Введение. 1. Природа конфликта. Сyщность конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Причины и обстоятельства трудовых споров.

Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров, конфликтов

Конфликты между людьми, группами людей существует столько, сколько существует человек. Проблема трудовых конфликтов и споров актуальна для любой организации. В трудовой деятельности конфликты неизбежны. Трудовой конфликт отличается от трудового спора.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях (ст. 398 ТК РФ). День начала коллективного трудового спора – это день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения.

Требования, выдвигаемые работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя и (или) их выборным представительным органом, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю (о правомочности собрания и конференции в ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Для поиска сторонами спора компромиссного решения предусмотрены примирительные процедуры. Их стадии определены в ст. 401 ТК РФ: на первой стадии должна быть предпринята попытка разрешить спор без участия третьих лиц; на второй – попытка примирения с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Примирительные процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с помощью посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 401 ТК РФ после рассмотрения спора примирительной комиссией стороны могут обратиться к посреднику или минуя его – в трудовой арбитраж.  

Дни, которые можно расценить как начало коллективного трудового спора, названы в ч. 3 ст. 398 ТК РФ:

  • день, когда работодатель (его представитель) сообщает об отклонении всех или части требований работников (их представителей);
  • день, когда истек срок, предоставленный работодателю для ответа на направленные ему требования работников, а он не сообщил о своем решении (ст. 400 ТК РФ дает ему на это два рабочих дня).

День начала коллективного трудового спора важно определить точно, поскольку в соответствии со ст. 402 ТК РФ примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, что предусмотрено ст. 399 ТК РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 40 ТК РФ правом представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров относительно подготовки, заключения, изменения коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации наделяется представитель этого подразделения. Он определяется в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров организации в целом, которые изложены в ст. 37 ТК РФ.

В случае, если работодатель не выполняет свои обязательства, согласно ч. 2, 3 и 4 ст. 399 ТК РФ, требования, выдвигаемые к работодателю, утверждаются на общем собрании (конференции), излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Требования профсоюзов и их объединений направляются сторонам социального партнерства.
Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Он должен оказать помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения, содействовать его урегулированию. Чем раньше данному государственному органу станет известно о выдвигаемых работниками требованиях, тем больше у него будет времени на выяснение всех обстоятельств спора до того момента, как спор будет перенесен на его рассмотрение (если, конечно, его помощь не приведет к урегулированию спора раньше).

Статьей 400 ТК РФ работодателю установлен жесткий срок для ответа на требования работников – два рабочих дня со дня получения требований. Со дня начала трудового спора начинается срок для создания примирительной комиссии (три рабочих дня), если работодатель нс удовлетворит требований работников.

Создание и порядок действия примирительной комиссии следующий:

  1. Решение о создании комиссии на локальном уровне социального партнерства оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.
  2. Решения о создании примирительных комиссий при урегулировании коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
  3. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
  4. Решение примирительных комиссий принимается по соглашению сторон спора, оформляется протоколом, имеет для сторон спора обязательную силу и исполняется в порядке и в сроки, установленные данным решением.
  5. Если согласие не достигнуто, стороны приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Рассмотрение спора трудовым арбитражем и оформление его решения происходят следующим образом:

  1. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются решением работодателя, представителя работников и упомянутого государственного органа. Стороны коллективного спора заключают соглашение в письменной форме об обязательном выполнении решений трудового арбитража.
  2. Решение трудового арбитража оформляется в письменном виде и передается сторонам коллективного трудового спора.
  3. Если спор не разрешен или решение трудового арбитража не исполняется, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ч. 1, 2 ст. 413 ТК РФ забастовка не может быть проведена.
  4. Если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Молодежь учат избегать конфликтов и решать трудовые споры мирным путем

Трудовые споры и конфликты свойственны всем системам трудовых споров, структура системы урегулирования трудовых конфликтов может.

Коллективные трудовые споры могут рассматриваться в судах: Большая Палата ВС

На семинаре Вы узнаете об основных причинах трудовых конфликтов, получите рекомендации, как их не допустить или урегулировать внутри коллектива. Семинар расскажет о возможностях досудебного урегулирования конфликтных ситуаций, в том числе в комиссии по трудовым спорам (КТС), поможет выстроить защиту нанимателя в суде и других органах, участвующих в разрешении спора.

Целевая аудитория: руководители и специалисты кадровых служб, юристы и бухгалтеры, занимающиеся кадровыми вопросами.

Содержание:

1. Трудовые споры: причины и профилактика.

