Суть дисциплинарной ответственности состоит в применении особого рода санкций — дисциплинарных взысканий, виды которых установлены законом.

§7. Производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления

§7. Производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления

Материальную основу производства по дисциплинарным делам составляют нормы, регулирующие самостоятельный вид юридической ответственности — дисциплинарную ответственность. Основные особенности дисциплинарной ответственности, отличающие ее от иных видов юридической ответственности, состоят в следующем:
1. Дисциплинарная ответственность наступает только для физических лиц, именно тех, кто выполняет трудовые или служебные обязанности в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.д., словом, там, где действуют правила внутреннего трудового распорядка, а также иные акты, например, Уставы о дисциплине, распространяющиеся на соответствующие трудовые коллективы в широком смысле слова.
По субъектному признаку дисциплинарная ответственность стоит в одном ряду с ответственностью уголовной и административной. С этой последней, как уже было отмечено, происходят несвойственные ей новации.
2. Дисциплинарная ответственность наступает за противоправные виновные правонарушения в форме проступка, т.е. такого деяния, которое, как правило, связано с нарушением или неисполнением установленных трудовых или служебных обязанностей. Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные служащие несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, т. е. за должностной проступок.
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение служебной дисциплины, причем специально выделяются признаки грубого нарушения служебной дисциплины. Например, ст. 18 Устава таможенной службы Российской Федерации к грубым нарушениям служебной дисциплины относит:
— невыполнение сотрудником таможенных органов обязанностей, установленных ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
— утраты сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;
— прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;
— появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
— несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников статьей 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
3. За совершение дисциплинарного проступка лицо несет ответственность по линии подчиненности перед вышестоящим должностным лицом. Наличие служебной (трудовой) подчиненности — характерный признак именно дисциплинарной ответственности, отличающий ее от ответственности административной, которая наступает за совершение соответствующих проступков перед лицом или органом, с которыми правонарушитель не связан линиями подчиненности. Это обстоятельство в средствах массовой информации иногда трактуется неверно. Например, сообщая читателям о наложении на виновного государственного служащего скажем, строгого выговора, читателям сообщается, что на «виновного наложено строгое административное взыскание», не учитывая, что администрация предприятия или учреждения имеет в своем арсенале взыскания только дисциплинарные.
4. Дисциплинарная ответственность сопровождается применением мер взыскания, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст 135 КЗоТ к ним относятся: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор;4) увольнение.
Законодательством о дисциплинарной ответственности, а также уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания, например, предупреждение о неполном соответствии. Так, для работников морского транспорта эта мера применяется в случаях:
— систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;
— неоднократного совершения дисциплинарных проступков;
— нарушений законов и иных нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.
Помимо названных, законодательство предусматривает и иные меры взыскания, например, для сотрудников органов внутренних дел -понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака. В учебных заведениях МВД Российской Федерации может также применяться в виде взыскания назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению).
Производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления осуществляется по правилам, установленным Федеральными законами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации.
Основные из этих правил состоят в следующем:
— за дисциплинарный проступок может быть наложено только одно взыскание. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
— при наложении на работника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного правонарушения, обстоятельства, при которых оно было совершено, его предшествующая служба и поведение;
