исследования. В качестве постулатов выделяют: соответствие выводов фактам реальной действительности, проверяемость выводов, прогностическую функцию психологического исследования.

Соответствие психологической экспертизы постулатам означает, что любой специальный метод, применяемый в ходе исследования, должен быть апробирован, научно обоснован, а используемая экспертом методика позволяла бы не только выявить свойства, состояние личности в момент исследования, но и дать профессиональную оценку на будущее или прошедшее время (последнее особенно актуально для судебно-психологической экспертизы — в большинстве случаев эксперт вынужден исследовать событие, действие, имевшее место в прошлом).

Таким образом, для содержания судебно-психологической экспертизы — как специального психологического исследования — важнейшей характеристикой является соответствие разработанным общей психологией категориям, постулатам, принципам. В ходе любого психологического исследования (экспертизы в том числе) применяются психологические законы и закономерности, а общий объект и общий предмет произведен от объекта и предмета общей психологии.

Подчеркнем, что понятия психологического исследования и судебно-психологической экспертизы не совпадают. Всякая судебно-психологическая экспертиза есть специально психологическое исследование, но не всякое психологическое исследование является судебной экспертизой. Психологическое исследование составляет ядро экспертизы и подчинено принципам, законам и закономерностям науки психологии.

В ходе психологической экспертизы, как и при производстве иной судебной экспертизы, эксперт при помощи специальных методов устанавливает различные факты психологической природы (свойства личности, установки, доминанты поведения, особенности познавательных процессов и т. д.). Такие факты являются промежуточными и сами по себе — в отрыве от вывода эксперта — никакого доказательственного значения в судебном процессе не имеют. Суд не вправе, ссылаясь, например, на выявленное экспертом свойство внушаемости, сделать вывод о неспособности субъекта к свободному принятию решения в заданной ситуации. Для этого необходима профессиональная оценка специальных фактов в их совокупности. Выявление промежуточных фактов — необходимый этап специального исследования, позволяющий эксперту сделать окончательный вывод на поставленный судом вопрос.

2. Назначение судебно-психологической экспертизы

Определяя круг гражданских дел, при судебном рассмотрении которых возможно использование психиатрической экспертизы, следует исходить из общих критериев, а именно специфики подлежащих установлению юридических фактов, содержащих медицинский (психиатрический) критерий. Возможность применения психиатрической экспертизы обусловлена потребностью в установлении определенного — болезненного — психического состояния гражданина, когда норма материального права связывает с этим обстоятельством наступление конкретных юридических последствий.

Обязательность назначения психиатрической экспертизы по данной категории дел обусловлена включением медицинского критерия в норму материального права, подлежащую применению.

Так, если будет выявлено, что гражданин страдает психическим заболеванием, но оно не влечет за собой неспособности понимать смысл совершаемых действий или руководить ими, то это не может служить основанием для признания гражданина недееспособным.

Психиатрическая экспертиза может быть использована в гражданском процессе при рассмотрении тех дел, правильное разрешение которых зависит от определенного психического состояния лица в момент совершения юридически значимых действий. Причем такое состояние должно быть обусловлено факторами медицинского (болезненного) характера.

Психическое расстройство по современным представлениям характеризуется нарушенностью связей в механизме психического отражения, которое является функцией мозга. Нарушение психического отражения, его неполнота или искажение — вот характерные признаки болезненного состояния. Болезнь является следствием психического процесса и одновременно деформирует его. Душевное расстройство понимается как болезненное нарушение восприятия, поведения, переработки переживаний, телесных функций[1]

Таким образом, психиатрическая экспертиза направлена на определение степени осознанности или полноценности волеизъявления в тех случаях, когда имеются данные, позволяющие предположить наличие у лица болезненного психического расстройства, и когда данный фактор имеет юридическое значение

Следует отличать содержащийся в нормах материального права медицинский (психиатрический) критерий от психологического. О психиатрическом критерии в собственном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда юридические последствия связываются именно с психическим расстройством (как это имеет место в рассмотренной ст. 29 ГК РФ), а не просто с полноценностью осознания и волеизъявления.