1.1. Ошибки нанимателей, ведущие к конфликтам. Неправомерный отказ в приеме на работу;

нарушения при заключении трудовых договоров (контрактов); ошибки при установлении испытательного срока, ненормированного рабочего дня, неполного рабочего времени, составлении графика работ (сменности); несоблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий и расторжения трудового договора (контракта); другие причины.

1.2. Как не допустить трудовой спор. Как правильно отказать в приеме на работу; правила увольнения работников, не выдержавших испытания, не соответствующих занимаемой должности и т.п.; риски фактического допуска к работе без надлежащего оформления. Выбираем вид трудового договора (бессрочный или срочный трудовой договор либо контракт); когда нельзя заключать договор подряда (оказания услуг). Как законно возложить на работника дополнительные обязанности. Порядок объявления простоя, оформления отпуска по инициативе нанимателя. Когда можно удержать с работника ущерб. "Подводные камни" расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя; дополнительные процедуры при увольнении по Декрету N 5.

1.3. Как не допустить злоупотребление работником своими правами (когда работник уклоняется от получения уведомлений, ознакомления с приказами, актами, не является за трудовой книжкой, своевременно не представляет больничные листки и т.д.).

2. Разрешение трудовых споров в досудебном порядке.

2.1. Возможности ЛНПА в предупреждении и разрешении трудовых споров. На что обратить внимание при разработке ПВТР, должностных / рабочих инструкций?

2.2. Разрешение споров с участием профсоюза.

2.3. КТС: образование, компетенция, сроки и порядок рассмотрения трудового спора, принятие, исполнение, обжалование решений.

2.4. Альтернативные способы урегулирования трудовых споров: органы примирения, посредничества и арбитража, третейские суды.

2.5. Взаимодействие с департаментом государственной инспекции труда при разрешении трудовых споров.

Лектор: Буйвид Олеся Васильевна, адвокат адвокатского бюро "Принципал".

3. Разрешение трудовых споров в суде.

3.1. Действия нанимателя в случае обращения в суд работника. Защита интересов нанимателя в суде. Мировое соглашение. Исполнение решения суда. Взыскание в суде материального ущерба, причиненного работником.

3.2. Судебная практика по трудовым спорам (о восстановлении на работе; изменении даты и основания увольнения, о признании наличия трудовых отношений в случае, когда был заключен договор подряда и др.).

Лектор: Кеник Ксения Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Верховного Суда Республики Беларусь в отставке.

Время проведения семинара: 09.30 – 16.30

Записаться на семинар можно по телефону 205-03-00.

Организатор оставляет за собой право изменения места проведения семинара, о чем будет дополнительно сообщено всем участникам семинара.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Коллективные трудовые споры

Журнал «Трудовые споры» – практика разрешения трудовых конфликтов.

Вы точно человек?

Главная / Работнику / Трудовые отношения / Представление работника и коллективные трудовые отношения / Коллективный трудовой конфликт (забастовка, локаут)

Коллективный трудовой конфликт (забастовка, локаут)

Viimati uuendatud: 04.12.2015

Коллективный трудовой конфликт представляет собой конфликт на почве заключения коллективного договора между работодателем (союзом работодателей) и работниками (объединением или союзом, в т.ч. профсоюзом или союзом профсоюзов работников), применения коллективного договора и утверждения новых условий труда.

Поэтому коллективный трудовой конфликт может возникнуть на почве либо интересов (заключение коллективного договора и утверждение новых условий труда), либо прав (применение коллективного договора и толкование его условий). Другими словами, конфликт интересов возникает по вопросам утверждения не охваченных действующим коллективным договором и новых условий труда, а правовой конфликт означает спор по осуществлению и толкованию прав, вытекающих из действующего коллективного договора или какого-либо правового акта.

Пересмотренная и дополненная Европейская социальная хартия (часть 4 обязывающей для Эстонии статьи 6) устанавливает принцип, согласно которому организация коллективных акций, в т.ч. забастовок, возможна исключительно в случае конфликта интересов. Тот же принцип записан и в Хартии основных прав Европейского Союза (статья 28).

Местом разрешения правовых конфликтов является арбитражный суд или суд, а не акции протеста и трудовая борьба.

Порядок разрешения коллективного трудового конфликта предусматривает Закон о разрешении коллективных трудовых конфликтов и Положение о примирителе коллективных трудовых конфликтов (на эстонском языке).

Visits 5020, this month 5020

Конфликт шире понятия «трудовой спор». рассмотрения и разрешения трудовых споров, конфликтов и разногласий и их соотношение между собой.