— лица, правомочные налагать дисциплинарные взыскания, применяют их в соответствии с предоставленными им правами. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применять дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем;
— до применения дисциплинарного взыскания лицо, его налагающее, обязано лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка. Обязательно должно быть получено письменное объяснение лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения.
Отказ лица от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания;
— дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха.
Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее шести месяцев (для членов экипажей морских судов дальнего плавания — 1 год) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу:
— дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник должен быть ознакомлен в трехдневный срок под расписку;
— вышестоящий руководитель вправе отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему прав) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим должностным лицом, если найдет, что взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка;
— лицо считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался вновь дисциплинарному взысканию. Руководитель, наложивший дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если работник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины;
— лицо, подвергнутое дисциплинарному взысканию, вправе обжаловать его вышестоящему руководителю либо в суд. Глава 4. Структура административного процесса (продолжение)
НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ Предварительные замечания.
1. Бесспорный, общепризнанный факт: реально сложилось несколько процедур с ясно выраженной целью — обеспечить достижение юридического результата. Эти процедуры осуществляются в сфере государственного управления уполномоченными на то органами исполнительной власти. Регулирование этих процедур обеспечивается соответствующими нормативными актами, прежде всего федеральными законами. Принадлежность названных процедур к сфере государственного управления и их несомненный юридический характер позволяют однозначно квалифицировать эти процедуры как производства в административном процессе. Речь в первую очередь идет о регистрационном, лицензионном и исполнительном производствах.
2. Появление упомянутых производств обусловлено потребностями современного этапа развития нашего государства, глубокими преобразованиями в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества и государства. Новые, ранее неведомые, да и просто немыслимые общественные отношения нуждаются в адекватном юридическом — материальном и процессуальном — обеспечении. По-прежнему действует классическая схема: потребности новых общественных отношений с необходимостью порождают для их регулирования и упорядочивания соответствующие группы материальных норм российского права, реализация которых может быть достигнута лишь с помощью процедур, в свою очередь регулируемых процессуальными нормами.
Коль скоро речь идет о производствах, реально сложившихся, хотя и находящихся в начале своей юридической жизни в сфере государственного управления, то, следовательно, нельзя не признать заметного расширения и определенного усложнения правового поля, где действуют административно-процессуальные нормы, что свидетельствует о заметном возрастании их социальной роли.
3. С другой стороны, появление названных производств дает основания говорить о таком своеобразном качестве административного процесса, как его органическая способность интенсивно пополняться новыми производствами.[172] При этом следует учитывать и своеобразие системы производств, образующих административный процесс, в котором они располагаются, так сказать, параллельно. Тем не менее их объединяет главное: каждый вид производства в сфере государственного управления предназначен, прежде всего, для достижения юридического результата, подчас весьма существенного в своей значимости, например, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Достаточно напомнить, что при существовании частной собственности на средства производства это имущество может быть значительным по своей стоимости, размерам и т.д.
На этом фоне представляются, с моей точки зрения, искусственными конструкции, предлагаемые в административно-правовой литературе, которые относят упомянутые производства к разряду чисто управленческих процедур, хотя по своей природе они содержат в себе и немалую долю административной юрисдикции[173].