Однако критерии осознанности и полноценности волеизъявления сами по себе имеют психологическую природу и если законодатель не указывает их причиной болезненное психическое состояние, их недопустимо связывать только с таким состоянием.

Поясним на примере. Гражданское законодательство предусматривает возможность признания судом недействительной сделки, совершенной дееспособным, гражданином, но находящимся в состоянии, исключающем способность понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК). Здесь юридическое значение имеет психологический критерий, заключающийся в деформации осознанности и/или волеизъявления. Причины такой деформации могут быть как чисто психологическими (состояние аффекта), так и медицинскими — психиатрическими (психическая болезнь, иное болезненное состояние). Для выяснения обстоятельств, указанных в гипотезе ст. 177 ГК, необходим психологический анализ поведения в момент заключения сделки. В случае, если у суда есть сомнения в психической полноценности действующего субъекта, необходим комплексный психолого-психиатрический анализ. Одного психиатрического исследования недостаточно, ибо, помимо выявления патологических изменений, необходимо определить, как они повлияли на психологический механизм поведения, а это сфера психологического анализа.

Таким образом, психиатрическая экспертиза в «чистом виде» используется при рассмотрении гражданских дел только тогда, когда подлежащая применению по ним норма материального права содержит медицинский (психиатрический) критерий, связывая определенные юридические последствия с состоянием психического здоровья.

На наш взгляд, психиатрическая экспертиза может применяться в отдельных случаях и по другим категориям семейных дел, в которых суду надлежит применить норму оценочного характера. Это возможно лишь тогда, когда имеются поводы и общие основания к назначению такой экспертизы, а ее результаты, с учетом конкретных обстоятельств, способны дать доказательственную информацию. К примеру, ст. 22 СК РФ связывает расторжение брака с установлением факта невозможности дальнейшей совместной жизни и сохранения семьи. Бывают ситуации, когда невозможность сохранения семьи обусловлена психическим заболеванием одного из супругов. Подтверждение данного обстоятельства, которое оценивается в совокупности с другими доказательствами, может иметь доказательственное значение для установления, препятствует или нет психическое расстройство продолжению нормальных семейных отношений.

Законодатель допускает лишь один случай принудительного направления на психиатрическую экспертизу. Более того, законодательно определены условия, при которых это возможно. Во-первых, принять решение о принудительном направлении — право, но не обязанность суда. Даже если налицо имеются все условия, с которыми закон связывает возможность принудительного направления, суд может и не прибегать к такой мере. Во-вторых, принудительное направление допускается, как подчеркивает законодатель, в исключительных случаях, при явном уклонении лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным, от прохождения экспертизы. В-третьих, вопрос о принудительном направлении решается в судебном заседании при участии прокурора и психиатра с тем, чтобы обеспечить права личности, гарантировать недопустимость необоснованного и незаконного ущемления свободы личности посредством процессуального принуждения.

3. Метод психологической экспертизы

Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы.

При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные качественные характеристики психической деятельности.

Метод психологического исследования предполагает использование для достижения экспертных целей психологических законов и закономерностей, которые могут быть «приложимы» к качественно различным объектам. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики.

К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, методы воздействия. Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Довольно широко используется тестирование (например, тесты MMPI, ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.). Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Допустим, исследование изменений состояния человека в нестандартной ситуации проводится при помощи психофизиологического метода, психометрических проб, метода операторских задач, личностных тестов. В некоторых случаях необходим психолингвистический метод исследования (исследование содержательной стороны документа, письма с целью установления отобразившихся в нем навыков мышления, особенностей памяти, восприятия).

Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то этой констатацией компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ — компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.

Однако на практике нередки случаи, когда, с одной стороны, необходимо установить обстоятельства психологической природы (например, способность лица в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий), с другой — имеются сведения об отклонениях в психике непсихотического характера (т е не связанных с психическим заболеванием) В подобных ситуациях при производстве экспертного исследования необходимо взаимодействие специалистов как в области психологии, так и психиатрии. Иначе говоря, возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы

Окончательно вопросы предмета и метода комплексной экспертизы не разрешены, дискусионна проблема пределов научных компетенции психолога и психиатра [Подробнее об этом см.: Кудрявцев И. А Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.]. Можно сказать, что общим предметом комплексной экспертизы является такая психическая деятельность, которая в целом подчиняется психологическим законам и закономерностям, но последние «отягощены» определенными изменениями психики непсихотического характера. Большинство ученых полагают, что психолого-психиатрическая экспертиза необходима, когда речь идет о так называемых пограничных состояниях, олигофрении, неврозах, психопатиях, об установлении аффекта (непатологического) у психически больных, а также о выявлении психологических факторов поведения (действий) психически больных, находящихся в стадии ремиссии. При производстве комплексной экспертизы на разных этапах используются оба метода психиатрического и психологического исследования.