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Источник: Сорокин В.Д.. Административный процесс и административно-процессуальное право. — СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург).2002. — 474 с.. 2002

Еще по теме §7. Производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления:

  1. § 2. Отдельные виды процедурных производств
  2. §3. Проблемы безопасности в информационной сфере
  3. 1.1. Налоговый контроль в системе государственного контроля в налоговой сфере
  4. §4. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  5. §5. Производство по делам о поощрениях
  6. §7. Производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления
  7. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
  8. Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления
  9. § 4 Организация и развитие центрального и местного судебного управления в 1920-начале 1930-х гг.
  10. 3. Понятие и виды мер государственного принуждения
  11. 3. Виды административных производств
  12. 2. Виды контроля в государственном управлении
  13. 3. Сущность и виды надзора в государственном управлении
  14. 1.Общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления
  15. 9.3. Административный процесс и административные производства
  16. § 1. Изменения в системе органов государственного управления.
  17. Вопрос 1. Понятие, задачи и правовые основы дисциплинарного производства.
  18. § 3. Государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и земель лесного фонда

— Административный процесс России — Административный процесс Украины —

— Авторское право — Аграрное право — Адвокатура — Административное право — Административный процесс — Арбитражный процесс — Банковское право — Вещное право — Государство и право — Гражданский процесс — Гражданское право — Дипломатическое право — Договорное право — Жилищное право — Зарубежное право — Земельное право — Избирательное право — Инвестиционное право — Информационное право — Исполнительное производство — Конкурсное право — Конституционное право — Корпоративное право — Криминалистика — Криминология — Медицинское право — Международное право. Европейское право — Морское право — Муниципальное право — Налоговое право — Наследственное право — Нотариат — Обязательственное право — Оперативно-розыскная деятельность — Политология — Права человека — Право зарубежных стран — Право собственности — Право социального обеспечения — Правоведение — Правоохранительная деятельность — Семейное право — Судебная психиатрия — Судопроизводство — Таможенное право — Теория и история права и государства — Трудовое право — Уголовно-исполнительное право — Уголовное право — Уголовный процесс — Философия — Финансовое право — Хозяйственное право — Хозяйственный процесс — Экологическое право — Ювенальное право — Юридическая техника — Юридические лица —

по привлечению к дисциплинарной ответственности, можно различить два вида производства — простое или сложное. Простое производство обычно.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Законно ли требование о самоизоляции? Ответ адвоката

Вы точно человек?

Глава 10. Дисциплинарные проступки и меры дисциплинарной ответственности

10.1. Дисциплинарная ответственность устанавливается за виновное совершение дисциплинарного проступка, предусмотренного настоящим Кодексом.

10.2. Дисциплинарными проступками являются:

10.2.1. нарушение правил совершения нотариальных действий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, и Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий и способ ее фиксирования;

10.2.2. организация работы с нарушением требований законодательства, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, актов Федеральной нотариальной палаты, принятие которых предусмотрено законодательством;

10.2.3. нарушения Правил нотариального делопроизводства:

— которые носят систематический характер;

— которые повлекли нарушения прав граждан или юридических лиц;

— которые повлекли утрату номенклатурных дел или их части;

— неоднократная регистрация нотариальных действий в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата не в день их совершения без объективных причин;

10.2.4. неисполнение решений органов нотариальной палаты, принятых в пределах их компетенции;

10.2.5. нарушение тайны совершения нотариального действия;

10.2.6. утрата личной печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, реестров для регистрации нотариальных действий, архива нотариуса, в том числе архивов, переданных нотариусу на временное хранение, бланков и других служебных документов и материалов, специальных данных, которые позволяют использовать электронную подпись нотариуса;

10.2.7. неинформирование лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размере нотариального тарифа, стоимости услуг правового и технического характера, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством или решениями нотариальных палат;

10.2.8. занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

10.2.9. оказание посреднических услуг при заключении договоров;

10.2.10. совершение нотариального действия вне установленных границ нотариального округа, кроме определенных законом случаев;

10.2.11. совершение нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);

10.2.12. осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;

10.2.13. произвольное изменение размера нотариального тарифа, установленного законом, несоблюдение решений нотариальной палаты о размере платы за оказание услуг правового и технического характера, выразившееся в его произвольном изменении в сторону уменьшения (вплоть до нулевого значения) либо увеличения;

10.2.14. использование денежных средств, ценностей и иного имущества, переданного нотариусу, в целях, отличных от тех, для которых они передавались;

10.2.15. совершение нотариальных действий нотариусом одновременно с лицом, его замещающим;

10.2.16. отказ в предоставлении льгот по уплате нотариального тарифа, предусмотренных действующим законодательством, и льгот при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера;

10.2.17. привлечение к выполнению технических работ, в том числе по подготовке проектов документов, изготовлению оригиналов и копий, сканированию документов, а также по регистрации, учету, архивированию документов, иных лиц, кроме работников нотариуса, стажеров нотариуса;

10.2.18. использование сведений, ставших известными в связи с совершением нотариального действия, в ущерб интересам обратившегося лица или в целях получения прямой или косвенной выгоды для нотариуса или другого лица;

10.2.19. несоблюдение культуры поведения при осуществлении профессиональной деятельности, в том числе исполнение профессиональных обязанностей в состоянии алкогольного или иного токсического опьянения, под воздействием психотропных препаратов;

10.2.20. совершение поступков, в том числе во внеслужебное время, которые нарушают требования главы 4 настоящего Кодекса и наносят ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подрывают доверие и престиж профессии в обществе;

10.2.21. отсутствие без уважительных причин постоянного места для совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года;

10.2.22. неисполнение своих обязанностей и/или передача своих полномочий без уважительных причин или с нарушением порядка, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой в соответствии с законодательством о нотариате;

10.2.23. отказ и/или необоснованная задержка предоставления документов при проведении в соответствии с законодательством проверки его деятельности и/или рассмотрении дела о дисциплинарной ответственности;

10.2.24. совершение действий, препятствующих реализации права лица на обращение к другому нотариусу;

10.2.25. умаление профессионального достоинства и авторитета других нотариусов, а также нотариальной палаты и ее органов;

10.2.26. непредставление или несвоевременное представление в установленные законодательством сроки сведений (документов), запрашиваемых уполномоченными государственными органами, а также неявка в государственные органы для участия в рассмотрении дел в случаях, предусмотренных законом;

10.2.27. размещение информации о своей нотариальной деятельности с нарушением правил, установленных настоящим Кодексом;

10.2.28. нарушение ограничений, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с информированием общественности о своей деятельности;

10.2.29. неявка без уважительных причин на общее собрание членов нотариальной палаты, а также по приглашению органов и комиссий нотариальной палаты для рассмотрения вопросов по исполнению профессиональных обязанностей нотариуса;

10.2.30. неуплата в установленный срок членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;

10.2.31. непредставление или несвоевременное представление по запросу органов нотариальной палаты или комиссий, осуществляющих контрольные функции, документов, письменных и устных разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции этих органов или комиссий;

10.2.32. непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, а также сведений финансового и иного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами и решениями органов нотариальных палат;

10.2.33. несоблюдение обязанностей, предусмотренных уставом нотариальной палаты, помимо указанных в пунктах 10.2.29 — 10.2.32 настоящего Кодекса.

10.3. За совершение нотариусом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание, которое является мерой дисциплинарной ответственности.

10.4. Мерами дисциплинарной ответственности нотариуса являются замечание, выговор, строгий выговор.

10.5. Наложенное дисциплинарное взыскание считается снятым, если нотариус не совершит нового дисциплинарного проступка в течение:

одного года со дня объявления замечания;

двух лет со дня объявления выговора;

пяти лет со дня объявления строгого выговора.

10.6. При добросовестном исполнении нотариусом профессиональных обязанностей, активном участии в деятельности профессионального сообщества, отсутствии повторного совершения проступков, а также безупречном поведении Правление нотариальной палаты может до истечения сроков, установленных пунктом 10.5 настоящего Кодекса, снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе или по заявлению нотариуса, но не ранее чем через три месяца после его наложения.

Заявление о снятии дисциплинарного взыскания рассматривается Правлением нотариальной палаты не позднее двух месяцев со дня его поступления.

При отказе в снятии дисциплинарного взыскания повторное заявление о снятии дисциплинарного взыскания может быть подано нотариусом не ранее чем через три месяца после рассмотрения предыдущего заявления.

10.7. Нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка не позднее чем через девять месяцев со дня поступления в нотариальную палату документов, послуживших основанием для возбуждения дисциплинарного производства.

Течение указанного срока приостанавливается, если в нотариальную палату поступила информация о наличии судебного спора в отношении фактов, изложенных в обращении, послужившем основанием для дисциплинарного производства.

10.8. Нотариус не подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, если:

— основанием для начала дисциплинарного производства является информация, поступившая от лиц, указанных в пунктах 12.7.1 — 12.7.6 настоящего Кодекса, и с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права или о совершении дисциплинарного проступка, прошло более трех лет;

— основаниями для начала дисциплинарного производства являются сообщения, указанные в пунктах 12.7.7 — 12.7.8 настоящего Кодекса, и с момента совершения дисциплинарного проступка прошло более пяти лет.