Заключение

Результаты данного исследования могут иметь определенное доказательственное значение при выявлении судом форм гражданско-правовой вины и их отграничении друг от друга (что особенно актуально для форм неосторожной вины).

Подчеркнем, что речь идет именно о психологической, а не юридической мотивации (которую вправе установить только суд); эти понятия не синонимичны. В юриспруденции мотив — всегда социально-оценочная категория, при помощи которой поведение (уже совершенные действия) оценивается в ретроспективе как позитивное или негативное (с юридической точки зрения). В психологии мотив также рассматривается как побуждающий к действию фактор, но его содержание раскрывается через психологические категории, а не социально-оценочные (через структуру личности, ее потребности, установки). Это дает возможность в принципе проектировать данные качества на конкретную ситуацию Психологический мотив — это определенная реальность, объект, который отвечает той или иной потребности и который, в той или иной форме отражаясь объектом, ведет его деятельность (А. Н. Леонтьев). Иначе говоря, мотив означает то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее. В юриспруденции же понимание мотива зачастую соответствует психологическому понятию цели действия.

Поводами к назначению психологической экспертизы по определению основных мотивационных линий личности и их иерархии можно назвать данные, вызывающие сомнения относительно мотивов того или иного поведения, необычность, причудливость мотивации, несоответствие характера поведения целям, противоречивость в объяснении причин собственного поведения и т п. Это могут быть, например, сведения о конфликтах в семье при рассмотрении дела, возникшего из брачно-семейных отношений, о «жестком» поведении супругов, их непонимании друг друга или детей.

Литература

  1. Белкин Р.С. «Криминалистика». МГУ. Москва, 1995 г.

  2. Виноградов Е.В.Экспертизы на предварительном следствии. – М.: Госиздат, 1959 г.

  3. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 16

  4. Кудрявцев М.А.Судебная психолго-психиатрическая экспертиза. – М.: Юридическая литература, 1988.

  5. Судебная медицина». «Юридическая литература»Москва, 1974 г.

  6. Экспертизы в судебной практике. Изд-во при Киевском университете. 1987 г.

  7. Яковлев Я.Л. Подготовка и направление следователем материалов на криминалистическую экспертизу. — Душанбе, 1989 г


Загрузить файл


Похожие страницы:

  1. Судебнопсихологическаяэкспертиза

    Реферат >> Государство и право

    … более простой метод и т.п. Назначение судебнойэкспертизы, ее результаты оказывают сильное психологическое воздействие … специальных методик и т.д. Судебнопсихологическаяэкспертиза. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач …

  2. Судебнопсихологическаяэкспертиза (2)

    Реферат >> Психология

    … функционирует судебно-психиатрические отделения. 1. Предмет, объект виды судебнопсихологическойэкспертизы От правильного выбора методов исследования …

  3. Судебнопсихологическаяэкспертиза сущность, назначение, порядок проведения

    Реферат >> Психология

    … исследованию. Проводя судебнопсихологическуюэкспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные …

  4. Судебнопсихологическаяэкспертиза (3)

    Реферат >> Психология

    … как в целом судебнопсихологическойэкспертизы, так и использования в ней более разнообразных методовпсихологического исследования. Использованная литература …

  5. Судебнопсихологическаяэкспертиза (4)

    Реферат >> Психология

    … эксперта – психолога. Судебнопсихологическаяэкспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием широкого перечня методов. В каждом отдельном …

Хочу больше похожих работ…

Исключением является психологическая достоверность показаний, как предмет новых видов судебно-психологической экспертизы (например, по.