10.9. Истечение сроков, установленных пунктом 10.8, влечет прекращение уже начатой процедуры рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности и является основанием для принятия комиссией или Правлением решения о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Вебинар «Ответственность должностных лиц» 08 ноября

Понятие дисциплинарного производства 6. 2. Дисциплинарная ответственность Дисциплинарные взыскания Порядок применения.

Что в себя включает дисциплинарное производство?

Дисциплинарное производство — вид административно-юрисдикционного производства, урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершениидисциплинарных проступковдисциплинарной ответственности

. Принципы дисциплинарного производства

законность,

гласность,

объективная истина,

демократизм,

равенство всех граждан перед законом

ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ — 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве

Необходимо сразу указать, что в административный процесс включаются лишь такие дисциплинарные производства, которые урегулированы материальными и процессуальными нормами административного права. Таким образом, к административному процессу не могут быть отнесены производства по делам о дисциплинарных проступках относительно рабочих и служащих, которые регламентируются нормами трудового права. Круг дисциплинарных производств, регулируемых преимущественно нормами административного права, ограничивается дисциплинарными производствами относительно государственных служащих, учащихся, лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также лиц, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине.

Взяв за основу определение дисциплинарного производства, предлагаемое Д. Н. Бахрахом, можно дать следующее понятие дисциплинарного производства по административному праву: это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Большинство ученых-административистов рассматривают дисциплинарное производство как одну из составляющих административно-юрисдикционного процесса, то есть как одно из его производств. При этом Д. Н. Бахрах уточняет, что одним из производств административно-юрисдикционного процесса является дисциплинарное производство на основе норм административного права.

Следовательно, представляется, что к дисциплинарному производству по административному праву могут применяться все основополагающие категории административно-юрисдикционного процесса.

Дисциплинарное производство по административному праву базируется на определенных принципах, которые являются исходными позициями, лежащими в основе проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках государственных служащих, учащихся и других субъектов и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, очевидно, что ему присущи общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности. Это принципы: законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами, дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические. Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Это — принципы экономичности, оперативности, целесообразности. Подчеркнем, что принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают реальную общую обязательность и юридическую силу.

Дисциплинарные производства по административному праву можно различать в зависимости от категорий лиц, относительно которых они проводятся. Так, можно выделить:

— дисциплинарное производство в отношении государственных служащих;

— дисциплинарное производство в отношении учащихся;

— дисциплинарное производство в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы;

— дисциплинарное производство в отношении лиц, к которым применяются нормы уставов или положений о дисциплине.

Его суть заключена в применении к лицам, совершившим пра вонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотрен ных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государственных служащих речь идет о совершении ими служеб ных проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).

Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано многими норма тивно-правовыми актами, что предопределено наличием различ ных форм государственно-служебных отношений (собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внутрен них дел, в органах налоговой полиции и т.п.). Кроме того, на госу дарственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Важное значение для правового регулиро вания дисциплинарного производства имеет Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.

Общее, что характерно для дисциплинарного производства не зависимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководи телем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) со вершившего служебный проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисципли нарной властью. Налицо, следовательно, специальный субъект применения этой власти.

Порядок дисциплинарного производства в обобщенном виде следующий. Взыскание применяется непосредственно за обнару жением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнару жения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка является день, когда должностному лицу, налагающему взыскание, стало об этом из вестно.

Указом Президента РФ также установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполни тельной власти субъектов РФ обязаны рассматривать не позднее трех дней сообщения, опубликованные в средствах массовой ин формации, в том числе в теле- и радиопередачах, о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками законов, а также служебных обязанностей. Не позднее трех недель с момента опубликования материалов необходимо сообщать средствам массовой информации итоги рассмотрения дел. До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение, а также обеспечена возможность личного приема привлекаемого к ответственности руководителем.

Государственный служащий, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.

При необходимости проводится служебная проверка указан ных в объяснениях сведений с вынесением заключения по резуль татам проверки. Возможно также проведение ревизии или провер ки финансово-хозяйственной деятельности.

Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а при расследовании (проверке) – не позднее одного года со дня его совершения. За каждый про ступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыс кание.

При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение слу жащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного про ступка. Не может быть наложено дисциплинарное взыскание за деяния, совершение которых наказуемо в ином порядке.

Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарно го взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под распис ку. В военизированных службах взыскание может быть объявлено перед строем или на совещании.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Руководитель, применивший взыс кание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при условии добросовестного поведения работника. Меры поощрения во время действия взыска ния не применяются.

Устное взыскание считается снятым по истечении одного ме сяца.

Приказ (решение) о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжалован по команде (административный порядок) или в суд. Для обжалования установлен трехмесячный срок.

Его суть заключена в применении к лицам, совершившим пра вонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотрен ных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государственных служащих речь идет о совершении ими служеб ных проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).

Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано многими норма тивно-правовыми актами, что предопределено наличием различ ных форм государственно-служебных отношений (собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внутрен них дел, в органах налоговой полиции и т.п.). Кроме того, на госу дарственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Важное значение для правового регулиро вания дисциплинарного производства имеет Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.

Общее, что характерно для дисциплинарного производства не зависимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководи телем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) со вершившего служебный проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисципли нарной властью. Налицо, следовательно, специальный субъект применения этой власти.

Порядок дисциплинарного производства в обобщенном виде следующий. Взыскание применяется непосредственно за обнару жением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнару жения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка является день, когда должностному лицу, налагающему взыскание, стало об этом из вестно.

Указом Президента РФ также установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполни тельной власти субъектов РФ обязаны рассматривать не позднее трех дней сообщения, опубликованные в средствах массовой ин формации, в том числе в теле- и радиопередачах, о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками законов, а также служебных обязанностей. Не позднее трех недель с момента опубликования материалов необходимо сообщать средствам массовой информации итоги рассмотрения дел. До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение, а также обеспечена возможность личного приема привлекаемого к ответственности руководителем.

Государственный служащий, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.

При необходимости проводится служебная проверка указан ных в объяснениях сведений с вынесением заключения по резуль татам проверки. Возможно также проведение ревизии или провер ки финансово-хозяйственной деятельности.

Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а при расследовании (проверке) – не позднее одного года со дня его совершения. За каждый про ступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыс кание.

При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение слу жащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного про ступка. Не может быть наложено дисциплинарное взыскание за деяния, совершение которых наказуемо в ином порядке.

Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарно го взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под распис ку. В военизированных службах взыскание может быть объявлено перед строем или на совещании.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Руководитель, применивший взыс кание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при условии добросовестного поведения работника. Меры поощрения во время действия взыска ния не применяются.

Устное взыскание считается снятым по истечении одного ме сяца.

Приказ (решение) о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжалован по команде (административный порядок) или в суд. Для обжалования установлен трехмесячный срок.

Необходимо сразу указать, что в административный процесс включаются лишь такие дисциплинарные производства, которые урегулированы материальными и процессуальными нормами административного права. Таким образом, к административному процессу не могут быть отнесены производства по делам о дисциплинарных проступках относительно рабочих и служащих, которые регламентируются нормами трудового права. Круг дисциплинарных производств, регулируемых преимущественно нормами административного права, ограничивается дисциплинарными производствами относительно государственных служащих, учащихся, лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также лиц, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине.

Взяв за основу определение дисциплинарного производства, предлагаемое Д. Н. Бахрахом1, можно дать следующее понятие дисциплинарного производства по административному праву: это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Большинство ученых-административистов рассматривают дисциплинарное производство как одну из составляющих админист-ративно-юрисдикционного процесса, то есть как одно из его производств2. При этом Д. Н. Бахрах уточняет, что одним из производств административно-юрисдикционного процесса является дисциплинарное производство на основе норм административного права3.

Следовательно, представляется, что к дисциплинарному производству по административному праву могут применяться все основополагающие категории административно-юрисдикционного процесса.

. Дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство — это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство — это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.

Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности. Это — составная часть административно — юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.

Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о стадиях процессуальной деятельности в рассматриваемом производстве можно различить 4 стадии:

1) служебное разбирательство (расследование);

2) рассмотрение дисциплинарного дела;

3) пересмотр дела;

4) исполнение наложенного взыскания.

На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать; в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и не отмененные взыскания должны быть исполнены.

Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении самим руководителем проступка. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверка документов, замеры и т. д. Но во всех случаях от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю.

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

* вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

* ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

* направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и т. д.);

* наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

* если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;

* при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

Права начальников по наложению взысканий установлены с учетом особенностей службы в органах внутренних дел. Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников милиции и некоторых иных милитаризованных служащих самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд ) могут налагаться устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме актов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

* издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

* одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

* в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

* взыскание налагается решением коллегии.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях(собрании).

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд.

В дисциплинарных уставах и иных подобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право он, как и все граждане, имеет в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано: «Военнослужащий вправе …обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы».

Сотрудник органов внутренних дел также вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а в установленных законом и Положением случаях — и в суд. Начальник, превысивший предоставленные ему права по наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.

В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранного дисциплинарного взыскания. Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т. д.) и их исполнение состоит в их доведении до сведения, оглашении. Если начальник избрал взыскание организационного характера — понижение в должности, увольнение (исключение) и т. д. — его нужно выполнить реально.

Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ большое внимание уделяет регулированию вопросов применения и исполнения дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте.

В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки. И вообще, пока член административного коллектива находится в нем или продолжает находиться на военной или иной милитаризованной службе, взыскания должны быть учтены.

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние — состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.

Члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, то есть с даты издания приказа. А окончание срока понимается неоднозначно. В ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел и в ст. 33 Дисциплинарного устава таможенной службы сказано, что дисциплинарное взыскание утрачивает силу, если в течение года сотрудник «не подвергался вновь дисциплинарному взысканию». А в Дисциплинарном Уставе Вооружённых сил РФ и многих других актах взыскание утрачивает силу, если в течение года «не совершено нового проступка». Таким образом, в первом случае срок исчисляется от первого приказа до второго, а во втором случае — от первого приказа до второго проступка.

Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Страницы: следующая →

12Смотреть все


Загрузить файл


Похожие страницы:

  1. Дисциплинарноепроизводство (2)

    Реферат >> Государство и право

    … , можно выделить: — дисциплинарноепроизводство в отношении государственных служащих; — дисциплинарноепроизводство в отношении учащихся; — дисциплинарноепроизводство в отношении лиц, находящихся …

  2. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

    Реферат >> Государство и право

    … ни с исковым производством, ни с производством по делам, возникающим … для исправления ситуации или возбуждения дисциплинарногопроизводства, обратиться в суд, прокуратуру … совпадающего ни с исковым производством, ни с производством по делам, возникающим …

  3. Виды дисциплинарной ответственности. порядок наложения дисциплинарных взысканий

    Реферат >> Государство и право

    … различные определения дисциплинарногопроизводства. Так, Д.Н. Бахрах определяет дисциплинарноепроизводство «как … можно выделить следующие стадии дисциплинарногопроизводства. Возбуждение дисциплинарногопроизводства. Работодатель опрашивает свидетелей …

  4. Понятие и специфика дисциплинарной ответственности по административному праву

    Реферат >> Государство и право

    … наличии специального закона — дисциплинарные. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 2.1. Дисциплинарноепроизводство в административном праве Дисциплинарноепроизводство — это регулируемая …

  5. Понятие и виды дисциплинарной ответственности

    Кодекс >> Государство и право

    … ВВЕДЕНИЕ 4 1. Понятие дисциплинарногопроизводства 6 2. Дисциплинарная ответственность 14 2.1. Дисциплинарные взыскания 14 2.2. Порядок … и процессу. 1. Понятие дисциплинарногопроизводстваДисциплинарноепроизводство — это регулируемая правовыми нормами …

Хочу больше похожих работ…

– внесудебное дисциплинарное производство.